Эмоциональное восприятие мешает услышать другого

Конспект и критика книги «Искусство слушать» Майкла Николса

«Вы встретите в обществе много людей действительно умных и талантливых, которые однако слишком легко говорят о том, что для них не совеем известно. Формальная логика, Силлогизмы, Объективное и Субъективное – они самым решительным образом смеются над этими и другими подобными словами. Отчего это люди не могут сказать общепонятно того, что они хотят сказать? вот их обыкновенная манера ставить вопрос. Всё это очень хорошо, когда люди сами понимают то, над чем они смеются – когда они знают силлогизмы и могут повторить Аристотелевы категории; но когда они не могут и не знают, то это нестерпимо. Это становится глупой прихотью невежества. Понятно!» 293

Новейшее образование. Его истинные цели и требования. 1867

Почему мы разучились слышать друг друга?

Понимать – 401 раз встречается в книге.

Ничто не ранит больнее, чем чувство, что люди, которые нам дороги, на самом деле не слушают нас. 15

…большинство конфликтов на нашей жизни можно объяснить одним простым фактом: в действительности люди не слушают друг друга. 15

Большинство неудач в достижении понимания случаются в силу нашей собственной потребности что-то сказать. Мы склонны реагировать на сказанное вместо того, чтобы сосредоточиться на том, что пытается выразить собеседник. Эмоциональные реакции побуждают нас отвечать, не задумываясь, и заглушают наше понимание и заботу. Каждый из нас по-своему выражает защитную реакцию. Мы не слышим, что было сказано, поскольку нечто в сообщении говорящего вызывает боль или нетерпение.

Чтобы научиться слушать и трансформировать наши отношения, мы должны определить и подчинить себе эмоциональные факторы, вызывающие беспокойство, конфликт и непонимание. 17

Часть 1 Жажда быть понятым.

Он слушает, но, кажется, ему больше неинтересно. Он не задаёт вопросы. 25

…мы закрываем глаза на пренебрежение… 26

Быть услышанным – значит быть принятым всерьёз.

Оказывается, потребность в том, чтобы быть услышанным, которую мы обычно принимаем как нечто само собой разумеющееся – это один из самых сильных мотивов в природе человека. Слушание – это среда, в которой мы обнаруживаем, что нас либо понимают и принимают, либо нет. 32

…Скучные люди, которые всегда говорят о себе и, кажется, не думают о том, что хотите сказать вы. Они лишь ждут, чтобы перевести разговор обратно на себя. 32

…большую часть времени все мы безнадёжно поглощены собой. 33

Когда нас не слушают, мы чувствуем себя проигнорированными, неоценёнными, отстранёнными от других и одинокими. 37

…мать топтала чувство собственного достоинства маленькой девочки, чтобы научить её самоуважению. 40

Слушание создаёт чувство собственного достоинства. 41

понимание достигается совместными усилиями: один человек пытается выразить свои мысли, другой – понять их. 49

…нас ранят тем, что не слушают. 55

Чувство того, что нас не понимают – одно из самых болезненных в человеческом опыте. 55

…предоставляя обратную связь, слушатели рассказывают говорящим о воздействии их сообщений, и предоставляют им возможность прояснить свои намерения. 60

…у каждого из нас есть определённые способы эмоционального реагирования в тех или иных взаимоотношениях.

…мы занимаем оборонительную позицию, что не позволяет услышать говорящего и понять, что он имел в виду. 67

…разрушительные темы для пар – деньги, дети и секс. 67

…в поисках объяснений мы склонны искать объяснения снаружи, не в нас самих. 68

Для эффективного участия вам необходимо кое-что знать о правилах игры. 69

…когда мы не знаем правил игры – не дают нам понять наши успехи и неудачи в общении друг с другом. 69

…мы не говорим напрямую, чего мы хотим. 70

…это традиция уклончивости в объяснении своих желаний, иносказательности является настолько всеобщей, 70

…иносказательность вызывает так много непонимания и приносит много вреда. 71

Каждый слушатель оценивает намерения других говорящих по тому, что они говорили, или по тому, что он услышал. А других просил, чтобы они оценивали его по тому, что он хотел сказать. 71

«Давай пообедаем». – «Я голоден».

«Я хотел бы снова вас увидеть». – «Нет, я не хочу идти с вами на ужин», или – «Пожалуйста, уходите. Я сейчас занят». 71

Грегори Бейтсон – основатель семейной терапии. 72

Мы знаем, что мы имеем в виду; проблемы возникают тогда, когда мы ожидаем этого от других. 73

Множество недоразумений можно было бы прояснить, если бы мы научились делать две вещи: ценить точку зрения другого человека и уточнять то, что остаётся подразумеваемым. 74

Правила хорошего тона основаны на общем понимании того, что уместно и, вероятно, исходят из практических соображений, таких как невмешательство в жизнь других людей и уважение к специальным местам. Поэтому громкие разговоры в соборе, в поезде или в кинотеатре не одобряются. Поскольку правила приличия подразумеваемы и широко распространены, мы склонны принимать их как нечто само собой разумеющееся, не принимая, что делаем это, пока мы или кто-то другой не нарушает их. 76

Мы устаём не просто из-за того, что слышим одно и то же, но из-за того, что нас выбирают на беспомощную роль того, кому докучают проблемой, не имеющей решения, по крайней мере, такого, которое жалобщик хочет рассмотреть. – Надо же! Очень жаль… 79

Эмоциональные факторы усложняют слушание. 84

Тест на слушание. 85

…когда мы открываемся кому-то, от кого ожидаем заинтересованности, и этот человек слушает нас какое-то время, но затем меняет тему разговора на свою собственную, мы чувствуем, что нас предали. Это как пощёчина; мы чувствуем себя так, как будто ему было всё равно, что мы сказали. 94

Почему мы перебиваем, чтобы рассказать собственные истории. 99

Слушать – значит понимать другого человека. 99

Эмпатия – понимание. 100

Эмоции мешают слушать. 112

«…воспитание эмоций школьников с целью подготовки их к восприятию реакционных идеологий». 182.

В. Райх. (1897-1957) Психология масс и фашизм. (1933г.) С.-Петербург 1997г.

«Воздействие пропаганды должно быть направлено главным образом на чувства и только в очень ограниченной степени – на так называемый разум».

«Йехуизм» И. Гарин

«Чрезвычайно важно показать с исчерпывающей научной точностью, что воспитание, чего бы оно не касалось и какие бы ни принимало формы, всегда имеет в конечном счёте в своей основе механизм воспитания условного рефлекса. 7.

Первым приближающим определением воспитания будет указание на то, что воспитательный процесс сводится к установлению и накоплению условных реакций на основе прирожденных и к выработке полезных для приспособления к социальной среде форм поведения. Иначе говоря, воспитание определяется как приспособление наследственного опыта к данной социальной среде. Стр. 59.

Воспитание всегда означает изменение. Если бы нечего было изменять, нечего было бы воспитывать. Мы можем легко вывести из узкого личного круга все эгоистические чувствования, то есть научить ребенка реагировать не на свою личную обиду, но на обиду свой страны, своего класса, своего дела. Поэтому и разделение чувств на низкие и высшие, эгоистические и альтруистические должно отпасть, так как всякое решительно чувство может быть направлено воспитателем в любую сторону и связано с любым раздражителем. Таким образом, воспитание чувств есть всегда, в сущности, перевоспитанием чувств, что есть изменение в направление эмоциональной прирожденной реакции. Для педагога открывается в эмоциях чрезвычайно ценное средство воспитания тех или иных реакций. Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией. Ни одна моральная проповедь так не воспитывает, как живая боль, …

Прежнее воспитание бесконечно логизировало и интеллектуализировало поведение, и в результате возникало то страшнейшее «засушение сердца», то полное отсутствие чувства, которое делалось непременной чертой каждого человека, прошедшего такое воспитание. Стр. 105.

Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика. Все остальное есть мертвое знание. Стр. 106.

… полный волевой акт следует понимать как такую систему поведения, которая возникает на основании инстинктивных и эмоциональных влечений организма и всецело предопределена ими. Стр. 161.

Мы начинаем понимать, что мышление само возникает только на инстинктивной и эмоциональной базе и направляется именно силами последней. Установление эмоционального и активного характера мышления представляет едва ли не важнейшее завоевание психологии последних десятилетий. С особой настойчивостью выдвигается и подчеркивается обстоятельство, что мысль всегда означает необычайную заинтересованность организма в том или ином явлении, что мышлению присущ активный и волевой характер, что в своем течении мысли подчиняются не механическим законам и достоверности, но психологическим законам эмоции. Стр. 166.

Всякий знает, насколько бессильно мышление в борьбе с эмоциональными и инстинктивными влечениями. Никакое моральное предписание не может заставить нас поступать вопреки влечению». Стр. 171.

Лев Симхович Выгодский. 1896-1934г Педагогическая психология. Москва 1996г

«…вопросы изучения мышления рассматриваются в контексте общей психологии. Это определило необходимость анализа мышления в системе основных категорий марксистской психологической науки. 4

Четвертый критерий определен необходимостью познакомить студентов, преподавателей и других специалистов, интересующихся проблемами психологии мышления, прежде всего с тем новым, что характеризует развитие диалектико-материалистической психологии мышления за последние двадцать лет, т.е. в период после выхода в свет и ставших уже классическими работ по психологии мышления, принадлежащих Л.С. Выготскому П.П. Блонскому, А.Н. Леонтьеву, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейну, Ю.М.Теплову и др.

В отечественной психологии, в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и А.Н.Леонтьева были заложены методологические основы для преодоления традиционного разрыва между познавательными и эмоциональными процессами и, в частности, отрыва мышления от эмоциональной (и мотивационной) сферы. В этом контексте важны положение Л.С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта и положение С.Л. Рубинштейна о том, что мышление как реальный психический процесс само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция – единством эмоционального и интеллектуального. Значимым является также положение А.Н. Леонтьева о том, что мышление как деятельность имеет аффективную регуляцию, непосредственно выражающую ее пристрастность. Теоретические положения В.К. Вилюнаса, Ф.В.Бассина, П.М.Якобсона, Б.И.Додонова, В.Л.Поплужного, А.В.Запорожца могут также быть использованы при изучении эмоциональной регуляции мышления. С мыслительной деятельностью связаны (в ней участвуют) все виды эмоциональных явлений – и аффекты, и собственно эмоции, и чувства (по классификации А.Н.Леонтьева) Можно также говорить об интеллектуальной агрессии, интеллектуальном стрессе, интеллектуальной фрустрации.

Экспериментально-психологические исследования эмоциональной регуляции мыслительной деятельности начались сравнительно недавно, но без них уже нельзя представлять себе современную, психологию мышления. «Внутренние условия» мышления – это и возникновение, и сложная динамика эмоциональных оценок». 93

Может иметь место диссоциация (несовпадение) вербальных и эмоциональных оценок при ведущей и регулирующей роли эмоциональных оценок. Эмоциональные оценки могут оказаться более верными, чем оценки вербальные, это объясняется тем, что происходит формирование субъективной шкалы ценности, которая полностью совпадает с объективной (относящейся к самой ситуации) шкалой. При несовпадении субъективной и объективной шкал ценностных характеристик эмоциональные оценки, естественно, могут выполнять и отрицательные функции. Для нахождения объективно верного решения задачи одним из необходимых условий является совпадение субъективной и объективной шкал ценностных характеристик. 106

Эмоциональные реакции, выступают как продукт предшествующий исследовательской деятельности и регулятор последующей.

Эмоциональное предвосхищение действия или последовательности действий является необходимым механизмом для их принятия субъектом в качестве правильного, и, напротив, отсутствие эмоционального предвосхищения может вести к тому, что объективно верные действия и целые последовательности действий «не узнаются» в качестве таковых, хотя и называются в ходе рассуждения. Вербально формулируемый замысел совершаемого действия рождается на почве предвосхищающих эмоциональных оценок, отсутствие таких предвосхищений затрудняет формирование замысла. Эмоциональное решение задачи является кульминационным пунктом сложного эмоционального развития, имеющего место в ходе решения задачи. 106

Результаты экспериментов, проведенных Васильевым, показали закономерную связь эмоциональных процессов с формулированием как конечной, так и промежуточной цели. 132

Глава 7

Мышление и знание

Как очень точно сформулировал еще Л.С. Выготский, «общение, основанное на разумном понимании и на намеренной передаче мыслей и переживаний, непременно требует известной системы средств, прототипом которой была, есть и всегда останется человеческая речь, возникшая из потребности в общении в процессе труда» 193

Реальный мыслительный процесс – Выготский – течение от первого, самого смутного момента зарождения мысли до ее окончательно завершения в словесной формулировке. 193

О.К. Тихомиров. (1933-2001) доктор псих. наук, профессор. Заведующий кафедрой общей психологии факультета психологии МГУ. Психология мышления. Классическая учебная книга. Москва 2007г

Рекомендовано:
Учебно-методическим советом ФГБОУ ВО МГППУ
(протокол № 9 от 26. 09. 2018 г.)

Утверждено:
Решением Учёного совета ФГБОУ ВО МГППУ
(протокол № 12 от 26. 09. 2018 г.)

Программа вступительного испытания в магистратуру ФГБОУ ВО МГППУ в 2019/20 году
Направление подготовки 37.04.01 Психология квалификация: магистр
Москва 2018

Основная литература
Ананьев 1972 (дата смерти)
Асмолов жив
Бажович 1981
Выгодский 1934
Гальперин 1988
Давыдов 1998
Запорожец 1981
Зейгарник 1988
Зинченко 2001
Леонтьев 1979
Мерлин 1982
Петровский А.В. 2006
Рубинштейн 1960
Теплов 1965
Эльконин 1984

Как бы идеальна ни была мысль, ей подлежит совершенно определённая материальная, анатомо-физиолого-биохимико-биофизическая основа. 68

В человеческом мышлении и в его аналогах у животных, … 69

Позиция философов материалистического направления именно в этом случае, как известно, дуалистична: мозг —  материален, мышление – идеально! 77

…эмоциональная реакция человека может очень существенно повлиять на протекание деятельности человека. 81

Исследования сверхмедленных физиологических процессов при эмоциональных реакциях и состояниях раскрыли сущность того, как большая радость и особенно большая печаль могут нарушить нормальное течение мыслительных процессов, а в еще более яркой форме это происходит при болезненных эмоциональных реакциях и состояниях. 81

У человека очень много защитных механизмов, и чаще всего они работают по принципу саморегуляции. 85

Эмоции изменяют состояние мозга и организма. 86

Мы знаем из трудов классиков материализма что мысль – идеальна. И именно мы, материалисты, не даём себе труда понять – нет, даже задуматься над тем, что же это такое – идеальное. 97

Надо сказать, что базирование нашей биологии на примитивном материализме привело к тому, что мы, работали в… 97

…открытие рефлекторного, условно–рефлекторного принципа выявляет нашу общность с животным миром, чем нашу уникальность. 116

И только тогда, когда вас что-то раздражает или сильно радует, — иными словами, когда включается эмоциональная сфера, — ход мыслей может нарушаться. 119

…понимание речи идёт в первую очередь за счёт анализа грамматики. 171

…фактором, наиболее часто и существенно влияющим на состояние мозга здорового человека, являются эмоции. 183

…если эмоциональный фактор очень интенсивный и действует длительно, творчество у большинства людей затрудняется. 183

…свойство человека не видеть того, чего он не хочет видеть. 184

…способность продолжительных отрицательных эмоций, таких как боязнь приближающегося несчастья, разбалансировать нормальное состояние мозга. 184

Эмоции поглощают человека, завладевая всё большим и большим числом зон его мозга. В первую очередь при этом теряется способность мозга мыслить, особенно творчески.

Каждый знает, как трудно думать, когда человек эмоционально расстроен или давление крови резко поднялось или упало. 186

«Эмоционализированный мозг» становится больше, что буквально блокирует его возможности выполнять обычные интегративные мыслительные задачи, позволяющие человеку действовать нормально. Интегративно уравновешенное состояние мозга теряется, а с ним и способность творчески мыслить. Возникает постепенное подавление всех сложных процессов, связанных с мышлением. Творческие способности мозга катастрофически уменьшаются. 187

…патологическую реакцию мозга на эмоциональный стресс – эмоциональную тупость, … 187

Высокий порог эмоциональной реакции, приводящей к эмоциональной тупости, — серьёзная проблема, … Человек остаётся глухим как к личным, так и к общечеловеческим проблемам. Это особенно опасно для общества, когда такое состояние развивается у людей, обладающих социальной или политической властью. 188

…отрицательные эмоции приводят к патологии. 189

Подавляющее большинство политиков, как везде во все времена, стремятся к личной власти и, как всегда, — «для блага народа». 191

Это плата за рабство, за болезнь, плата за само существование в длительно больном обществе, обществе, калечащим психологию человека, по существу не востребующем ни его способностей, ни его таланта. 199

Воспитание души, моральных качеств человека отсутствовало. 202

Чаще всего эмоции заслонят разум, мозг не окажется оптимальным детектором истины, в том числе и логически оправданной. 270

…эмоции были чужеродными творческому процессу». 360

Н.П. Бехтерева. Магия мозга и лабиринты жизни. Москва 2008 «Мышление и эмоции«

«Историческое развитие мышления — это подчинение законам       логики и освобождение от эмоциональных, аффективных компонентов». Сверх естественное в первобытном мышлении.

ЛЮСЬЕН ЛЕВИ БРЮЛЬ (1857 -1939)

Бабушек и дедушек не слышат, поскольку дети воспринимают их совет так, будто он подрывает их собственный ненадёжный авторитет. 115

Одна из причин, по которой мы тащим обиды из дома с собой вместо того, чтобы отпустить их, заключается в том, что большинство из нас покидает дом где-то между подростковым возрастом и взрослой жизнью. В это занятое время, когда мы разменяли третий десяток и начали решать вопросы карьеры и взаимоотношений, мы, следуя предположению о том, что с нашими родителями невозможно разговаривать, дистанцируемся от них. Но затем, часто в возрасте 30 лет и старше, мы решаем ликвидировать этот разрыв и перестроить отношения со своими родителями, на этот раз на более «зрелой» почве.

Люди, которые решили поработать над взаимоотношениями со своими родителями, часто принимаются за это, имея ряд неподходящих ожиданий. Они представляют, что исправляют несправедливости прошлого как ангелы мщения, …118

Как эмоциональность заставляет нас защищаться.

Одна из причин, по которой люди не слушают, заключается в том, что они становятся эмоционально зависимыми. Что-то в сообщении говорящего запускает боль или гнев, это провоцирует защитное поведение, и в понимании случается короткое замыкание. Эмоциональная зависимость похожа на то, как если бы вы включили в сеть проигрыватель, электричество пошло, только вместо музыки слышен шум. Шум – это тревога. 129

Сообщения, которые содержат критику нам труднее всего слушать, при этом не реагируя эмоционально. Большинство из нас нравиться думать, что мы можем воспринимать конструктивную критику. В то же время, большинство из нас знает людей, которые на это не способны. 129

Раз в месяц сотрудники амбулаторного отделения психиатрии пересматривают истории болезни пациентов, чтобы дать оценку лечению ……. J 129

…каждый из нас реагирует на критику с гневом и болью. 134

После слушания, предложите своё понимание того, что человек пытался сказать – не пересказ, а то, что, на ваш взгляд, другой человек пытался объяснить. 134

Что делает нас не терпимыми. 135

Пытаясь выяснить, почему вы реагируете слишком остро, не забудьте об одной из самых больших превратностей понимания: мы склонны принимать других в той же степени, в какой мы принимаем себя. Вот почему те, кому достаточно повезло, и их воспитали с чувством собственно достоинства, становятся лучшими слушателями. 135

«Допустим, я здесь сижу. М. находится здесь. Мы живем вместе. М. считаем меня идиотом, я оскорблен. Я «рассуждаю», я уязвлен. Долго еще я не успокоюсь и обрету равновесие. Мы все чувствительны, все мы беспрестанно подвергаемся подобного рода испытаниям. Не успеет пройти одно испытание, как на его месте появляется другое.

М. посчитал меня идиотом. Зачем же мне оскорбляться? Я не чувствую себя оскорбленным, такие вещи меня не трогают. Не из-за того, что у меня нет самолюбия, у меня может его больше, чем у кого бы ни было. Вполне возможно, что именно это самолюбие защищает меня от оскорбления.

Я раздумываю, я рассуждаю в полный противовес с оппонентом. Он считает меня идиотом. А он, кто же он? Может он сам идиот? Или сумасшедший? Нельзя ожидать от сорванца,  чтобы он был мудрецом. Я не могу требовать от него, чтоб он был мудрым. Его суждения глупы. Может кто-то внушил ему такую мысль обо мне, или она сама пришла ему в голову, что я идиот. Тем хуже для него. Я знаю, что я не идиот и это меня не задевает. Что какой-то идиот назвал меня идиотом, это не затрагивает меня изнутри. Но если в какой-то период я вел себя как идиот, и кто-то назвал меня идиотом, я не огорчаюсь, потому что в мои планы не входило быть идиотом. Не сомневаюсь, что такова цель каждого. Этот кто-то мне напоминает о моей цели, он помогает мне видеть, что я идиот и вел себя, как идиот. Я об этом поразмыслю и, может быть, в следующий раз не буду действовать, как идиот.

Итак, ни в том, ни другом случаях я не унижен». с 103

Гурджиев Г.И. (1872г — 29 октября 1949). Беседы с учениками. Киев 1992г

«Ничто не делает людей столь предупредительными в обращении с другими, как сознание собственного достоинства: обладая этим сознанием, мы не боимся, что нас оттолкнут; ибо, если бы это и произошло, то мы не ощутили бы от этого никакого оскорбления – в спокойной уверенности, что вина за это ложится только на ограниченность того, кто отвергает».  349

Шопенгауэр (1788-1860) Об интересном. Москва 1997г.

«Никогда не надо думать о себе плохо и мало ценить себя. Особенно нужно стараться, чтобы дети сызмала приучались к самоуважению и чувству собственного достоинства. Иначе не будут ценить их и другие – сначала как детей, затем как взрослых…» 131

Прентис Мильфорд. К жизни. Санкт-Петербург 1912г

Почему разговор превращается в ссору? 135

Эмоциональное реагирование на то, что говорят другие люди, является причиной номер один, по которой разговор превращается в ссору. 135

из-за эмоций становится трудно слушать, трудно ясно мыслить, трудно сказать то, что мы хотим сказать. 135

В неудержимой логике спора обе стороны чувствуют, что должны оставить за собой последнее слово. 137

«У детей народности «кпелле» в споре побеждает тот, за кем осталось последнее слово.  И здесь высший критерий несёт социальный характер – оппонент не нашёл возражений? – а не объективный, связанный с вещами окружающего мира. Предмет обсуждения отступает на задний план перед личностью обсуждающего». 334

Брунер. Психология познания. Москва 1977

 «Спорить с иезуитами невозможно. Их интеллект как бы запечатан. Они не думают, и легко заметить, что некоторые из них не хотят думать. Другие же – не могут. Настаивать – значит раздражать их.

Собеседника иезуиты выслушивают терпеливо, с барской снисходительностью, с МЯГКОЙ ИРОНИЕЙ, с легким покачиванием головы».

А. Тонди. Иезуиты. М. 1955г

Способность слушать зависит от того, насколько успешно мы противодействуем импульсу эмоционально отреагировать на точку зрения другого. 137

Говорящий, скорее всего, начинает защищаться, если чувствует, что тот, кто задаёт вопрос, пытается доказать его неправоту, а себя сделать правым. «Извините, но не упустили ли вы из виду тот факт, что… (Вы болван?). Немногие такие слушатели действительно хотят получить ответы на свои вопросы; они просто хотят быть правыми. Говорящий, который начинает защищаться и пытается нанести ответный удар (то есть на самом деле унизить) тому, кто задал вопрос. часто надеется «выиграть» словесную перепалку, заявив; «Нет, на самом деле… (Я прав, а вы ошиблись). 138

Почему некоторым обязательно нужно выразить точку зрения, противоположную нашей?

  • У них плохо с памятью.
  • Они эгоистичны.
  • Они невежды.
  • Они старомодны.
  • Они упрямы.
  • Они наивны.
  • Они любят командовать.
  • Они на самом деле вас не слушают. 139

…если другие люди спорят с нами, это их вина. Конечно, вразумить их это наша обязанность.

Когда мы спорим, то настаиваем на повторении нашей позиции, не слушая точку зрения другого человека. 139

«Довольно таки часто, порой даже не замечая, мы прибегаем к диалектическому методу познания истины. Сколь раз вы вступали в дискуссию, в которой все участники излагают своё видение вопроса с разных точек зрения, причем, абсолютно не уступая и не принимая мнение оппонента? Да сотни, тысячи раз такое бывало с каждым! Именно этот процесс и называется диалектическим методом познания.

Диалектический метод обычно противопоставляют формально-логическому, господствующему в естественно-научном познании.

Диалектический метод хорош для опровержения противников, так как каждому положительному взгляду на вещи он противополагает его отрицание. Поэтому диалектический метод широко распространен в качестве метода спора».

Интернет

Правила спора. 140

«Не помню, чтобы я такое говорил, но, возможно, вы правы. Что вы хотите предпринять в связи с этой ситуацией?» 141

Одна из причин, по которой люди сомневаются в том, что мы понимаем их чувства, заключается в том, что нам не удаётся сообщить им о том, что мы их услышали, молчание неоднозначно. Повторить точку зрения другого человека своими словами – это лучший способ дать ему понять, что вы его понимаете. Подытоживайте услышанное не так, как будто наступил конец разговора, а, скорее, так, как будто это – способ пригласить другого человека к тому, чтобы поделиться деталями сказанного, чтобы вы действительно смогли его понять. 141

«Позволь мне убедиться, что я тебя понял». 142

…перефразирование имеет форму вопроса. Цель не в том, чтобы сообщить, что вы понимаете, а в том, чтобы сообщить, что вы пытаетесь понять. 142

«9. СЛУШАТЬ — И ПРИОБРЕСТИ КЛИЕНТА

Умеете ли вы слушать? Простая игра поможет вам узнать, насколько вы искусны в этом деле. Если вы ве­дёте разговор «на повышенных тонах» с коллегой, зна­комым или партнером, договоритесь с ним соблюдать правило: каждый может продолжать дискуссию только после того, как своими словами передаст предыдущее высказывание своего оппонента. Только после того как тот подтвердит: «Да, именно это я и имел в виду», — загорается зеленый свет для ответа. К этой игре можно привлекать и третью сторону — наблюдателя, который будет следить за соблюдением правил. Ролями можно меняться.

Кажется, что игра простенькая. Но если кто-то за­хочет пройти этот тест, он скоро поймет, с каким трудом удается услышать собеседника, как мало удается рас­слышать из того, что говорится. Каждый убедится, что длинные сложные предложения вообще не доходят до адресата. Этот тест — «контролируемый диалог» — требует полной концентрации на том, что говорит парт­нер, улавливания его настроения и невысказанных мыс­лей, которые можно было бы «возвратить». Вы придёте к выводу, что партнёр реагирует тем дружелюбнее и по­зитивнее, чем полнее понятым он себя ощущает».

Вернер Зигерт, Лючия Ланг. Руководить без конфликтов. 1985 Москва 1990

Этот метод «да, но…» работает не очень хорошо. 143

…когда вы пытаетесь дать оценку тому, что чувствует другой человек, полезнее сказать – «Я не понимаю». 143

Разница между тем, чтобы сказать «Я не уверен, что знаю, что ты чувствуешь» и «Я знаю, что ты чувствуешь» — это разница между тем, чтобы проявлять интерес к слушанию и тем, чтобы не проявлять его. 143

…женатым парам трудно говорить о деньгах, сексе и детях. 144

барьером на пути к пониманию является эмоциональность говорящего. 147

Эмоциональный климат между говорящим и слушателем напрямую связан с качеством понимания, 147

Человек дифференцированный – это человек зрелый и автономный… 147

«Разграничение между мышлением и чувствами.

Люди, не являющиеся хорошо дифференцированными, не способны проводить различие между мышлением и чувствами. Поскольку такие люди с трудом проводят разграничения между мышлением и чувствованием, им часто кажется, что их субъективные переживания связаны с анализом действительного положения вещей. Например, такой человек может сказать: «Я чувствую, что вы отвергаете меня». Но он относит эти слова не к своим чувствам. Это интерпретация чужого поведения. Конструкция приведенной фразы должна быть такой: «Когда вы не соглашаетесь со мной, я чувствую себя отвергнутым».

Наши чувства порождаются мыслями по поводу ситуации или её интерпретациями. Никто не может заставить нас что-либо чувствовать иначе, как физически. Все остальные чувства без исключения порождаются нами». 52

Рональд У. Ричардсон. Силы семейных уз. Руководство по психотерапии в помощь семье. С-Петербург 1994г

…тревога становится заразной… 148

Большинство тем являются достаточно сложными, чтобы рассматривать их с двух точек знания; когда кто-то указывает на одну из них, у нас появляется естественная тенденция думать о другой. (по ассоциации противоположности)150

Слушатели реагируют на эмоции. 151

Помните: не столько то, что вы говорите, сколько то, как вы это говорите, определяет то, услышат вас или нет. Это одна из причин по которой люди зачастую более открыты к тому, что они читают, чем, к тому, что кто-то говорит им. 151

Пока вы не признаете позицию другого человека, он вряд ли будет открыт вашей. Он может слушать, но не будет слышать. 152

Слушать по-настоящему – задавать вопросы. 163

Тишина двусмысленна.

Не наблюдая каких-либо признаков понимания, говорящий начинает интересоваться, имеет ли смысл то, что он рассказывает, стоит ли вообще об этом говорить. 164

Сексуальная жизнь многих людей, с которыми я общаюсь, менее чем идеально. Возможно, моя выборка не репрезентативна но большинство людей, состоящих в браке более 10 лет, которых я встречаю, занимаются сексом раз в месяц, а то и реже. 169

Люди потеряли надежду. Зачем говорить о чём-то настолько личном и болезненном, когда все прежние усилия вызывали у них только раздражение и стыд. 170

Вопросы выражают интерес. 172

Слушание – процесс. 193

Чувства, которые переживает человек, являются для него фактами. 198

Повторение точки зрения другого человека своими словами во время ожесточённых дискуссий демонстрирует ваше понимание, а также прерывает вашу собственную защитную реакцию. 206

Выслушивать критику – одна из самых сложных задач с которой нам приходится сталкиваться. К сожалению, если мы занимаем оборонительную позицию, всё становится только хуже. Чтобы не делать этого, научите себя слушать восприимчиво – уделяйте внимание, цените и признавайте то, что говорит другой человек. Это требует практики, но вы можете сделать это привычкой. Активное усилие с целью послушать помогает предотвратить слишком острую реакцию. 207

Дело не в том, чтобы отрицать свои чувства, а в том, чтобы выбирать, как на них реагировать.

Зрелые слушатели принимают ответственность за собственные реакции. 216

Ждать, пока другие люди изменятся или прорабатывать их в надежде, что они изменяться – это понятно, но непродуктивно. Иногда имеет смысл отказаться от не приносящих пользы отношений, которые не являются главными в вашей жизни. Человек, который является настолько обидчивым, что любые ваши слова вызывают у него реакцию злости, может приносить больше неприятностей, чем он того стоит. 220

Ущерб самоуважению настолько же оскорбителен, как уличный грабёж. 222

Если нечто, сказанное вами, приводит собеседника в ярость, подумайте о том, как вы могли задеть его чувство собственного достоинства. Вы отнеслись к нему, как к ребёнку? Дали понять, что его мнение неубедительно? Что его чувства необоснованны? 222

Различие, которое я пытаюсь обозначить, заключается не между эмоцией и причиной, а между импульсивным и преднамеренным действием. 224

Будучи молодыми и влюблёнными, мы получаем такое удовольствие от компании друг друга, что трезвые рассуждения уступают велениям сердца. Влюблённость – это акт творческого воображения. Позднее может наступить разочарование – тогда пропадёт и наше желание слушать. Но это потом, сейчас, хотя нам могут лучше подойти партнёры, которые на нас похожие, стремление природы к смешению генов влечёт нас к инаковости другого. 232

Среди наиболее важных вещей, которые следует искать в спутнике жизни – с ним должно быть легко говорить. Возможность общаться и быть друзьями – гораздо более важный ориентир, чем приятная внешность, сообразительность или головокружительное чувство, которое люди называют «влюбленностью». (Попробуйте сказать это какому-нибудь влюбленному). 233

Если партнёры всё время звонят друг другу на работу, у них нет своих интересов или друзей, они видят себя исключительно парой, и никогда – двумя отдельными личностями это свидетельствует об их крайней несамостоятельности. При таком давлении близости разговор скован боязнью конфликта. Если вы находитесь вдвоём с кем-то в спасательной шлюпке, вам лучше не ссориться. 236

Большинство пар не начинают отношения, будучи разобщенными. Стена, которая вырастает между ними – результат неразрешенного конфликта. Зачастую это не столько конкретные проступки, сколько не-слушание и не-слышание. Они оба чувствуют себя так, как будто безразличны другому. То, что они проявляют много заботы, но слишком боятся конфликта, чтобы послушать, не меняет чувство того, что их не ценят. Некоторые люди дорого платят за мир. 236

На ранних стадиях взаимоотношений страсть может скрывать трудности в общении пары.

Пары, которые ожидают, что все их потребности будут удовлетворены в одних удовлетворяющих во всём отношениях, ожидает одна из самых глубоких утрат иллюзий. Одна из причин, по которой люди получают так мало в близких отношениях, заключается в том что у них завышенные ожидания. 236

…они были молоды, по уши влюблены друг в друга, и не осознавали, насколько разными были семьи, в которых они выросли.

…не различия между ними сделали их первые годы вместе такими болезненными, а их неспособность разговаривать о них. 237

Чему они толком так и не научились – это общаться друг с другом. 238

…не поступки других, а то, как мы на них реагируем, чаще наносят нам поражение. 240

«Вспомни, что не тот тебя оскорбляет, кто поносит тебя или даже бьёт, но твое чисто субъективное мнение, будто в этом есть что-то обидное».

Эпиктет. 50-140 гг д.н.э.

Слушать трудно, поскольку это подразумевает потерю контроля, и если вы боитесь того, что можете услышать, слушать может быть небезопасно. Чего не хочет слышать тот, кто считает, что на него ворчат (несмотря на то, что он слушает первые десять раз), так это обвинений и просьб, которые он не считает открытыми для обсуждения. 247

Во всех наших разговорах мы стараемся утвердить свою независимость, чтобы противостоять контролю других, не принося в жертву нашу вовлечённость и не теряя их любовь. Если кто-то воспринимает ваши жалобы или просьбы как косвенное выражение власти над ним, он не хочет делать то, что вы просите, а потому что не хочет принимать матасообщение (подразумеваемое или следующий из него вывод), что вы – здесь главный. 247

У вашего партнёра нет права изрекать истину. Даже человек, который ведёт себя так, как будто бы обладает таким влиянием, на деле его не имеет; вы даёте ему такое право, если реагируете так, как будто бы у него такое влияние есть. 252

Чтобы признать наличие у кого-то своей точки зрения, вам не обязательно соглашаться с ней.

Простой акт опущения, подразумевающий непризнание того, что говорит собеседник, перед тем, как противопоставить ему своё мнение, может быть самой большой помехой взаимопонимания. Если мы не знаем, что нас услышали, мы не готовы слушать другого человека. Вместо этого, мы отворачиваемся и повышаем голос. Возможно, если мы накричим на него, он услышит. 252

Доверие позволяет людям расслабиться. Чтобы установить это доверие, главное – быть честным, открытым, слушать и признавать непростые вещи, которые говорит ваш партнёр. 255

…проблемы с большей вероятностью будут решены не путём попытки изменить поведение вашего партнёра, а через изменение вашей реакции на его действия. 256

Паттерны общения в семьях трудно изменить, …259

Разве не с ясной и простой надеждой на счастье мы женимся и заводим детей? 259

Вскоре паттерны установлены, роли распределены, и всё становится однообразным и предсказуемым. 260

Ничто не ранит так, как правда. 265

…такая у подростка «работа» — критиковать своих родителей. 298

Равнодушный слушатель сразу выдаёт себя. Он не смотрит в глаза, переминается с ноги на ногу, у него чем-то заняты руки… 326

«Самая грубая обида – это явное невнимание к человеку, который что-то тебе говорит, и простить эту обиду всего труднее. Я в жизни видел немало людей, которые, когда вы говорите с ними, вместо того чтобы глядеть на вас и внимательно вас слушать, вперяют взоры в потолок или табакерку или ковыряют в носу. Это самый верный признак человека мелкого, несерьёзного и пустого, да к тому же и невоспитанного; этим ты откровенно признаёшься, что каждый самый ничтожный предмет более достоин твоего внимания, чем всё то, что может быть сказано твоим собеседником.

…явное пренебрежение и презрение»

Честерфилд (1694- 1773) Письма к сыну. Ленинград 1971

Вы усердно трудитесь и терпеливо ждёте, что начальник обратится к вам как к маленькому мальчику и скажет, что вы хорошо работаете?

Рабочее место – это не семья. И всё же многие из нас относятся к нашим начальникам так, как если бы они были нашими родителями.

Усердно стараться понравиться и терпеливо ожидать, что начальник признает вашу ценность – это пример непринятия себя всерьёз. 328

Желание быть услышанным настолько непреодолимо, что даже когда мы всё-таки слушаем, то, как правило, делаем это с намерением ответить собеседнику, а не понять его. 332

Слушание – это навык, и, как любой навык, его нужно развивать. 333

Вы недалеко продвинетесь в своих попытках внимательнее слушать, не столкнувшись с проблемой собственной эмоциональности.

шутите вместо того, чтобы слушать? 334

Когда нас не слушают, мы платим той же монетой. 334

Слушание – это не наша потребность. Это наш подарок другому. 337

«Многие командные высоты в исторической науке по-прежнему удерживают люди, которые писали основные работы по марксистским канонам, получали за них премии, степени и звания. Очевидно, они верили в то, что говорили и делали.

Когда-то я по наивности думал, что после перестройки мои маститые коллеги достанут из потайных мест рукописи, которые приходилось скрывать от советской власти. Но этого не произошло. Практически все так и остались при прежнем капитале».

Профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук Борис Миронов. Интернет

Sapienti Sat