Абсолютной и относительной истины не существует (Обоснование)

Если есть объективная истина то значит она не зависит от субъекта, то есть от человека. Получается, что если она провозглашается, то мы не можем обсуждать и проверять того, кто ее высказал. И кто истину высказал, то ли это будет человек, то ли партия она к ней не имеет никакого отношения. Она же объективна.

«Законы воспитания вытекают из общей жизни Советского Союза и, в частности, из жизни нашего коллектива, и они настолько сами по себе убедительны, что мудрить над ними нам уже не может быть дaнo».

Макаренко А.С. Воспитание гражданина. Москва 1988г

«Существуют так называемые «слова-стиратели», от которых следует отказаться. Я говорю о «но» и «однако». Когда такие слова используются в разговоре, они полностью перечеркивают все, что было сказано ранее». 47

Билл Свитман. Общаться успешно. Как? Москва 2007г

«То, что согласуется с возможным опытом мыслящего, называется истиной, познанием, то, что не согласуется, — заблуждением». 231

В. Дильтей. Философия в систематическом изложении. С.-Петербург. 1909 г

«Надо хорошо понимать: ИСТИНЫ НЕТ». 47.

Карл Витакер. Полночные размышления семейного терапевта.

Истина.

Вследствие нашей ограниченности мы не всякое знание можем довести до полной ясности и отчётливости; многие истины остаются для нас случайными и подводятся не под логический закон, а под начало причинности. 

пБиЭ

Истина —   есть цель человеческого познания; когда суждение выражает действительное отношение явлений, мы называем его истинным. Истина предполагает познающего субъекта, познаваемый объект и воспроизведение его в знании.

Когда представление об объекте совпадает с объектом, тогда знание считается истинным.  Уже древность спрашивала о критерии истины, то есть о признаках, по которому можно отличить истинное знание от ложного. Аристотель указал на то, что истина существует лишь в сфере мышления, в суждении, в котором что-либо утверждается или отрицается.

Фил с. 1904

«Все представители прогрессивных направлений в формальной логике, начиная с Аристотеля, как правило, придерживались материалистической теории истины: истинно то, что соответствует объективной действительности».

Кондаков

«Определение истины как соответствия мысли действительности восходит к Аристотелю и обычно называется «классическим».

интернет 27. март 2013

Кант отличает формальную истину от материальной; формальная истина содержит в себе лишь логический критерий истины и есть согласие известного познания с общими формальными законами разума и рассудка. В априорном элементе познания заключается верный критерий истины. Материальная истина, то есть согласие представлений с предметами, очевидно, с точки зрения Канта не может быть достигнута. …сфера истины есть мысль, и истинной мыслью мы должны считать такую, которая обладает самоочевидностью или может быть доказана теми средствами, которые находятся в распоряжении человека для установки доказательства.

Фил с. 1904

«Научная истина?

Это есть сознанная и доказанная научным образом причина явлений или закон, по которому они следуют друг за другом в определенном и неизменном порядке. Истина в полном значении слова должна иметь постоянство: что было истиной вчера, то должно быть истиной и сегодня, ибо нельзя назвать истиной того, что может чрез несколько времени оказаться ложью.

В науке имеются истины только относительные. Происходит это оттого, что наука создана человеком – существом, ограниченным пределами пространства и времени. Эта ограниченность выражается тем, что мы можем познавать мир явлений не иначе, как посредством субъективных впечатлений, которые производят на нас предметы, являющиеся пред нами в известное время и на известном месте. Впечатления эти мы переводим в представления, представления – в понятия и таким образом изучаем отражения предметов в нашем сознании». 111

Теория сочинения. П. Житецкий. Киев 1902г

Истинасогласие наших мыслей с действительностью, а также в формальном смысле – согласие наших мыслей с общими логическими законами. Вопрос о критерии истины, то есть об основаниях достоверности, разбирается в теории познания (гносеологии).

мБиЭ 1907

Истина – в обычном смысле слова соответствие утверждаемого с действительностью. Однако, так как при более глубоком анализе (с философской или теоретико-познавательной точки зрения) сама действительность оказывается известным строем наших представлений, и истиной надо считать соответствие данного, наличного сочетания представлений с некоторым идеальным строем представлений же, к признанию которого за действительность мы вынуждаемся другими духовными состояниями — на этот раз уже чувственного, или эмоционального порядка (удовольствия и страданиями). Логика имеет дело с учением о научных истинах. Научные истины распадаются на два класса: определения и законы; иногда принимают еще третий класс истин – «аксиомы», но при рассмотрении одни из аксиом сказываются определениями, другие — законами природы.

Гранат 1900

Истина — противоположно лжи. Истина относится к уму и разуму.

Толковый словарь Даля

Истиназнание, правильно отражающее объективную действительность. Вопрос об истинности наших знаний является важнейшим вопросом теории познания и связан с решением основного философского вопроса.

Правильное отражение в сознании объективного мира возможно лишь на основе общественной практики. Поэтому общественная практика является критерием истины. Марксизм-ленинизм учит, что истина всегда конкретна, так как всё зависит от условий, места и времени. То, что было правильно вчера, может стать неправильным сегодня. Марксизм-ленинизм отрицает существование абстрактных истин, якобы годных для всех времён, и требует конкретно-исторического подхода при объяснении явлений. Диалектическая логика учит, что «абстрактной истины нет, истина всегда конкретна» (Ленин).

БСЭ 1 1943

Истина – достоверное знание, правильно отражающее объективную действительность.

Признавая объективную истину, диалектический материализм отвергает метафизическое догматизирование истины и требует конкретно-исторического подхода к изучению явлений, своевременной замены устарелых положений новыми положениями, соответствующими новым историческим условиям.  Достоверность всех знаний о мире проверяется практикой, которая составляет высший критерий истины.

ЭС 1953

«Всеми теперь признано, что явление вне нашего организма не имеет ни цвета ни звука ни запаха ни тепла или холода, но что все эти свойства мы сами прибавляем к ним. Не может ли этот взгляд найти  применение ко всему явлению в его целом? В таком случае явление получало бы понятную для человека форму лишь в организме, не было бы конкретной и абсолютной истины, а только истина субъективная, которая могла бы быть одинаковой для двух людей только при условии тождественности их организмов; всякая попытка найти объективную истину оказалась бы бесцельной, и мы, более чем когда-либо, принуждены были бы добывать знания исключительно из нашего собственного сознания, а не вне его».   334

Макс Нордау. Парадоксы. (В поисках за истиной.) СПб 1902 г

«Истина исторична! тогда встает решающий вопрос: как же истина может и должна претендовать на внеисторичность, безотносительность, абсолютность». 71

Истина была определена как нечто независимое от времени». 225

Хосе Ортега-и-Гассет. Что такое философия? Академия наук.

Истина – адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания; объективное содержание человеческого познания. Объективная истина – истина, содержание которой не зависит от человека и человечества (истина объективна по содержанию, но субъективна по форме – как результат деятельности человеческого мышления); относительная истина – истина, отражающая предмет не полностью, а в исторически обусловленных пределах; абсолютная истина – истина, полностью исчерпывающая предмет познавания, окончательное знание определенных аспектов действительности. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания; абсолютная истина складывается из суммы относительных истин. Конкретная истина – истина раскрывающая существенные моменты предмета с учётом конкретных условий его развития (абстрактной истины нет, истина всегда конкретна). Критерий истины – практика.

СЭС 1985

Истина – всё, что верно, точно, справедливо. Правда.

сря 1901

Истина – Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании, знании объективной действительности. То что есть в действительности, соответствует действительности.

Ушаков 1935

Истина – то что соответствует действительности, действительное положение вещей; правда. Достоверное знание, правильно отражающее реальную действительность в сознании людей. Положение, утверждение, суждение, установленное наукой, проверенное практикой, опытом.

СРЯ 1957

Истина – то, что соответствует действительности, действительное положение вещей; правда. Верное отражение объективной действительности в сознании человека. Положение, утверждение, суждение, установленное наукой, проверенное практикой, опытом.

СРЯ 1985

Истина – то, что существует в действительности, согласно с действительностью. Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом.

Толковый словарь Ожегова 1949

Истина – то, что существует в действительности, отражает действительность, правда.

Толковый словарь Ожегова 1964

Истина – в философии: адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно. Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом.

Толковый словарь Ожегова 1992, 1996

Истинаотражение в сознании человека предметов, явлений и закономерностей объективной действительности такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта (Истина предполагает познающего субъекта, познаваемый объект и воспроизведение его в знании. 1904); соответствие содержания мыслей (суждений и понятий) объекту, проверяемое общественной практикой. Дойти до истины, говорит Маркс, — это «дойти до вещей, какими они существуют в действительности». Истина, следовательно, не может рассматриваться как нечто застывшее, окостенелое, неизменное отображение объектов действительности.

Понятие истины распространяется только на мысли, которые действительно могут быть или истинными, или ложными.

«…формальная истина содержит в себе лишь логический критерий истины и есть согласие известного познания с общими формальными законами разума и рассудка». 1904

Категория «истины» связана с каждой операцией формальной логики. Все законы и правила этой логики направлены к тому, чтобы бороться с софистикой, с искажениями истины. Но сама формальная логика  не в состоянии составить учение об истине, ибо формальная логика и не ставит задачи разработки учения о характере соответствия наших мыслей объективной действительности, а это, как мы видели, — главное в определении того, что такое истина. Задача формальной логики более узкая – исследование законов выводного знания, правил связи мыслей в умозаключении. Ответ на вопрос, что есть «истина» даёт марксистская философия, её теория познания, которая своим предметом имеет выяснение отношения мышления и бытия.

Но не разрабатывая категории «истина» формальная логика должна воспринять какую-то одну из двух философских теорий истины – материалистическую или идеалистическую. Все представители прогрессивных направлений в формальной логике, начиная с Аристотеля, как правило, придерживались материалистической теории истины: истинно то, что соответствует объективной действительности.

Кондаков лог. сл. 1971

«…в свободном государстве всякий человек имеет право судить о государственных делах и требовать, чтобы с ним считались, так и о любом предмете всякий человек вправе иметь своё мнение, и оно имеет столько же прав на существование, как и любое другое. Объективной истины нет, есть только субъективные суждения о ней: человек есть мера всех вещей. Поэтому нельзя говорить, что одно мнение истиннее другого: можно лишь говорить, что одно мнение убедительнее другого». 9

Цицерон. 106 – 43г Три трактата об ораторском искусстве. Москва 1994г

 «Ленин называет объективной истиной такое содержание наших представлений, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества.(от партии тоже)

Марксистский философский материализм исходит из того, что наши знания о законах природы, проверенные опытом, практикой, являются достоверными знаниями, объективными истинами». 410.

В каждой научной истине, несмотря на ее относительность, есть частица абсолютной истины». 420

Диалектический материализм. Академия наук СССР. Институт философии. Под ред. Г.Ф. Александрова. М. 1953г.

Объективная истина – независимое от человека и человечества содержание знания. По форме истина субъективна – она свойство человеческого знания. По содержанию истина объективна, так как не зависит от сознания, а обусловлена отображающимся в нем материальным  миром. Учение об объективной истине нацелено против идеалистических концепций, трактующих истину, как иллюзорную условно значимую конструкцию.

Фил. сл. Фролова. Москва Политиздат 1991г

Форма и содержание – Всякий предмет, всякое явление в природе и обществе имеет свое содержание и свою форму. Для большинства идеалистических и метафизических философских систем характерен отрыв формы от содержания. Диалектический материализм рассматривает форму и содержание в единстве. В единстве формы и содержания определяющим является содержание.

Содержание, развитие содержания предмета всегда предшествует возникновению и развитию формы. Отмечая первенство содержания по отношению к форме, диалектический метод в то же время утверждает, что форма не есть нечто безразличное, пассивное по отношению к содержанию. Форма активно воздействует на содержание, содействуя его развитию или тормозя его.

Диалектика взаимосвязи формы и содержания заключается в том, что в процессе своего развития содержание предмета вступает в противоречие, в борьбу со старой формой, уже не соответствующей новому содержанию; противоречие это разрешается путем уничтожения, сбрасывания новым содержанием устаревшей формы. Утверждение о том, что между формой и содержанием существует конфликт, надо понимать  в том смысле, что «конфликт существует не между содержанием и формой вообще, а между старой формой и новым содержанием, которое ищет новую форму и стремится к ней» (Сталин)

Из диалектического учения о форме и содержании вытекают очень важные практические и политические выводы. Если содержание определяет форму, то нужно всю работу по строительству социализма, по дальнейшему укреплению и развитию Советов, колхозов, советской культуры и т.д. вести так, чтобы обеспечить их социалистическое содержание. Если форма не есть нечто безразличное, пассивное по отношению к содержанию, то так же не безразлично, какова форма того или иного явления. Только социалистическая форма организации труда может быть источником гигантских успехов СССР в хозяйственном строительстве. Только национальная форма советской культуры способствует на данном историческом этапе развитию социалистического содержания нашей культуры.

Краткий философский словарь. М.Розенталя и П. Юдина. Политиздат 1951г

Содержание и форма – философские категории, традиционно используемые для характеристики отношения между способом организации вещи и собственно материалом, из которого данная вещь состоит.

Оппозиция «содержания – формы» необходимо основывается на безразличности формы к содержанию исследуемых предметов.

Грицанов. Новейший философский словарь. Минск 2003г

«Что такое сама истина? («меняется сама истина,» Сталин. Анархизм или социализм?») Что именно мы должны считать истиною? Что всякий человек должен считать ею? Ответ на этот вопрос приходится искать еще глубже. Для этого необходимо рассмотреть, расследовать, изучить не только способы и методы мышления, но и само познание, его основы, а также достоверность этих основ. Это и делает особая философская наука, называемой гносеологией, иначе говоря, «наукой о познании» или «теорией познания». 86.

Необходимо ответить ещё на основной философский вопрос «что есть истина»? И как, какими способами идти к ней и доходить до неё, какими методами при этом пользоваться? Как отличать истину от заблуждения? Ответы на эти вопросы надо искать в книгах по логике, теории познания, наконец, философии, которая представляет из себя общую связь всех вышеперечисленных отделов. 295

Научные знания – это тоже здание, прочное и не имеющее ничего общего с искажающими его человеческими примесями. 78.

 Что может и должно убедить нас, что знания,  которые преподносили нам такие-то авторы таких-то книг – действительно точные и достоверные знания? Что ручается нам за их точность и достоверность? Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо знакомство не только с методами разных наук, но и с самим значением этих методов, с их сотрудничеством и их историей. Методы исследования и вообще добывания точных и достоверных знаний бывают разные. Существует целый ряд всевозможных методов; более или менее пополняющих друг друга. Уже давно было сказано: «если ты кого-нибудь желаешь убедить, что ты достиг до такой-то истины, — объясни, в таком случае, каким же способом ты до нее дошел». Но и этого еще мало. А, быть может, самые-то методы неправильны? Необходимо исследовать и самое основание их. Необходима дальнейшая критика, дальнейшее углубление мысли. Истина открывается путем критики и исследования возможно глубокого и до конца ясного». 85

Н.А. Рубакин. Письма к читателям о самообразовании. С-П 1913г.

«…абсолютных истин вообще не существует, если всякая истина относительна…580

Истиной для каждого индивидуального человека является только то, что он признаёт за истину. Истина для меня то, что гармонирует со всею совокупностью имеющихся у меня преставлений и понятий, что не противоречит этой совокупности. Следовательно, не кто иной, как я, я сам, делаю то или другое истиной, и ничто внешнее не может сообщить истинности тем идеям, которые я считаю истинными. В этом случае не может существовать общеобязательной истины, которую я должен принять, … 581

А если всякая истина обусловлена, то отсюда уже самым очевидным образом следует, что всякая истина имеет относительный характер и не может претендовать на абсолютное значение. 581

Ссылаться на абсолютные истины и признавать абсолютные истины — это значит ставить преграды для человеческой мысли, это значит запрещать ей двигаться вперёд. 582

Под видом абсолютной истины обыкновенно кто-нибудь хочет утвердить или своё господство, или господство тех владык, в подданстве у которых он состоит. Все эти обладатели абсолютной истины – страшные властолюбцы! Их надо бояться как огня! Они употребят все усилия, чтобы согнуть вас под своё ярмо. И нет тяжелее ярма, как ярмо абсолютной истины. Кто сгибается под ярмом абсолютной истины, тот утратил самого себя, тот не принадлежит самому себе, тот – жалкий раб, мысль его не парит, а пресмыкается. 585

Абсолютно только вечное искание, только вечное движение вперёд, а всё достигнутое относительно, всё это только ступени к чему-либо высшему…» 586 В чём основа воспитания и образования. 612

…догматический метод внушения детям тех или других, считаемых нами за абсолютные истины мы даём ребёнку готовые ответы, а не ставим перед ним проблем и не побуждаем его к самостоятельному разрешению этих проблем. 618

… «абсолютная истина есть замаскированная форма, в какой выражается жажда власти или «воля к власти», употребляя выражение Ницше. Так, где идёт речь об абсолютной истине, там идёт речь о царстве власти, а не о царстве свободы, потому что под видом абсолютной истины хотят проникнуть в самую глубину нашего сознания, в «святая святых» нашей души. Но «желать управлять умами», как сказал Гюйо, «ещё худшее зло, чем желать управлять телами; надо бежать от всякого вида «направления сознания» или «направления мысли» как от истинного бича».

…человечество должно само научиться мыслить и подчиняться своим собственным мыслям, чтобы научилось быть учителем самого себя и не признавать над собою власти чужих мыслей…. 623

Священные книги, называются ли они кораном, талмудом или…. всегда являются великим тормозом в деле нравственного и религиозного развития человечества и именно постольку, поскольку они в умах людей имеют характер священных книг, поскольку существует стремление рассматривать их, как содержащие в себе вечные и абсолютные истины. 627

К.Н. Вентцель. Этика и педагогика творческой личности. М. 1911 г.

74. … что такое вообще заблуждение и истина? – Мир не лжет; в то время как мы его созерцаем (чувствами и рассудком), мы не можем заблуждаться; не лжет нам и наше собственное сознание: наша внутренняя сущность есть то, что она есть: ведь это – мы сами, каким же образом возможно заблуждение?! – Заблуждение возможно лишь для разума, оно встречается лишь в понятиях. Истина – отношение суждения к чему-либо, находящемуся вне его. Мы заблуждаемся, когда соединяем понятия таким образом, что соответствующего этому соединения не существует вне этих понятий, как, например, в суждение «мир и я сам существуют лишь как следствия некоего основания». Материал, из которого должна быть создана философия, это – понятия; они для философа составляют то же, что мрамор для скульптора.

Шопенгауэр (1788-1860) Об интересном. Москва 1997г

«Истина – это абстракции (истины как таковой не существует, есть истинные факты или суждения). Бытиё непознаваемо; познаваемы лишь явления, лишь мир, предстающий перед нами таким, каким он является посредством формы нашей чувственности и нашего рассудка; познаваемы создаваемые нами объекты, но эти объекты не имеют соответствия с вещами в себе».

Анре Конт-Спонвиль. Философский словать. 2001 г М 2012 г