«Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман (конспект)

Документ содержит важные мысли книги, а также подтверждающие, опровергающие или поясняющие цитаты других авторов. Данный материал не заменит книги, но поможет в ее понимании. Рекомендуем изучить его перед тем, как приступить к прочтению книги. А если у вас появятся вопросы, вы можете задать их на встрече


… «эмоциональный интеллект», включающий самоконтроль, рвение и настойчивость, а также умение мотивировать свои действия. Всему этому детей можно научить.

За этой возможностью вырисовывается требующий немедленных действий моральный долг. 10

…фундаментальные этические установки в жизни происходят от лежащих в основе эмоциональных способностей. Для тех, кто пребывает во власти порывов, то есть для людей с недостаточным самоконтролем, характерно отступление от строгих принципов морали, ведь способность контролировать порывы составляет основу воли и характера. 11

…темперамент вовсе не является чем-то предопределённым. 13

…детство и отрочество представляют своего рода «окна возможностей», необходимых для закрепления существенно важных эмоциональных особенностей, которые будут управлять нашей жизнью. 13

…какие опасности подстерегают тех, кто в период достижения зрелости не научился управлять царством эмоций.

…школы передовых методик, где детей обучают навыкам общения и умению владеть эмоциями, которые помогут им всегда выбирать в жизни верные пути. 13

…развитие наиважнейших человеческих способностей, таких как самопознание, самоконтроль и эмпатия, а также обучение умению слушать, улаживать конфликты и поддерживать сотрудничество. 14

 — задача Аристотеля состояла в том, чтобы научить людей управлять эмоциональной жизнью с помощью интеллекта. Как представлялось Аристотелю, дело не в эмоциональности, а в уместности эмоций и их выражения. Вопрос в том, как нам привнести у в наши эмоции – и вежливость на наши улицы и внимание и заботу в жизнь нашего общества? 14

… наши эмоции руководят нами, когда мы оказываемся в затруднительном положении и сталкиваемся со слишком важными задачами, чтобы их решение можно было предоставить одному только интеллекту, 18

…общество было вынуждено навязать правила извне, дабы усмирить волны перехлёстывающих через край эмоций, бесконтрольно бушевавших внутри. 20

Все эмоции представляют побуждение к действию, мгновенные программы действий по обращению с жизнью, 21

…то, как мы обнаруживаем своё горе формируется культурой, 24

Любовь. Лимбические структуры генерируют чувства удовольствия и полового влечения – эмоции, питающие сильное половое чувство. 30

…миндалевидное тело начинает реагировать раньше неокортекса, 39

первые миллисекунды нашего восприятия чего-либо мы не только бессознательно понимаем, что это такое, но и решаем, нравится нам это или нет. Наши эмоции обладают собственным умом, который придерживается собственных взглядов совершенно независимо от нашего рационального ума. 42

мозг имеет две системы памяти: одну для обычных событий, другую – для эмоционально заряжённых. Система, специально предназначенная для эмоциональных воспоминаний, сыграла исключительно важную роль в процессе эволюции, обеспечивая животным возможность сохранять особенно яркие воспоминания о том, что им угрожает или доставляет удовольствие. Однако в нынешние времена эмоциональные воспоминания могут оказаться плохими советчиками. 43

Миндалевидное тело привычно велит нам реагировать в настоящем, пользуясь теми методами, которые отпечатались в нас в далёком прошлом вместе с мыслями, эмоциями и реакциями, задуманными в ответ на события, скорее всего лишь очень отдалённо напоминающими происходящее сегодня, но вполне походящими, чтобы вогнать миндалевидное тело в панику. 44

Очень немного мелких моментов, сопутствующих ситуации, — вот всё, что нужно, чтобы приобрести сходство с какой-то прошлой опасностью, которая заставит миндалевидное тело объявить чрезвычайное положение. Вся беда в том, что вместе с эмоционально насыщенными воспоминаниями, способными запускать ответную реакцию на критические обстоятельства, срабатывают и столь же устаревшие способы реагирования. 45

В такие моменты неточность реакции эмоционального мозга усугубляется тем фактом, что многие глубокие эмоциональные воспоминания восходят к самым первым годам жизни, к взаимоотношениям между ребёнком и теми, кто о нём заботится. 45

взаимодействия, имеющие место в самые ранние годы жизни, составляют набор эмоциональных уроков, в основе которых лежат взаимная настроенность и рассогласование при контактах между младенцем и теми, кто за ним ухаживает. Эти эмоциональные уроки чрезвычайно сильны, хотя их и очень трудно понять с точки зрения взрослой жизни, потому что они хранятся в миндалевидном теле в виде черновых, невыразимых словами программ эмоциональной жизни. Поскольку эти самые ранние эмоциональные воспоминания укореняются  еще до того, как у младенца находятся слова для описания своих переживаний, … 45

…чувство предшествует мысли. 48

…необработанная эмоция запускается независимо от мышления и опережает его. 48

эмоциональный ум подавляет рациональный. 51

…эмоции оказываются столь губительными для плодотворного мышления как в смысле принятия разумных решений, так  просто способности ясно мыслить. 52

…эмоции срывают процесс мышления. 53

у алкоголиков и преступников нарушен контроль за их эмоциональной жизнью. 54

эмоциональный интеллект: такие способности, как способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетворения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя способности думать, сопереживать и надеяться. …даже детей можно научить пользоваться эмоциями в своих интересах, если мы позаботимся об этом. 61

… контролировать эмоции и ладить с другими людьми, имеют большее значение. 63

…люди, которые не могут установить хотя бы некоторый контроль над своей эмоциональной жизнью, вынуждены вести внутренние баталии, подрывающие их способность сосредоточенно работать и ясно мыслить. 64

В повседневной жизни общества нет более высокого интеллекта, чем межличностный. 74

Самопознание – распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает, — есть краеугольный камень эмоционального интеллекта и лежит в основе всяческих достижений. 76

Эмоциональный интеллект привносит гораздо больше качеств, делающих нас намного человечнее. 80

Самосознание – сохраняется самоанализ даже посреди бушующего моря эмоций.

самонаблюдение обеспечивает хладнокровное осознание неистовых или бурных чувств, а как минимум оно проявляет себя в возможности отстраниться от переживания, создавая параллельный поток сознания, или «метапоток», как будто «парящий» над главным течением или рядом с ним и дающий понимание происходящего, вместо того чтобы погрузиться  туда и утонуть в нём. Существует очевидная разница, между состояниями, когда один человек просто страшно разгневался на другого и когда этот человек, сохраняя способность к самоанализу, думает: «А ведь я взбешён», даже если им владеет приступ гнева. Такое умение разбираться в своих эмоциях составляет основополагающую эмоциональную компетенцию как умение, способность, на которой формируются все остальные, … 82

…их мутит, учащённое  сердцебиение, потение и головокружение – и не знать при этом, что испытывают тревогу. 88

…приобретение способности избавляться от дурного настроения. 95

Цель – душевное равновесие, а не подавление эмоций: …96

головной мозг устроен таким образом, что почти или совсем не контролируем тот момент, когда нас охватывает какая-либо эмоция, и не властны над тем, какая именно эмоция это будет. Но мы можем оказать некоторое влияние на то, как долго она будет действовать. 98

«Гнев никогда не вспыхивает без причины, но она редко бывает уважительной» Б. Франклин 101

утихомирить гнев заключается в том, чтобы ещё раз описать ситуацию с боле позитивной точки зрения. 102

Сигналом опасности может послужить не только прямая физическая угроза, но и символическая угроза самоуважению или чувств собственного достоинства, если с человеком обходятся грубо или несправедливо, если его оскорбляют или унижают, если он терпит поражение, преследуя какую-то важную цель. 102

Первый способ обуздания гнева заключается в том, чтобы ухватить те мысли, которые вызывают волны гнева, и усомниться в их правильности, так как именно эта первоначальная оценка взаимодействия и подкрепляет, и поддерживает первую вспышку гнева, а последующие новые оценки раздувают огонь. 105

Ассоциация мыслей происходит и по настроению. 122

…подбадривание себя угощениями и чувственными удовольствиями, покупка себе подарка или чего-нибудь вкусненького для того, чтобы избавиться от дурного настроения – пользуется особой популярностью у женщин. Они в три раза чаще, чем мужчины, избирали своей стратегией избавления печали еду. 124

…естественно – оплакивать конец отношений и предаваться мыслям, исполненным жалости к себе, …

Однако, если отстраниться и подумать о том, почему ваши отношения оказались не такими уж прочными и долгими и почему вы с партнёром не подошли друг другу, иными словами, взглянуть на эту потерю по-другому, в более позитивном свете, это и станет лекарством от печали. 125

…невозмутимость – это своего рода оптимистичное отрицание, 129

…одним из признаков того, что чувства, изменив направление, перешли в область патологии, служит то, что они становятся столь навязчивыми, что подавляют остальные мысли, постоянно саботируя попытки уделить внимание любой другой насущной задаче. 131

черта великих — способность находить для себя стимул неотступно следовать определённому режиму тренировочных занятий. 132

Если ты недостаточно хорошо справляешься с учёбой, будешь заниматься до поздней ночи, а если это не поможет, встанешь пораньше и будешь учить уроки утром. 133

Нет более важного с психологической точки зрения навыка, чем умение не поддаваться побуждению. В нём состоит суть полного эмоционального самоконтроля. 134

Делать только то, что хочется. 13

Здоровые, психически благополучные люди не ставят перед собой ни таких вопросов, ни рациональных целей. И уж тем более не пытаются реализовать их любой ценой. Они наслаждаются эмоциональной стороной жизни! Просто живут. 20

«Хочу и буду» Михаил Лабковский

…эмоциональным навыкам, таким как, например, контроль побуждений и точное понимание социальной ситуации, можно научиться. 137

Так изучение 36 000 добровольцев по 126 различным методикам  показало, что чем более человек склонен к беспокойству, чем хуже идет у него процесс усвоения знаний независимо от показателей, будь то оценки в результате тестов, средние оценки за год обучения или тестов достижений. 139

Когда людей, подверженных беспокойству, просят выполнить когнитивное задание, то оказывается, что их одолевает негативные мысли: «Я не смогу этого сделать», «Я совсем не способен к тестам такого рода» и тому подобные, которые самым непосредственным образом срывают процесс принятия ими решения. 139

Умение, оставаться любезным, вежливо принять отказ, играет чрезвычайно важную роль в торговле любого рода, особенно если речь идёт о такой вещи, как страховой полис, когда ответов «нет» обескуражывающе больше, чем «да». 147

Оптимизму и надежде – как беспомощности и отчаянию – можно научиться. 148

…высокую значимость бесчисленных уроков по синхронии взаимодействия и невыраженным словами правилам социальной гармонии, которые получают дети. Каждый, кто не умеет следовать этим правилам, создаёт трудности и вызывает у окружающих чувство дискомфорта. Назначение таких правил, несомненно заключается в том чтобы люди, принимая участие в общественной жизни, чувствовали себя непринуждённо, ведь неловкость и дискомфорт порождают тревогу. Все, у кого нет этих навыков, не способны не только быть приятными в общении, но и управлять эмоциями тех, с кем сталкиваются; они неизбежно становятся возмутителями спокойствия. 197

проявления отхода от гладкой социальной траектории свидетельствует о незнании азов взаимодействия. 197

Если вы делаете ошибку в том, какие именно сообщения вы посылаете, то постоянно ощущаете, что люди странно реагируют на вас – вы получаете решительный отпор и не знаете почему. В конце концов у таких малышей возникает ощущение что они ни в малейшей степени не контролируют то, как к ним относятся другие люди, и что их действия не оказывают никакого влияния на то, что с ними случается. А в результате они чувствуют себя бессильными, подавленными и безразличными. 198

Исходные точки неправильных линий поведения следует искать в различия в эмоциональных мирах девочек и мальчиков. 208

мальчикам и девочкам преподают совершенно разные знания о том, как контролировать эмоции, …210

В десять лет девочки и мальчики в процентном отношении одинаково выказывают явную агрессивность и  в раздражении склонны к открытому столкновению. Однако к тринадцати годам между полами обнаруживается существенное различие: девочки лучше мальчиков овладевают такими хитрыми агрессивными тактиками, как остракизм (гонение неугодных), распространение злостных сплетен и скрытая вендетта. Мальчики в основном так и продолжают в раздражённом состоянии лезть в драку, не обращая внимания на все эти тайные стратегии. В этом смысле, как и во многих других, мальчики, а позднее мужчины, оказываются менее изощрёнными, чем девочки, в скрытых сторонах эмоциональной жизни. 210

Девочки, играя вместе, разделяются на маленькие замкнутые группы, в которых сводится к минимуму враждебность и всячески поощряется сотрудничество, тогда как мальчики для игры объединяются в большие группы, где царит дух соперничества. 211

…мужчины и женщины хотят и ждут от разговора совершенно разных вещей. 211

…растущая молчаливость со стороны мужей, 212

…как супруги обсуждают те больные вопросы, которые определяют судьбу их брака. 213

…разговоры супружеских пар снимались видеокамерой, 214

… разведутся не позднее чем через три года, с 94% точностью, неслыханной для сферы исследований брачных отношений! 215

…грубая критика – основа развода. 215

…презрение – особенно разрушительной эмоция. Презрение обычно сопутствует гневу и обнаруживается не только в словах, но и в тоне голоса и злобном выражении лица. Такой универсальный мимический сигнал для выражения отвращения, как искривленные в ехидной усмешке губы или поднятый к потолку взгляд, соответствующий восклицанию: «Ну ты и тип!» 216

Мимический знак презрения создаётся сокращением особой мышцы, растягивающей углы рта в сторону (обычно влево), и одновременно закатываем глаз. 217

Такой скрытый разговор причиняет немалый вред. 217

…на лице жены четыре или более раз за пятнадцатиминутную беседу читается отвращение, недалеко ушедшее от презрения, это служит молчаливым свидетельством того, что не пройдёт и четырёх лет, как эти супруги расстанутся навеки. 217

Но альтернативная реакция – бегство – может оказаться более вредной, особенно если «побег» сводится к уходу в непрошибаемое молчание. 217

Укрытие за стеной молчания, ставшее привычной реакцией оказывает разрушительное действие на взаимоотношения: оно отсекает все возможности улаживания разногласий. 218

…мужчины, которые применяют физическое насилие к своим жёнам, мыслят, как школьные хулиганы: они усматривают враждебные намерения даже в совершенно нейтральных действиях своих жён, 221

…супруги не способны слушать, не искажая смысла услышанного или реагировать, сохраняя ясный ум. Им трудно организовать своё мышление, и они опускаются до примитивных реакций. 222

В момент «всеохватывающего налёта» эмоции людей настолько сильны, перспективы так ограничены, а мысли до такой степени спутаны, что практически нет никакой надежды принять точку зрения партнёра или уладить конфликт разумным путём. 222

Спор – во время спора не отклоняться от темы, 228

…воспитание детей, секс, деньги, домашнее хозяйство, по поводу которых обычно и ведутся споры, …228

Большинство эмоциональных реакций, которые с такой лёгкостью проявляются у обоих супругов, сформировались ещё в детстве и впервые были заучены в рамках самых близких отношений или скопированы с родителей, а затем в законченном виде привнесены в брачный союз. 229

В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию; умение управлять этими побуждениями составляет сущность эмоционального интеллекта. Особая трудность с этим возникает у людей, состоящих в интимных отношениях, где слишком многое для них оставлено на карту. Эмоциональные реакции в таких ситуациях затрагивают наши самые сокровенные желания: 229

в минуты эмоциональных вспышек человек лишается способности слушать, думать и ясно выражать словами свои мысли, умение успокоиться можно определить как чрезвычайно конструктивный ход, без которого невозможен прогресс в урегулировании спорного вопроса. 229

Умение слушать – это особое искусство, которое накрепко связывает супругов. 231

Подтверждение означает как минимум, что вы слушаете партнёра и способны понять выражаемые им эмоции, даже если не согласны с его аргументацией. 234

Поскольку надобность в таких манёврах возникает в самый разгар противостояния, когда эмоциональное возбуждение чрезвычайно велико, им надо обучаться дополнительно, чтобы к ним можно было прибегнуть при первой необходимости. Это объясняется тем, что эмоциональный мозг запускает те стандартные ответные реакции, которые были заучены раньше во время неоднократно повторяющихся вспышек гнева и обиды, и поэтому стали доминирующими. Учитывая, что память и ответная реакция определяется эмоциями в такие моменты реакции, характерные для более спокойного состояния, не так-то легко воспринимаются и запускаются. Если более результативная эмоциональная реакция незнакома или не укоренилась, то очень трудно применить её на практике, пребывая в расстроенных чувствах. Но если реакция заучена до автоматизма, появляется больше шансов, что она сработает в минуты эмоционального кризиса. Именно поэтому рассмотренные выше стратегии следует обязательно проверять и отрабатывать на практике при любой встрече, не приводящей к стрессу, равно как и в разгар семейной ссоры, если у них есть шанс стать приобретенной первой ответной реакцией в репертуаре эмоциональной схемы. В сущности, все эти средства против распада браков есть не что иное, как небольшое дополнительное просвещение в области эмоционального интеллекта. 234

…слушанию и откровенному высказыванию своего мнения – зачаткам социального интеллекта. 235

Без обратной связи люди пребывают в неведении и не знают, ни как к ним относятся их начальник и коллеги, ни что от них требуется, а в результате все проблемы со временем будут только обостряться. 239

…люди, выведенные из душевного равновесия, не способны вспоминать и усваивать.

Критика – обязанность руководителя. 239

… за стеной молчания… 240

…скрывались за стеной глухого молчания, то есть старались избежать любых контактов с руководителем, который разнёс их в пух и прах. 241

Большинство проблем в исполнении работы наёмным работником возникает отнюдь не внезапно; они медленно назревают с течением времени. Если боссу не удаётся быстро обнаружить свои чувства, то приводит к постепенному нарастанию в нём фрустрации. Тогда в один прекрасных день он из-за этого выходит из себя. Если бы критическое замечание было сделано раньше, подчинённый сумел бы исправить дело, Люди очень часто высказывают критические замечания лишь тогда, когда ситуация выходит из-под контроля и когда они бывают уже слишком раздражены, чтобы сдерживаться. И именно в этот момент они начинают критиковать наихудшим образом припоминая и резко саркастическим тоном излагая длинный перечень обид, которые они держали при себе, или начинают угрожать. Подобные нападки приводят к неожиданным неприятным последствиям. Они воспринимаются как оскорбления, поэтому потерпевший от критики в ответ приходит в ярость. Это наихудший способ мотивации. 242

Умелая критика сосредоточена на том, что уже сделано и можно сделать, и не истолковывает плохо сделанную работу как черту характера конкретного человека. «Враждебные нападки на характер, когда кого-то называют тупым или некомпетентным, бьют мимо цели. Вы сразу же принуждаете его к обороне, после чего он уже больше не воспримет ничего из того, что вы собираетесь ему сообщить, желая указать способ исправить ошибки». 243

Что же касается мотивации, то если люди уверены, что их неудачи являются следствием какого-то неустранимого недостатка у них самих, тогда они теряют всяческую надежду на лучшее и перестают пытаться что-либо изменить. Так вот, чтобы ни при каких обстоятельствах не поддаваться пессимизму, хорошенько запомните, что неудачи и поражения есть следствие обстоятельств и что мы вполне способны изменить их таким образом, чтобы получить лучший результат. 243

…люди падают духом, если просто слышат, что они «что-то» делают плохо, не понимая, что конкретно не так, а значит, не зная, что им делать дальше. 244

Критический отзыв, как и любая полезная обратная связь, должен указывать путь решения проблемы. В противном случае он вызывает у того, кому предназначался, фрустрацию, деморализует или лишает его мотивации. Критика не может открыть имеющиеся возможности и альтернативы, которые сам человек не осознавал, или просто открыть ему глаза на недостатки, требующие внимания, но она должна включать предложения в отношении того, как заняться этими проблемами. 244

Если критикуют: первое, рассматривать критику как ценную информацию относительно того, как лучше справляться с делом, а не как личный выпад. Во-вторых, следить за побуждением к занятию оборонительной позиции вместо того, чтобы взять на себя ответственность. А если эта сцена уж слишком выводит из душевного равновесия, попросите продолжить встречу позднее, через некоторое время, необходимое, чтобы «переварить» неприятную информацию и немного успокоиться.

На работе всё, как в браке. 245

Предубеждения – это нечто вроде эмоционального научения. происходящего в раннем детстве, что чрезвычайно затрудняет полное искоренение этих реакций даже в людях, которые, став взрослыми, понимают, что цепляться за них явно не следует. Такие эмоции, как предубеждение, формируются в детстве, тогда как убеждения, используемые для его оправдания, появляются позднее. 248

Люди быстрее и легче вспоминают случаи, подкрепляющие стереотип, обнаруживая склонность не принимать во внимание примеры, опровергающие его. 249

ничего не говорить по этому поводу, значит потворствовать этому. 251

…недоставало основной составляющей эмоционального интеллекта – способности осознать, что уместно, а что не подходит при взаимных уступках. 255

…пока все другие полагаются на навыки общения, «звёзды» включают в свой репертуар ещё один приём: они проявляют инициативы, поскольку сами находят достаточный стимул, чтобы взять не себя ответственность за работу, выходящую за рамки установленного им задания, и к тому же обладают таким качеством, как самодисциплина, которая позволяет им оптимально рассчитывать своё время и упорядочивать служебные обязанности. Но все эти умения и навыки, конечно же, суть выражения эмоционального интеллекта. 259

…основные навыки эмоционального интеллекта будут приобретать всё более важное значение в коллективной работе, в сотрудничестве, помогая людям вместе учиться работать более эффективно. 259

Когда в начале Второй мировой войны японцы захватили Шанхай… 343

Некоторые тучные люди не устанавливают разницу между состоянием испуга, гнева и голода и поэтому соединяют все эти ощущения воедино, как означающие голод, что заставляет их объедаться всякий раз, когда они расстраиваются. 386

Быть эмоционально грамотным для усвоения знаний так же важно, как обучение математике и чтению. 406

Совершенное владение эмоциональной сферой даётся особенно трудно, потому что необходимые для этого навыки приходится приобретать тогда, когда люди, как правило, менее всего способны воспринимать новую информацию и усваивать новые привычки реагировать, то есть когда они расстроены. 413

Способность называть чувства и тем самым лучше проводить различие между ними составляет главный эмоциональный навык. 418

рациональный ум устанавливает логические связи между причинами и следствиями, эмоциональный ум не проводит различий, соединяя вещи, которые просто-напросто имеют сходные, привлекающие внимание черты.

Эмоциональный ум по своей простоте во многом напоминает детский ум, и, чем сильнее эмоции, тем больше сходство. Одна похожая черта – это категорическое мышление, где всё либо чёрное, либо белое и нет места полутонам… 453

Этот детски непосредственный образ действий есть самоутверждение, подавляющее или игнорирующее воспоминания или факты, которые разрушают убеждения, и улавливающее те, что его поддерживают. Эмоциональный ум считает свои убеждения абсолютно верными и поэтому не принимает в расчёт никакие свидетельства в пользу обратного. Вот почему так трудно убедить в чём-нибудь человека, пребывающего в эмоциональном расстройстве: разумность ваших доводов с логической точки зрения не имеет для него никакого значения, они не пользуются никаким влиянием, если не совпадают с его текущим эмоциональным убеждением. 453

Эмоциональный ум реагирует на настоящее так, как если бы это было прошлое. Беда в том, что – особенно когда оценка производится быстро и автоматически – мы, возможно, не осознаём, что положения дел, которое было когда-то, теперь уже не существует. Тот, кто научился реагировать на сердитый взгляд сильным страхом и отвращением, до некоторой степени сохранит эту реакцию даже и во взрослом состоянии, когда сердитый взгляд уже не будет заключать в себе никакой угрозы. 454

Если чувства сильны, то реакция, которая запускается, очевидна. Однако, когда чувства неопределённы или трудноуловимы, мы не вполне понимаем, какая эмоциональная реакция у нас возникает, даже если она слегка окрашивает нашу текущую реакцию. Мысли и реакции в этот момент примут окраску мыслей и реакций того времени, пусть даже и покажется, что реакция обусловлена исключительно нынешней обстановкой. Наш эмоциональный ум будет использовать рациональный ум для своих целей, поэтому мы придумаем объяснения – логические обоснования – для наших чувств и реакций, оправдывая их с точки зрения настоящего времени и не осознавая влияния эмоциональной памяти. В этом смысле мы не можем иметь никакого представления о том, что происходит на самом деле, хотя, возможно, и бываем абсолютно убеждены, что совершенно точно знаем, что происходит. В такие моменты эмоциональный ум уже настроил рациональный ум, используя его в своих интересах. 454

каждому чувству присущ определённый собственный репертуар мыслей, реакций и даже воспоминаний. В моменты, когда мы испытываем сильные эмоции, эти специфичные для конкретного состояния репертуары начинают доминировать. 454

«Действительная необъяснимость состоит, может быть, в том, что нечто, переставшее существовать или еще не возникшее, может известным образом представиться настоящим, иначе говоря, что ряд чувствований, бесконечно большая часть коих относится к прошедшему или будущему, может быть сосредоточена, так сказать, в одном настоящем представлении, связанном с уверенностью в его реальности».  72

В. Лесевич. Что такое научная философия? С-Петербург 1891г

Sapienti Sat