Вселенная Стивена Хокинга (конспект)

Вселенная Стивена Хокинга 1988 г С-Пб2014 г

…можем производить во Вселенной какие угодно наблюдения и на основе этих наблюдений делать логические заключения. 29

Но уже на заре цивилизации людям не нравились необъяснимые и не связанные между собой события, и они страстно желали понять тот порядок, который лежит в основе нашего мира. 30

Наша работа вызвала массу возражений, частично со стороны советских учёных, которые из-за приверженности марксистской философии верили в научный детерминизм, … 73

Одним из первых указаний на необходимость отказа от детерминизма стали результаты расчётов … 75

Принцип неопределённости имеет далеко идущие следствия, относящиеся к нашему восприятию окружающего мира. 77

Суть принципа «бритвы Оккама»: понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены из науки. 78

Как и всякое теоретическое положение, оно может быть первоначально выдвинуто из эстетических или метафизических соображение, но затем должно пройти реальную проверку – позволяет ли оно делать предсказания, согласующиеся с наблюдениями. 174

Некоторые никогда не признаются в своей неправоте и продолжают поиски новых, часто совершенно необоснованных, аргументов в пользу своих идей. 189

Теории непрерывно видоизменяются для согласования с результатами наблюдений, и никто не занимается переработкой и упрощением теорий для того, чтобы их могли понять неспециалисты. Даже будучи специалистом, можно надеяться понять лишь малую часть научных теорий. Лишь единицы могут двигаться вперёд наравне с быстро растущим объёмом информации. Им приходится посвящать этому всё своё время и специализироваться лишь в какой-то узкой области. Остальные мало что знают о том, чего достигла наука и как это переживают учёные. 209

Наша цель – полное понимание всего происходящего вокруг нас и нашего собственного существования. 210

«Так как деятельность разума неизменно направляется к пониманию и в нем же одном состоит как процесс; и далее – так как это понимание, не будучи промежуточно, но конечно в его (разума) деятельности, естественно стремится стать неподвижным, то правильным и полным определением науки будет следующее: она есть неизменное понимание неизменно существующего, в стремлении и в способности образовать которое раскрывается природа человеческого разума»

В.В. Розанов. О понимании. 1886 г С-Петербург 1994г.

Нам хочется понять то, что мы видим вокруг… 211

Сначала закономерности и законы были обнаружены только в астрономии и ещё в считанных случаях.

Успешное применение этих законов в начале 19 века привело Лапласа к доктрине научного детерминизма. 212

«Мы пойдём по пути диалектико-материалистического понимания детерминизма. Его исходная формула может быть кратко выражена следующим образом: внешние причины действуют через посредство внутренних условий».

С. Л. Рубинштейн. О мышлении и путях его исследования. Академия Наук СССР. Институт философии. Москва 1958

…во время Второй мировой войны Оксфорд был хорошим местом для рождения: немцы согласились не бомбить Оксфорд и Кембридж при условии, что англичане не будут бомбить Гейдельберг и Гёттинген. 222

…мой отец совершенно не заботился о внешности, если это позволяло сэкономить деньги. 228

Единственный путь воспрепятствовать людям в развитии – это тоталитарное государство, подавляющее всё новое. 248

В демократическом обществе народ должен иметь некоторое представление об основных научных понятиях, чтобы использовать информацию для принятия решений, а не делать это прерогативой специалистов.

Люди не доверяют науке, потому что не понимают её. 248

Дети учатся механически запоминать, чтобы сдать экзамен, и не видят связи науки с окружающим миром. 248

«Поступать иначе, брать за исходный пункт не наиболее чистые, идеальные случаи, а непосредственную практику, в ее эмпирически-конкретном многообразии, — это значило бы ПОГРЕШАТЬ ПРОТИВ САМЫХ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ всякого научного трактования вопроса».

Т. Ахелис. Этика. Библиотека самообразования. Брокгауз -Ефрон. 1900 г

Учёные и инженеры стремятся выразить свои мысли в виде формул, потому что им нужно знать точные количественные значения величин. 249

Это метод опровержения путём очернения: если сможешь наклеить на мой подход ярлык, то и не надо доказывать, чем же он неверен, … 259

В теоретической физике для продвижения вперёд поиск логической последовательности всегда был важнее, чем экспериментальные результаты. Теория всегда приходит первой, она возникает из желания получить стройную математическую модель. Затем делаются предположения, которые проверяются наблюдением. Если наблюдения согласуются с предположениями, это не доказывает теорию, но она остаётся жить, чтобы сделать новые предположения, которые снова проверяются наблюдениями. Если наблюдения войдут в противоречие с предположениями, тория отвергается.

Точнее, считается, что всё происходит именно так. На практике люди очень неохотно расстаются с теорией, на которую потратили много сил и времени. Обычно начинают ставить под сомнение точность наблюдений. Если это не удаётся, то пытаются подправить теорию в манере «для данного случая», и в конце концов она превращается в некое безобразное сооружение. 259

«9. Говоря о различных путях, коими самолюбие ввергает людей в заблуждение или, вернее, укрепляет их в заблуждении и мешает им преодолеть его, не следует забывать тот, который, несомненно, является одним из самых главных и самых обычных. Это желание отстоять какое-то мнение, которого придерживаются не потому, что оно истинно, а по другим соображениям. Когда человек решил защищать своё мнение до конца, он уже не смотрит, истинны или ложны приводимые им доводы, – ему важно одно: могут ли они убедить в том, что он отстаивает. Он прибегает к самым различным доказательствам, и правильным, и ошибочным, чтобы убедить всякого, и подчас даже высказывает мысли, как ему прекрасно известно, совершенно ложные, только бы достичь своей цели». 278

Логика, или искусство мыслить. А.Арно и П. Николь. 1662г Москва 1991г

«Возьмём поведение учёного, читающего отчёт своего коллеги. Он легко понимает схемы аппаратуры, которые могли бы поставить в тупик новичка. Он имел дело с подобным материалом, его обучение позволяет ему понять необходимость и смысл всех сложностей и ухищрений, ему понятны процедуры, осуществлённые автором отчёта, его результаты и логика его заключений. Если на его опытный взгляд всё в порядке, экспериментатор принимает к сведению результаты работы коллеги и при случае может использовать их как плацдарм для дальнейших собственных исследований.

Но предположим, что, к неудовольствию учёного, выводы коллеги подвергают сомнению его любимую теорию. Что он будет делать? Он может пуститься в словесную критику, придираясь ко всему, к чему удастся. Или он может, — и если он хороший экспериментатор, то так и сделает, — оставить словесные споры и отправиться в лабораторию, чтобы проверить задевшее его исследование. Поток слов, направленный против слов соперника, не решает дела, потому что в основе лежат невербальные операции, от которых зависит правильность или неправильность словесных утверждений. 24

Фредерик Перлз. Опыты психологии самопознания. Нью-Йорк 1951г Москва 1993г

…то, что мы считаем реальностью, во многом обусловлено используемой нами теорией.

… ньютоновской идеи об абсолютном пространстве и абсолютном времени. 260

реальность зависит от теории. 261

Нехорошо апеллировать к реальности, когда у нас нет независимой от модели концепции этой реальности. 261

…как можем мы знать, что такое реальность, независимо от теории или модели, при помощи которой мы это интерпретируем? 263

Общая теория относительности имеет дело с пространством и временем… 285

А если мы не обладаем свободной волей, то как мы можем отвечать за свои действия? 341

Окончательный объективный тест на свободу воли будет примерно таким: можно ли предсказать поведение организма? Если можно, то ясно, что он не имеет свободной воли, а его поведение предопределено. А если предсказать его поведение нельзя, то можно взять за рабочее определение признака, что организм имеет свободную волю. 346

Значит в поведении человека существует элемент случайности, 347

Нельзя основывать своё поведение на идее, что всё предопределено, поскольку никто не знает, что же именно предопределено. Вместо этого нужно принять рабочую теорию, что человек имеет свободную волю и что он в ответе за свои поступки.

общество, в котором индивидуум чувствует ответственность за свои поступки, с большей вероятностью может работать сплоченно, выжить и распространить свои ценности в мире.

…сообщество свободных личностей, разделяющих общие цели, может работать для решения общей задачи и в то же время обладать гибкостью для нововведений. Поэтому такое общество с большей вероятностью будет процветать … 349

Нужно посмотреть лишь назад в будущее, чтобы понять, какие возникнут проблемы. 349

«Чтобы не ошибиться в политике, надо смотреть вперед, а не назад».

Краткий курс ВКП(б) ОГИЗ 1946г Тираж 10 000 000

…шанс выжить и дать потомство имели только те личности, кто делал правильные выводы об окружающем мире. 352

…вера в свободную волю и ответственность за свои поступки дают определённые преимущества для выживания, из чего следует, что естественный отбор усиливает эти качества. 352

Последовала масса возражений, частично от советских учёных, которые придерживались «партийной линии», провозглашённой Лившицем и Халатниковым… 416

в теории относительности нет абсолютного времени. Каждый наблюдатель имеет свой собственный счёт времени. 423

«Билет 19. Свобода воли. Для чего ставится вопрос о свободе воли. Взгляд на волю у древних греков. Эпикур. Стоики. Средневековое воззрение: Блаженный Августин. Согласование свободы воли с предопределением. Взгляд Лютера на свободу воли. Христианская философия. Психологическое доказательство свободы воли. Моральное доказательство. Взгляд Канта на свободу воли.

Билет 20. О свободе воли (критика теорий). Данные моральной статистики недостаточны для решения вопроса о свободе воли. Личный фактор. Различие в понятиях: свобода воли и беспричинность. Что называет Миль чувством нравственной свободы, в каком смысле он

признает свободу воли. Какой человек может быть признан свободным».

Челпанов. Введение в философию. Конспект. Для студентов университета и коммерческого института. Москва 1915 г.

Sapienti Sat