Про первобытных людей, которые живут среди нас

Конспект книги П. Зосидимского «Наследие веков. Первобытные инстинкты и их влияние на ход цивилизации»

Условия воспитания и обучения, привычки, усвоенные с малых лет, влияние общественной атмосферы, неотразимо действующей на нас и держащей нас в состоянии гипноза – препятствуют нам видеть всю ненормальность нашего положения. 21

Чарльз Дарвин говорит, что «умственные способности жителей Огненной Земли в некотором отношении могут быть сравнены с инстинктом животных, потому что они не совершенствуются опытом». 27

Даже короткий разговор утомляет дикаря, особенно если ставятся вопросы, требующие с его стороны усилий мысли или памяти. 28

Дикари Гуановых островов не в силах остановить свое внимание хотя на несколько мгновений на каком-либо предмете. 28

Ум индейца находится еще в самом первобытном состоянии. В нем нет ни малейшей любознательности, а потому он мало интересуется явлениями природы и не добирается до их причин. 175

Дикарь чувствует ужас перед каждым непостижимым для него явлением, в котором он видит для себя опасность и с которым не в состоянии бороться. 177

Первобытный человек не только не имел понятия, но даже не мог думать о них. Мысль его, еще лишенная аналитической и критической способности, не могла работать с достаточной энергией и была не в состоянии сосредоточиваться на вопросах о том, например: откуда появляется солнце и куда оно уходит? Куда перед утром скрывается луна? Негров спросили: почему солнце исчезает на ночь? Они отвечали ему, что никогда об этом не думали.  Этот факт может служить прекрасной иллюстрацией к умственной характеристике первобытного человека. Продолжая аналогию, мы замечаем, что самые несложные комбинации идей недоступны дикарям. 185

Разговор в течение десяти минут страшно утомляет восточно-африканского негра. Дикарь, как и ребенок, неспособен к обобщениям.

Бразильские индейцы, вовсе не имеют слов для выражения отвлеченных идей: у них так же, как у тасманийцев, существует слово для обозначения каждого отдельного дерева, животного, цвета, но нет слов: дерево, животное, цвет, воображение дикаря способно только воспроизводить более или менее смутные воспоминания об ощущениях, то есть воспроизводить только представления, но ум дикаря решительно неспособен к построению, к нахождению новых отношений, к созданию новых концепций; ни синтез ни анализ не доступны уму дикаря. Эта черта, общая обезьянам, детям и низшим дикарям, делает их неспособными мысленно схватывать и наблюдать предметы и явления, не действующие непосредственно на их чувства. 186

Таким же умственным бессилием, только еще в сугубой степени, отличался и древнейший человек. Неспособность к отвлеченному мышлению, неспособность заключать о будущем на основании прошлого, и вообще умственная тупость заставляли его равнодушно относиться к завтрашнему дню; отсюда его непредусмотрительность, являющаяся немалой помехой для прогресса на первых стадиях социального развития человечества. 186

Для всех индейских племен является положительное равнодушие к интересам будущего, имеющее своим последствием довольно продолжительный голод, если, паче чаяния, охота окажется неудачною. В этом отношении индеец – совершенное дитя; он весело пользуется наслаждениями сегодняшнего дня, избегая в то же время думать о завтрашнем. 187

У древнего человека на первых порах не могло быть побуждений к умозрениям. К явлениям природы, не заставлявшим первобытного человека трепетать или не оказывавшим ему непосредственно каких-нибудь благодеяний, человек относился равнодушно, с той умственной леностью и апатией, которые не давали ему возможности отличать истину от заблуждений. Как дикари и как наши дети, он был рабом своих страстей, над которыми его слабый рассудок не мог властвовать. 187

И в нравственном отношении первобытный человек был так же жалок, как и в своем умственном бессилии. 187

Австралийцы не имеют никакого нравственного понимания истинного и справедливого в отвлеченном смысле, и поэтому в своих суждениях о том, что следует и чего не следует делать, они руководятся единственным соображением: достаточно ли они сильны физически или численно, чтобы пренебречь местью обиженных ими. 188

Дикари лишены всякого нравственного чувства, и в языке их нет даже и слов для выражения таких понятий, как «совесть», «грех», «добродетель», «порок», «справедливость» и «несправедливость», «жестокость». 188

Первобытный человек был свиреп и жесток, как лютый зверь. Ни ум, мало развитый, ни нравственное чувство, находившееся еще в зачаточном состоянии, не в силах были укрощать порывы его животных инстинктов.

Дикий лесной человек забывающий о вчерашнем дне и не заботящийся о завтрашнем, лишь бы насущные потребности его были удовлетворены, еще не возвысился до той работы памяти и предвидения, которая вечно развертывает перед нашим умом панораму нашей прошлой и будущей жизни и которая заставляет нас мысленно становиться на место наших ближних и переживать их радости и печали. 188

Всё сказанное нами о низших дикарях уже может служить достаточным доказательством того, что первобытный человек с его жалкими орудиями, с его нравственным и умственным убожеством, и до сего дня живет среди нас. 196

Мы не знаем ни одной страны, в которой общественное мнение слагалось бы без участия наших отдаленных предков. 203

Человек знает, что общественное мнение его страны, руководствуясь первобытной логикой, оправдывает кулачную расправу, как всякое насилие…

Еще существуют такие (цивилизованные) страны, где признается позором для мужчины то обстоятельство, когда жена покидает его ради другого, и где этот позор, по кодексу общественного мнения, может быть смыт лишь кровью. 204

Две главные потребности управляли всей деятельностью первобытного человека: потребность пищи и необходимость защиты от врагов.  206

Чем человек становился зажиточнее, тем ему более требовалось рабов как для своей личной безопасности и охраны собственности, так и для набегов на соседей. 211

Sapienti Sat