«Глубоко ошибаются то, кто изображает философию недоступною для детей, с нахмуренным челом, с большими косматыми бровями, внушающей страх, кто напялил на неё эту лживую маску, такую тусклую и отвратительную? На деле же не сыскать ничего другого столь милого, доброго, радостного, чуть было не сказал – шаловливого. Философия призывает только к празднествам и веселью. Если пред вами нечто печальное и унылое – значит, философии тут нет и в помине». Мишель Монтень
Скорее всего вы уже читали о философии в Википедии. И как? Вы поняли в чем суть философии и для чего она нужна? Вполне нормально, после прочтения статьи в Википедии, подумать «Мне философия точно не нужна». И это может стать самым печальным заблуждением в жизни…
Я буду говорить о философии. Чего! Вот этого вы меньше всего ожидали. Какая философия! Кому она нужна!
Все науки состоят из каких-то разделов. Точно также из каких-то разделов состоит философия. Кто назовёт эти разделы и что они изучают. Насколько важно их знать, какое значение они имеют в жизни.
Почему мы помним только философов? Когда пропал интерес к философии. Почему пропал? Кто запретил, почему запретили. Почему потребовалось запретить? Ведь кто-то же издал закон о запрете. Кому-то она помешала.
Философствовать считается бессмысленным занятием, но почему тогда есть философские факультеты? Неужто просто так? Почему мы помним великих философов? Но зачем она нужна? И почему мы так мало о ней знаем?
Давайте обо всем по порядку.
Что такое философия простым языком
В чем суть философии и для чего она нужна
«Когда человек заплутался и зашел в тупик, он не должен продолжать идти наудачу, озираясь только на ближайшую, окружающую его среду; он должен остановиться, вернуться назад, призадуматься, чтобы вновь ориентироваться в целом, окинуть умственным взором все пространство, по которому проходит его путь. Когда человек уже не знает, что ему начать и куда идти, он должен, забыв на время о сегодняшнем дне и его требованиях, задуматься над тем, к чему он, собственно, стремится и, значит, в чем его истинное существо и назначение. Но именно этот вопрос в применении к совместной, общественно-исторической жизни людей и есть проблема социальной философии, философского осмысления общего существа общественного бытия.
Невнимание и пренебрежение к этому единственно правильному философскому уяснению и обоснованию общественного самопознания через познание вечных и общих основ общественного бытия есть отражение того пренебрежительно-отрицательного отношения к философскому познанию вообще, которое свойственно так называемым «практическим» людям. В основе его лежит одно недоразумение, постоянно владеющее умами ограниченными, не способными воспринять реальность во всей ее глубине и полноте, и особенно господствующее в наше время всеобщей демократизации и варваризации. Это недоразумение состоит в утверждении, что философия уводит мысль от познания конкретной реальности, единственно нужного для практической жизни, в область абстракций. Конкретным считается только единичное, здесь и теперь перед нами стоящее, чувственно видимое и действующее на нас; всеобщее, вечное и всеобъемлющее есть ненужная или, во всяком случае, объединяющая абстракция. На самом деле для того, кто умеет подлинно видеть реальность, дело обстоит как раз наоборот. Общее — именно подлинно общее — не есть абстракция, оно есть целое; но конкретно есть именно целое. Напротив, все единичное, вырванное из связи с общим и рассматриваемое изолированно, есть именно абстракция; оно искусственно объединено, обесцвечено, умерщвлено, ибо оно живет только в целом, будучи укоренено в нем и питаясь его силами. Истинно и конкретно есть не часть, а только целое; все частное именно тогда можно «понять в своей полноте и жизненности, когда оно постигнуто на фоне целого, как неотъемлемый момент и своеобразное выражение целого. Философия есть поэтому не самая абстрактная, а, напротив, самая конкретная или, вернее, единственная конкретная наука; ибо, направленная на всеединство, она имеет дело с реальностью во всей ее полноте и, следовательно, с единственно подлинной реальностью. Сегодняшний день нельзя понять вне связи со вчерашним и, следовательно, с давно прошедшим; то, что есть здесь и теперь, постижимо лишь в связи с тем, что есть везде и всегда, ибо только в этой связи или, вернее, в этом единстве оно подлинно реально; его созерцание вне этого единства, превращение его в некое самодовлеющее бытие, в замкнутый в себе атом есть именно «отрешенное», т. е. абстрактное, и потому мнимое его познание, в котором от конкретной полноты реальности остается только ее мимолетная тень. Так называемые «практические» люди, люди сегодняшнего дня, презирающие философские обобщения и интуицию целого, могут, конечно, путем догадки и инстинкта действовать правильно; но когда они начинают рассуждать и мыслить, именно они оказываются по большей части безнадежными фантазерами, живущими в мире мертвых слов и ходячих схем. И если философы сами по себе еще не суть, успешные практические политические деятели — ибо от теоретического познания до умения практически применять его к жизни лежит еще далекий путь,— то, во всяком случае, все истинно государственные умы, подлинно заслуживающие названия «реальных политиков», всегда обладали непосредственной интуицией вечных и всеобъемлющих начал человеческой жизни. Петр Великий ценил Лейбница; презиравший «идеологию» Наполеон восхищался мудростью Гёте; Бисмарк черпал свое умение суверенно властвовать над людьми не только из знания интриг дипломатии и политических партий, но и из изучения Спинозы и Шекспира. Истинный реалист не тот, кто видит лишь то, что непосредственно стоит перед его носом; напротив, он по большей части обречен быть доктринером, ибо видит не широкий Божий свет, как он есть на самом деле, а лишь маленький и искусственный мирок, ограниченный его интересами и личным положением; истинный реалист — тот, кто умеет, поднявшись на высоту, обозреть широкие дали, увидеть реальность в ее полноте и объективности.
Социальная философия и есть попытка увидать очертания общественной реальности в ее подлинной, всеобъемлющей полноте и конкретности». 17
С.Л. Франк. (1877-1950) Духовные основы общества. Берлин 1929. Москва 1992 г
В общих чертах ты различаешь, чем полезна нам философия, а вот отдельные части досконально не видишь, не знаешь, как она помогает нам везде, не ведаешь, что она, говоря словами Цицерона, и в большом выручает, и до мелочей снисходит.
Сенека. «НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ». ПИСЬМО XVII
«Стань рабом философии, чтобы добыть подлинную свободу».
Эпикур
Философия — не лицедейство, годное на показ толпе, философом надо быть не на словах, а на деле. Она — не для того, чтобы приятно провести день и без скуки убить время, нет, она выковывает и закаляет душу, подчиняет жизнь порядку, управляет поступками, указывает, что следует делать и от чего воздержаться, сидит у руля и направляет среди пучин путь гонимых волнами. Без нее нет в жизни бесстрашия и уверенности: ведь каждый час случается так много, что нам требуется совет, которого можно спросить только у нее.
Сенека. «НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ». ПИСЬМО XVI
«Философия же учит делать, а не говорить»
Сенека. «НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ»
Что же даст тебе хваленая философия, высочайшая из всех наук и искусств? А вот что: ты пред-почтешь нравиться самому себе, а не народу, будешь взвешивать суждения, а не считать их, бу-дешь жить, не боясь ни богов, ни людей, и либо победишь беды, либо положишь им конец.
Сенека. «НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ»
Вот что дает философия: веселость, несмотря на приближение смерти, мужество и радость, не-смотря на состояние тела, силу, несмотря на бессилие.
Этот путь откроет перед тобою философия. Обратись к ней, если хочешь не знать ущерба, быть безмятежным, счастливым и, главное, свободным. Иным способом этого не достичь.
Сенека. «НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ»
Глубоко ошибаются то, кто изображает философию недоступною для детей, с нахмуренным челом, с большими косматыми бровями, внушающей страх, кто напялил на неё эту лживую маску, такую тусклую и отвратительную? На деле же не сыскать ничего другого столь милого, доброго, радостного, чуть было не сказал – шаловливого. Философия призывает только к празднествам и веселью. Если пред вами нечто печальное и унылое – значит, философии тут нет и в помине
Мишель Монтень. Мир философии. Москва 1991 г.
Философия и бизнес
«Сам Лацарус, сперва готовившийся стать купцом и при этом – как это похоже на других будущих коммерсантов! – усердно занимавшийся философской наукой, …» стр ХХII
М. Лацарус. Этика юдаизма. Одесса 1903г.
Программа по философии в коммерческом институте, для тех, кто хотел зарабатывать деньги, в 1915 г. Это вопросы. Есть у него и ответы. О чем вы имеете хоть малейшее представление? Кроме как: «Философия – Ожегов – Отвлечённые, не идущие к делу рассуждения и мудрёно или беспочвенно рассуждать умствовать». – ничего другого вам в голову не может прийти.
Билет 1. Понятие философии. Цель её. Отношение между философией и другими науками. Философский метод. Построение философской системы. Научные данные и роль гипотез. Интерес к философии в современном обществе.
Билет 2. Теория познания. Задачи теории познания. Заслуга Канта в области теории познания. Как объясняли происхождение познания сенсуалисты. Возрождения Платона и его учение о врожденных идеях. Рационалисты: Декарт, Спиноза. Скептицизм Юма. Кант и его отношение к метафизике: аналитические и синтетические суждения, априорные и апостериорные понятия.
Билет 3. Что называет Кант природой и опытом. Источники познания и различие между ними. Учение Канта о пространстве и времени, причинности. Вещь в себе. Можно ли познать вещь в себе. Что мы познаем в природе. Возможна ли, по мнению Канта метафизика как наука.
Билет 4. Отношение между вещью и мыслью. Реалистическая и идеалистическая точка зрения. Наивный реализм, сущность его, несостоятельность. Представление вещей по Локку. Гносеологический идеализм. Декарт. Cogito ergo sum. Теория Беркли. Обоснование ее. Как представляет Беркли, что чувственные качества связаны в одно закономерное целое.
Билет 5. Сущность онтологической проблемы. Какие ответы давали на этот вопрос материализм, спиритуализм и психофизический монизм. Учение Демокрита, Аристотеля, Декарта и Лейбница. Что такое атом. Свойство монады. Кант о сущности материи.
Билет 6. Материализм. Материализм древних: Демокрит. Эпикур, Лукреций. Французский материализм 18 века: Ламметри. Гольдах и Кабани. Основные типы материалистических учений. Современный материализм: Молешотт, Фохт, Бюхнер. Критика материализма.
Билет 7. Учение о тождестве. Психофизический монизм. Дуалистическое учение Декарта. Отношение между материальной и духовной субстанцией. Невозможность взаимодействия. О предустановленной гармонии Лейбница. Спиноза о соответствии между физическим и психическим. Субстанция и ее атрибуты. Фехнер и современные монисты: Вундт и Пульсен.
Билет 8. Спиритуализм. Как смотрел на душу первобытный человек. Взгляды Платона и Аристотеля на сущность души. Учение о душе Декарта. Лейбница о монадах. Современный спиритуалистическое учение. Существо духовной субстанции. Единство сознания и тождество личности. Возражения Юма. Учение о субстанции и актуальности Вундта и Паульсена.
Билет 9. Космологическая проблема. Каким образом из отдельных элементов получается мир в целом. Что связывает отдельные части в одно целое. Сущность теологического и механического объяснения природы. Мир идей и взгляд на целесообразность Платона. Чем объясняется развитие вселенной по Аристотелю. Причины, подлежащие исследованию науки по Бэкону. Отношение Спинозы к телеологии. Лейбниц. Две точки зрения на природу у Канта.
Билет 10. Возражения Паульсена, Ланге и Дарвина против целесообразности. Достаточно ли механическое объяснение целесообразного устройства вселенной. Трансцендентная и имманентная целесообразность. В каком отношении находится целесообразность к причинности. Основные положения витализма. О целестремительности Паульсена. Антропоморфический теизм.
Билет 11. Позитивизм. Сущность его. Три стадии при развитии познания. Классификация наук по Конту и порядок их изучения. Деление социологии. Различие между первым и вторым периодом деятельности Конта. Заслуги его перед философией и наукой. Недостаток системы Конта.
Билет 12. Агностицизм. Взгляд Г.Спенсера на отношение между философией и наукой. Отношение Спенсера к происхождению мира. Первопричина. Необъяснимость понятий пространства, материи, души. Существование абсолюта. Примирение науки и религии, их области. Взгляд на материю. Закон эволюции. Интеграция – необходимое условие развития.
Билет 13. Неокантианство. Выводы Канта относительно метафизики. Ланге по отношению к материальной и спекулятивной философии. Видоизменение теории познания Канта и связь ее с физиологическими учениями. Взгляд Ланге на «вещь в себе». Творческий синтез – необходимое дополнение целостности мировоззрения. Оптимизм и пессимизм. Значение Ланге в современной мысли.
Билет 14. Этика. Задачи этики. Критерий человеческой деятельности, санкции моральных принципов. Этический скептицизм. Сущность этики, как науки. К какой категории принадлежит этика и какой ее метод. Путь к построению моральной системы Вундта. Невозможность замены норм этических юридическими нормами.
Билет 15. Утилитаризм. Древние последователи утилитаризма. Принцип Бентама в основании его моральной системы. Что понимает Бетам под принципом полезность. Как он измеряет удовольствие. Объяснение действия в отношении других. Какой критерий морали устанавливает Миль. Взгляд на самопожертвование. В чем сходство и разница во взглядах их на оценку человеческой деятельности.
Билет 16. Критика утилитаризма. Исходный пункт моральной системы Бентама. Отношение к самопожертвованию. Могут ли быть рассчитаны удовольствия и страдания при выборе тех или других действий. Недостаточность аргумента, что стремление к личному счастью приводит к общему благу. Рассмотрение психологического обоснования утилитаризма. Что ставят живые существа целью своей деятельности.
Билет 17. Эволюционная этика. Отношение Спенсера к утилитаризму и задача моральной философии по спенсеру. Формула жизни. Нравственность по определению Спенсера. Объективный критерий. На какие группы делит Спенсер наши чувства. В этом направлении идет развитие человеческой жизни. Основное различие эволюционной этики от утилитаризма. Недостаток этики Спенсера. Заслуга его.
Билет 18. Мораль долга Канта. Отношение между познанием и волей. Закон причинности и его свойства. Его происхождение. Аналогия между теоретическим и практическим разумом. Практический разум создает моральные законы. Критерий нравственности. Его формулирование. Категорический императив. Цель жизни. Чему подчиняется воля, действующая нравственно. Причинность из свободы. Личность – самоцель.
Билет 19. Свобода воли. Для чего ставится вопрос о свободе воли. Взгляд на волю у древних греков. Эпикур. Стоики. Средневековое воззрение: Блаженный Августин. Согласование свободы воли с предопределением. Взгляд Лютера на свободу воли. Христианская философия. Психологическое доказательство свободы воли. Моральное доказательство. Взгляд Канта на свободу воли.
Билет 20. О свободе воли (критика теорий). Данные моральной статистики недостаточны для решения вопроса о свободе воли. Личный фактор. Различие в понятиях: свобода воли и беспричинность. Что называет Миль чувством нравственной свободы, в каком смысле он признает свободу воли. Какой человек может быть признан свободным.
Билет 21. Понятие о Боге. Онтологическое и космологическое доказательство бытия Божия. Несостоятельность этих аргументов по Канту. Физикотеологическое доказательство и моральное доказательство Канта и Фихте. Отношение Бога к миру. Пантеизм. Спиноза – абсолютная субстанция. Учение Гегеля о Боге. Деизм и теизм. Происхождение идеи Бога с психологической точки зрения. Как объяснял Декарт происхождение идеи Бога. Мистицизм. Теория. Вл. Соловьева.
Билет 22. Знание и вера. Отношение между знанием и верой. Взгляд Канта на отношение между верой и знанием. Паульсен о философии и религии. Джемс о вере. Значение веры в социологии. Каким образом пытаются примирить веру и знание современные русские богословы.
Челпанов. Введение в философию. Конспект. Для студентов университета и коммерческого института. Москва 1915 г.
Почему мало кто понимает в чем суть философии? Как в СССР уничтожили философию
«Задача морального руководства подрастающим поколением заключается в том, чтобы будить в нем и укреплять чистый деятельный интерес к исканию истины в вопросе о праве и обязанности, вообще укреплять любовь к истине, деятельное отношение к добру, стремление искать основ для построения собственного морального мировоззрения. 22
Задача школы главным образом заключается в том, чтобы дать учащимся основы правильного мышления, наблюдения, работы, как их представляет себе современная научная мысль. 24
28. Задачи средней школы.
Надо иметь в виду, что нет страны, которая давала бы пример школы, преследующей внепартийные цели, цели свободного и разумного, самостоятельного развития своих учеников. Свобода и искренность преподавания довольно редкие явления. Значение школы для будущего каждой страны слишком велико, чтобы партийная борьба могла оставить школу в покое. История школы показывает, что и церковь, и государство, и политические общественные партии всегда употребляют все усилия, чтобы руководить народным образованием. 29.
Решимость завоевать владычество, душа всякой партии, ведет повсюду к стремлению сделать из школы орудие партийных целей. Не мирное образование и внутреннее освобождение подрастающего юношества, а обработка его в известном духе, порабощения его ума данным извне суждениям и привычкам мысли – вот цель, которую каждая партия, как таковая, ставит школе, в силу известного принципа: «За кем молодежь – за тем и будущее».
33. Средняя школа может иметь дело только со способностями усваивающею и воспроизводящею: ее задача должна быть проста и скромна – сделать средних людей здравомыслящими людьми.
33. …необходимости, по крайней мере, в старших классах гимназии, введение учеников в научные приемы работы, которые по его определению состоят: а) в мужественной любви к истине и свободном отношении к существующим мнениям; б) в настойчивости и отчетливости при собирании научного материала; в) в умении целесообразно упорядочить найденные факты и связать их между собою по их внутренней зависимости; г) в способности воображения, как творческого начала в научной работе. Мы прибавили бы еще к этим четырем условиям научной работы – умение ставить проверку добытых выводов там, где это представляется возможным.
Обычно люди, пользующиеся готовыми воззрениями, на веру взятыми у других, бывают уже и фанатичнее; люди, в собственной работе привыкшие отдавать себе отчет в сложности изучаемых ими явлений, склонны больше уважать чужие мнения и сознавать относительность своих собственных. 34.
Наша русская жизнь даёт достаточно примеров, как молодежь, окончившая среднюю школу, становится именно развязной во всем, что касается общих культурных условий жизни, и в то же время проявляет очень мало самостоятельности суждения в тех научных занятиях, которые ей предлагает высшая школа. Это картина людей, сорвавшихся с привязи, но не умеющих пользоваться свободой. 35.
Одним словом, мы совершенно не представляем себе другого образования, кроме научного, если только оно не подтасовано, не подменено чем-нибудь, преследующим или партийные или другие практические цели. 36.
«Любовь к родине вещь прекрасная, но есть кое-что и повыше любовь к истине. Любовь к родине делает нас героями, любовь к истине – мудрецами, благодетелями человечества. Любовь к родине разделяет народы, питает национальную вражду, иной раз одевает землю трауром; любовь к истине распространяет свет, создает умственные наслаждения.» (Чаадаев)59
Опытные дельцы в статьях, рассчитанных на пропаганду в широких общественных слоях, в речах на митингах, на собраниях учащейся молодежи всегда пользуются наиболее банальными формулами общественной этики, модными девизами социалистических учений. Более глубокие мысли, более анализирующие рассмотрения будут всегда непопулярны в общественной толпе, которая вообще не может анализировать и следует настроению момента. 66
Наконец, схоластичным является в ней и печать диалектики – ухищренные классификаций». 101
Алферов А.Д. Родной язык в средней школе. Москва 1911г
«Логика есть великий преследователь тёмного и запутанного мышления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет в то время, когда мы его не понимаем.» стр.5
Челпанов Учебник логики. Для гимназий. 1916г.
«Мыслить конкретно – значит мыслить диалектически, а мыслить диалектически – значит мыслить конкретно».
Диалектико-материалистический метод является методом конкретного мышления.
Нам необходимо мыслить конкретно, нам нужны ясные идеи. Именно этому учит нас материалистическая диалектика». 164
Морис Корнфорт. В защиту философии. Москва 1951г. Общая редакция и вступительная статья акад. Г.Ф.Александрова.
«Ленин разоблачал метод построения силлогизмов при решении вопросов революции как абсолютно несостоятельный. Он жестоко высмеивал эти «детски-простые» силлогизмы, представлявшие в глазах меньшевиков верх логической премудрости.
Разоблачая метод построения силлогизмов при решении вопросов революции как абсолютно несостоятельный, Ленин писал, что «затасканный Плехановым приём рассуждения: «революция буржуазная – надо поддерживать буржуазию» не имеет ничего общего с марксизмом» стр.112
Все четыре закона формальной логики суть не что иное, как бледная и односторонняя абстракция некоторых отдельных моментов соответствующих законов диалектической логики, но взятых в отрыве от самих этих законов, как целых, то есть взятых не диалектически, а чисто формально. Только в этом, в сущности, и состоит на наш взгляд вся познавательная ценность законов формальной логики, подготовляющих возможность использования законов диалектической логики. То, что выдается иногда за всеобщность и универсальность законов формальной логики, есть не более, как всеобщность пропедевтики (предварительное знание), необходимой для подлинно научной логики – логики полного, исчерпывающего, истинного и вечно развивающегося знания. Такой научной логикой и является марксистская диалектическая логика. 218
Законы диалектической логики как конкретные противостоят законам формальной логики как абстрактным;
Метафизики, то есть логики неверной приёмы абсолютизации формальных правил мышления, искажающие действительность. 214
Формальнологический принцип непротиворечия неистинен потому, что отрицает реальное существование противоречивых определений, непротиворечивость не есть та форма, в которой может выступить истина. 288
Маркс доказывает истинность обоих взаимно-противоречащих суждений. 288
Из сказанного выше следует вывод: с точки зрения диалектической логики, могут быть одновременно истинными утверждение и его отрицание,
Само по себе соблюдение принципа непротиворечия приводит к тому, что исследователь запутывается в противоречиях,
Законы мышления Академия наук СССР Институт философии Под общей редакцией члена-корреспондента АН СССР В.М. Кедрова. Москва 1962г.
Формальная логика ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ НАШИХ КЛАССОВЫХ ВРАГОВ. У нас не может быть никаких компромиссов с формальной логикой.
Формальная логика представляет методологическую основу антиленинских уклонов в ВКП(б). Формально-логическое мышление составляло характерную черту меньшевизма.
«Решением ЦК ВКП(б) (ноябрь 1946) было введено преподавание логики в школе. Указывая на необходимость изучения логики, классики марксизма-ленинизма требовали внесения в неё соответствующих поправок с точки зрения диалектического материализма. Эти поправки должны очистить теорию логики от идеалистических и метафизических извращений, в результате которых мышление и его законы, изучаемые логикой, изображались в ложном свете».
Большая сов. энцикл. Первая
«Законы формальной логики противоположны законам диалектической логики.
Таким образом, в отличие от диалектической логики, отражающей все богатство мира, универсальную связь, подвижность, гибкость, противоречивость предметов и явлений, формальная логика бессодержательна, бедна, абстрактна, ибо устанавливаемые ею законы, категории не соответствуют объективной действительности».
Краткая философская энциклопедия 40 год
«Задача разоблачения реакционного, идеалистического и формалистического характера современных буржуазных теорий логики, выражающих деградацию, упадок, распад буржуазной науки и культуры.
Для правильного и полного познания действительности необходимо применение единственно научного метода исследования действительности – диалектического метода, метода материалистической (субъективной) диалектики. 58
В ряде случаев буржуазные ученые все же приходили к правильным выводам в науке, и это происходило потому, что наиболее добросовестные из них непроизвольно, несознательно, не отдавая себе отчета, применяли диалектический метод, инстинктивно добирались в своих исследованиях до диалектики. 59
Формальная логика и диалектическая логика – различные науки. Формальная логика представляет собой низшую ступень знания по отношению к логике диалектической. 63
Буржуазные логики превращают формальную логику в логику формалистическую. (Надо СССР превратить в Союз Советских Социалистических Республик, а «педологию» в педагогическую психологию.)
Надо внести поправки в формальную логику в соответствии с указаниями Ленина. (И внесли)
Формальная логика, как и всякая наука, партийна; за различными теориями и трактовками логики и её законов скрываются в конечном счете классовые интересы, их борьба. 356
Законы формальной логики выражают только простейшие свойства и отношения предметов и явлений действительности, рассматриваемых в состоянии относительной устойчивости, неподвижности, а не в развитии, движении. Поэтому формальная логика является лишь низшей, подготовительной ступенью познания по отношению к диалектической логике, методологии диалектического материализма, познание действительности достигается при помощи марксистского диалектического метода».
М.С. Строгович. Логика. Член-корр. АН СССР Москва 1949г
Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.
«В марксистско-ленинской этике научность органически сопряжена с коммунистической идейностью.
Научность переходит в партийность. Партийность становится предпосылкой научности». 348.
Марксистская этика. А.И. Титаренко. Москва. Политиздат, 1980
«Логика еще не научила ни одного человека правильно мыслить, и точно так же научная этика еще не заставила никого хорошо поступать». Стр. 16.
Выготский. Педагогическая психология.
«У людей, воспитанных в дореволюционной школе гипертрофия силлогизма. Сколько нужно времени, чтобы научить их диалектической логике». 134
Макаренко А.С. (1888-1939) Воспитание гражданина. 1988г.