Уловки в споре. «Сладкие запретные плоды»

Конспект В.Каппони, Т. Новак «Сам себе авторитет», С-Петербург 1995г

Советы по поводу трюков и уловок в полемике чреваты последствиями. Но в данном случае это делается в пособии по ораторскому искусству, сделанному еще в монархическую эпоху (К. Ярушек, «Ораторская школа и её трюки», г. Брно, 1913г). Воспринимайте их, скорее, как «сладкие запретные плоды». Рациональное зерно в них тоже имеется, хотя сам уровень полемики соответствует периоду, предшествующему первой мировой войне. Итак, при существующих в те времена обстоятельствах рекомендовалось:

  1. Расширение понятия, которое подвергается наскоку. Утверждению противника даётся самое широкое и весьма превратное истолкование; чем более общим оно будет, тем легче на что-либо нападать.
  2. Использование омонимов (одинакова звучащих слов), с тем чтобы опровергнуть слова противника».
    А. Вы не прониклись мистерией кантовской философии.
    Б. Я вообще знать ничего не желаю о мистериях.
  3. Относительное утверждение воспринимаем как абсолютное:
    А. Мавр чёрный.
    Б. Бред, у него белые зубы.
  4. Указание на расхождение теории с практикой.
  5. Держим камень за пазухой. В ходе дискуссии приберегаем под конец какой-либо существенный аргумент, который обезоружит противника.
  6. Заменяем понятия: почёт на славу, девственность на целомудрие, капитал на богатство и речь идёт уже о другом.
  7. Казисократ: в споре довольно долго расспрашиваем сразу о нескольких вещах, причём таким образом, чтобы противная сторона не могла взять в толк, чего, собственно, мы хотим, к чему стремимся. Усыпив бдительность, нападаем.
  8. Рассерженный противник теряет благоразумие. Стало быть, выведем противоположную сторону из себя.
  9. Задаём вроде бы не имеющие смысла вопросы. Ещё один простой способ вывести противника из равновесия.
  10. Спутываем мысли противника двойным отрицанием:
    А. Ведь вы не помогли бы бездомным, не так ли?
    Б. Нет.
    А. Вот видите, вы лишены сострадания.
  11. Оцениваем вещи с хорошей или плохой стороны, сообразно тому, как это нам больше выгодно: речь может идти сколь о религиозных чувствах, столь и о показной набожности и фундаментализме; кто-то может быть как усердным, так и фанатичным; что-то может быть либо ошибкой, либо преступлением. Чего-то можно достичь благодаря собственному влиянию или же благодаря протекции; что-то является либо прогрессивным, либо чересчур радикальным; можно чувствовать искреннюю печаль и вести себя фарисейски.
  12. Противоположное тому, чего желаем, изображаем с самых мрачных красках. Например: «Что лучше, «сильная власть» или то, чтобы мы боялись выйти на улицу, чтобы наших жён насиловали, детей воровали страной правила мафия?» «Бабий аргумент».
  13. Наскок более сильного. Приём напоминает действия подчинённых, которые на все кивают начальнику головой, чтобы затем всё сделать по-своему. Цитируем: «После ряда вопросов, на которые соперник дал ответы, идущие вразрез с нашими выводами, мы триумфально произносим заключение своё как доказанное. Если противник робок или недостаточно сообразителен, трюк может удаться».
  14. Аргументы соперника обратить против него самого. Если удастся выяснить, что кое-кто хочет «и вино пить, и воды не замутить», мы этого так не оставим. А то как же, на демократическом Западе некоторые даже садились в результате в президентское кресло.
  15. Вовремя сменить тему разговора, чтобы избежать поражения в дискуссии. Он мне про Фому, а я ему про Ерёму.
  16. Прибегнуть к релятивистским аргументам в самом широком смысле. Если кто-либо утверждает, что вещь, скажем, зелёного цвета, можно навязать ему дискуссию  о ненадёжности человеческих органов чувств.
  17. Использование посылок, учитываемых противником, в своих целях: если противник признает непорядочность некой фигуры из своей партии и возможность разложения любых партий вследствие непорядочности её членов, то на этом основании мы с выгодой для себя заключаем, что его партия переживает кризис.
  18. Вместо признания вопрошаем или упрекаем. В ответ на что угодно можно сказать: «Данный вопрос не имеет ничего общего с темой нашего разговора, я вообще не понимаю, почему вы его задаёте».
  19. Доводим соперника до того, что он начинает использовать сильные выражения, и направляем полемику в это русло.
  20. В каждом утверждении выискиваем долю неправды. И, так сказать, цепляемся за неё. Приватизация повышает уровень обслуживания? Поделитесь своим печальным опытом с продавцом Х.
  21. «Именно потому».
    А. Он ещё молод и не всё понимает. Простим ему.
    Б. Именно потому, что он молод, его и следует поучить уму-разуму.
  22. Нащупывая слабые места противника, используем их по максимуму. Хорошим индикатором наличия таких мест служит раздражение после какого-либо аргумента или замечания.
  23. Используем неосведомленность слушателей. Ваши пустые возражения, ошибочные доказательства, изречения вымышленных авторитетов наивные слушатели не раскусят. Писатель Владимир Нефф, вынужденный в пятидесятые годы пойти учиться марксизму-ленинизму, выдумал для усиления своих полемических комментариев советского философа Иванова, и у него это прошло. Сегодня, правда, куда более подойдет Смит из Гарварда, или Мюллер из Гейдельберга, или какой-нибудь Жан-Пьер из Сорбонны.
  24. На упрёк противника отвечаем встречным упрёком.
  25. Ошарашиваем противника своими познаниями. Цитируйте побольше латинской и греческой классики. Опять же можно прибегнуть к технике «Иванов».
  26. Воспользуемся своим престижем в ущерб истине. Солидный человек, наделённый каким-либо титулом, всегда может с тонкой иронией заметить: «То, о чём вы здесь говорите, выше моего понимания».
  27. Заклеймим противника чем-нибудь похлеще. На утверждения его навешиваем разного рода ярлыки. Например: это анархия! это бюрократизм! типичная коммунистическая демагогия! и т. д.
  28. Упираем на различия, существующие между нами и нашим противником. К примеру: «Вы, из города, видите всё иначе, вам не понять потребностей сельского жителя». Аргументы могут быть и такими: женщины некогда не поймут мужчин, старики – молодых и т. д.
  29. Используем опыт как оружие. Констатируйте: «Теоретически это возможно, однако на практике всё гораздо сложнее…»
  30. Из затруднительного положения выпутываемся фразой: «Это к делу не относится».
  31. Всегда оставляем последнее слово за собой.
  32. Никогда не остаёмся в долгу с ответом. В крайнем случае, всегда можно сказать: «противоположная сторона ошибается». – «Это неправда». – «Свежо предание…» — «Чисто теоретически». «Охотно верю, что у вас в ….»

Что можно добавить к этому, дабы последнее слово осталось за нами? Пожалуй: «Ничего нового под солнцем». стр.142

Айн Рэнд. 1905-1982г Добродетель эгоизма. 1961г Москва 2011г

Глава 19 Запугивание как метод аргументации

Бывает, что в ходе дискуссии кто-то из ее участников прибегает к аргументу, который по сути даже нельзя назвать истинным аргументом: это прием, позволяющий закончить дискуссию фактически еще до того, как она началась, и принудить оппонента к согласию, не прибегая к логической аргументации. Обойти логику удается, используя психологическое давление. Поскольку в настоящее время подавляющее большинство дискуссий ведется именно таким образом, и, судя по всему, в ближайшем будущем популярность этого приема будет только расти, имеет смысл научиться своевременно его распознавать и всегда быть готовым к отпору.

Можно обнаружить некое внешнее сходство этого приема с использованием ложной аргументации ______ , однако, при одних и тех же психологических корнях, смысл здесь отличен. Аргументация _____ заключается в попытке опровергнуть доводы оппонента, подвергнув осуждению его личные качества. Пример: «Кандидат Х – безнравственный тип, поэтому его доводы лживы».

Метод психологического давления заключается в угрозе подвергнуть осуждению личные качества оппонента, используя для этого его доводы, которые таким образом оказываются опровергнутыми без обсуждения. Пример: «Только безнравственный человек может не замечать, насколько лживы аргументы кандидата Х».

В первом случае безнравственность кандидата Х (подлинная или мнимая) предлагается в качестве доказательства лживости его доводов. Во втором случае его доводы в произвольном порядке объявляются лживыми, и это служит доказательством его безнравственности.

Сегодня второй метод применяется чаще, чем все прочие варианты иррациональной аргументации. Его следует отнести к разряду ложных логических заключений, и он может быть назван «аргументацией через запугивание».

Основная характеристика аргументации через запугивание – обращение к личной моральной неуверенности и построение на основе страха, чувства вины или невежества жертвы. Аргумент принимает форму ультиматума, который вынуждает жертву согласиться  с определенной идеей без ее обсуждения, под угрозой обвинения нравственной неполноценности. Схема ультиматума всегда одна и та же: «Только дурной (бесчестный, бессердечный, бесчувственный, невежественный и т.д.) человек может высказывать такие идеи».

Прием аргументации запугиванием работает по совершенно такому же принципу, что мы имеем возможность наблюдать сегодня повсеместно.

Все мы постоянно слышим: «Только тот, кто не обладает достаточно тонкой интуицией, может не соглашаться с альтруистической моралью»; «Только невежда может не понимать, что разум доказал свою несостоятельность»; «Только злобный реакционер может защищать капитализм»; « Только откровенный милитарист может выступать против ООН». «Только безумный маргинал может до сих пор верить в свободу»; «Только трус не признает, что жизнь – помойка»; «Только очень легкомысленный человек может гоняться за красотой, счастьем, достижениями, ценностями или вдохновляться героями».

Примером сферы деятельности, полностью основанной на одном лишь приеме запугивания, может служить современное искусство: стоит завести о нем речь, как каждый обыватель из уличной толпы начинает лезть из кожи вон и пытаться переорать остальных в припадке неземного восторга перед каким-нибудь пустым (при этом запачканным) куском холста, стремясь доказать, что он действительно обладает особым восприятием, доступным лишь для некоей таинственной «элиты».

В сегодняшних дискуссиях прием запугивания доминирует в двух формах. В публичных выступлениях и печати он процветает в форме длинных, сложных, запутанных структур невразумительного словоблудия, из которого нельзя понять ничего, кроме моральных угроз. ( «Только примитивно мыслящий человек может не понимать, что ясность – это чрезмерное упрощение».) Однако в частной, повседневной жизни он существует бессловесно, между строк, в виде невнятных звуков, подразумевающих нечто, не произносимое вслух. Он строится не на том, что сказано, а на том, как это сказано, не на содержании слов, а на интонациях голоса.

Это обычно интонация насмешливого или воинствующего недоверия: «Но вы же не защищаете капитализма, правда?» А если сразу смутить потенциальную жертву не удается, и она честно отвечает: «Конечно, защищаю», — далее диалог развивается примерно в таком ключе: « Да не может этого быть! Это невозможно!» — «Возможно». – «Но ведь всем понятно, что капитализм устарел!» — «Мне – непонятно». – «Да бросьте вы!» — «Ну, раз мне это непонятно, может быть, вы объясните мне, почему вы так считаете?» — «Ох. Да не смешите же меня!» — «Так вы объясните мне?» — « Ну знаете, если вы этого до сих пор не поняли, я ничем не смогу вам помочь!» 180

 Все это сопровождается вздернутыми бровями, широко распахнутыми глазами, пожиманием плечами, кряхтением, фырканьем – короче говоря, полным арсеналом невербальных сигналов, передающих зловещие намеки и эмоциональные вибрации одного-единственного рода: неодобрения.

Все эти вибрации оказываются безрезультатными, если подобному участнику дискуссии оказывается надлежащий отпор, то выясняется, что к него нет никаких реальных доводов, никаких доказательств, примеров, объяснений, никакой основы для его заявлений; что вся эта шумная агрессивность предназначена для прикрытия пустоты; что аргументация через запугивание есть не что иное, как признание интеллектуального бессилия.

Легко проследить, каков архетип приема (а также почему он так привлекателен для современных неотомистиков): «Тем, кто понимает, не требуется никаких объяснений; тем, кто не понимает, ничего объяснить невозможно».

В нашей политической жизни прием запугивания стал почти единственным методом ведения дискуссий. Современные политические дебаты состоят преимущественно либо из обвинений и оправданий, либо из угроз и перемирий. Первое, как правило (хотя и не исключительно), практикуется «либералами», второе – «консерваторами». Всех переплюнули в этом отношении «либеральные» республиканцы, которые освоили и ту, и другую схему: первую они используют для своих «консервативных» соратников по партии, а вторую – для демократов.

Все обличительные выступления на таких дебатах представляют собой все тот же знакомый прием запугивания оппонента: они сводятся к уничижительным заявлениям, не подкрепленным абсолютно ничем, рассчитанным на моральную трусость или легкомысленную доверчивость слушателей.

Использовать запугивание вместо настоящих аргументов придумали не сегодня и не вчера; этот прием был известен всем эпохам и культурам, но крайне редко принимал такие масштабы, как сейчас. В политике им пользуются в более бесстыдной форме, чем в других сферах деятельности, но он отнюдь не является исключительно политическим инструментом. Он принизывает всю нашу культуру,  сигнализируя о постигшем ее банкротстве.

Как же противостоять этому прием у? Против него существует лишь одно оружие: твердая моральная позиция.

Тот, кто вступает в любую интеллектуальную битву, большую или малую, публичную или частную, не может искать, желать или ожидать одобрения противника. Единственное, что должно приниматься в расчет и что может быть критерием для суждений, это истина или ложь, а не чье-то одобрение или порицание – тем более инее того, чьи стандарты противоположны вашим.

Позвольте акцентировать ваше внимание на том, что аргументация через запугивание заключается не во введении моральных суждений в интеллектуальные вопросы, а в подмене интеллектуальных доводов моральными суждениями. Большинство интеллектуальных проблем так или иначе связаны с моральными оценками; если ситуация позволяет, высказывать моральные суждения не только разрешено, но и должно; подавлять их – это демонстрация моральной трусости. Но моральное суждение всегда должно следовать за рассуждениями, на которые оно опирается, а не предварять (или вытеснять) их.

Когда человек обосновывает свое решение, он принимает на себя ответственность за него, а окружающие получают право высказывать ему свои объективные суждения: если обоснования окажутся ошибочными или сфальсифицированными, ему придется самостоятельно расхлебывать последствия. Но вынесение вердикта без предъявления обоснований – это проявление безответственности, сходное с поступком водителя, скрывшегося с места ДТП: и это сущность метода аргументации через запугивание.

Заметьте, что этим методом пользуются те, для кого самым страшным кошмаром является именно обоснованная моральная атака, – и когда они сталкиваются с противником,  имеющим твердую моральную позицию, они мгновенно начинают выражать шумный протест, требуя не допускать «морализаторства» в интеллектуальных дискуссиях. Однако обсуждать зло, сохраняя моральный нейтралитет, — значит поддерживать его.

Сталкиваться с приемом запугивания в дискуссиях приходится так часто, что каждый должен осознавать крайнюю важность твёрдых убеждений и чёткой моральной позиции. Этот приём подобен капкану, поджидающему того, кто пойдет в атаку без полноценного, ясного, последовательного набора убеждений, формирующих на всех уровнях вплоть до основания прочную структуру, — кто кинется в битву очертя голову вооружившись лишь отдельными разрозненными идеями, тонущими в тумане неизвестности, неопределенности, неконкретности и бездоказательности, опираясь лишь на свои чувства, надежды и страхи. Стоит такому сорвиголове наткнуться в ходе дискуссии на прием запугивания, и судьба его предрешена. Там, где решаются моральные и интеллектуальные проблемы, просто быть правым недостаточно: необходимо быть уверенным в своей правоте.

Самый блестящий пример адекватного ответа на использование аргументации через запугивание был продемонстрирован в американской истории человеком, который, отвергнув моральные стандарты врага и ни на миг не усомнившись в собственной правоте, произнес: «Если уж нас обвиняют в измене, будем «изменять» по максимуму».