«Мировоззрение» Гудинг Д. Леннокс Дж. (Конспект-критика)

Документ содержит важные мысли книги, а также подтверждающие, опровергающие или поясняющие цитаты других авторов. Данный материал не заменит книги, но поможет в ее понимании. Рекомендуем изучить его перед тем, как приступить к прочтению книги. А если у вас появятся вопросы, вы можете задать их на встрече


Когда человек оканчивает школу и продолжает учиться дальше, он сталкивается со множеством проблем.

…мир взрослой независимой жизни, в который он вступает, очень сложен. Мир не может не пугать, так как бремя независимости оказывается не таким уж лёгким: нужно встать на собственные ноги, выбрать профессию, определить свои жизненные цели, ценности и принципы. Как принимаются такие жизненно важные решения?

Каждому ясно, что на это нужны длительные и серьёзные размышления, приобретение знаний и опыта. Однако если откладывать принятие столь важных решений в долгий ящик, то можно поддаться течению жизни и превратиться в слабовольное существо, лишённое мировоззрения. Тогда как всякому человеку нужна ясная система взглядов, которая придаёт жизни осмысленность, ясность цели и ценности способные принести удовлетворение. Выработка в себе такого мировоззрения во времена, когда рушатся традиционные идеологические системы, может потребовать от молодого человека незаурядной смелости и упорства. Ведь мировоззрение обычно складывается из множества элементов, которые восходят к целому ряду источников, таких как наука, философия, литература, история и религия. В то же время нельзя ожидать, чтобы человек, только вступающий в жизнь, был специалистом хотя бы в одной из этих областей – не говоря уже о том, чтобы он знал и умел всё.

Однако ясно, что нельзя откладывать разрешение вопросов о смысле жизни «на потом» и приступать к ним, став специалистом. 5

Глава 1. Зачем нужно мировоззрение. 9

Главная цель образования.

Роль образования состоит в том, чтобы достичь понимания связей и согласованности между разнообразными областями знания и опыта. 9

«Указывались теории разнородные, даже прямо противоположные, но каждая из них обставлялась указаниями критических статей, ставились, так сказать, под перекрестный огонь противников, так чтобы сам читатель мог отнестись критически к каждой теории и, таким способом, разобраться в них, выбрать для себя ту, которая показалась бы ему самому наиболее близкой к идеалу справедливости и истину. 7

Чтобы жить, чтобы не умереть с голоду, чтобы не погибнуть в общем водовороте чтобы приспособиться к этой сутолоке, идущей всюду вокруг, нужно не только знать какое-либо ремесло или художество (т.е. иметь образование специальное), но еще нужно иметь образование общее, нужно уметь разобраться во всем, что совершается вокруг, а для этого нужно, если можно так выразиться, уменье мыслить и понимать, нужна известная широта кругозора, известная высота развития. Специальное образование сообщает человеку некоторый более или менее ограниченный круг знаний и некоторую совокупность навыков. Общее образование дает человеку широкое и цельное мировоззрение, оно дает ему понимание различных сторон мировой жизни от бесконечно-малых атомов до бесконечно-необъятных небесных пространств, от микроскопических клеточек, из которых составлены организмы, до народов и племен, составляющих человечество. Как мир един, так и общее образование едино. Правда, для удобства изучения и усвоения, один и тот же предмет, одно и то же явление изучается разными науками с разных сторон, но только совокупность наук дает возможность понять весь факт, всё явление. Как ни чужды, по-видимому, одна другой физиология и история, но только знание и понимание той и другой дают возможность понять человека, который предоставляет из себя не только организм, но и сознательного исторического деятеля, и которого, кроме того, изучают и химики, и физики, и психологи, и экономисты и т.д. Очевидно, без общего образования человек не может достигнуть должного понимания какого бы то ни было явления, а значит – оно не может быть и хорошим специалистом. Специалист-химик должен знать и физику, и математику, и историю этих наук, и физиологию, наконец должен иметь способность к обобщениям, если он не желает только оставаться в области одних фактов. Стремление проникнуть в глубину своей специальности выводит человека за пределы  ее. Таким образом, чтобы быть хорошим специалистом, нужно иметь общее образование; но чтобы жить – нужно быть специалистом. 22

общее образование отступает нередко на второй план перед специальным, которое стало в настоящее время ничем иным, как способом добывать хлеб, а погоня за хлебом и борьба за существование отодвигает вопрос о самоусовершенствовании чуть ли не в область мечтаний. 23

Внешкольное образование должно продолжаться всю жизнь.

Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение, мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! 40

Н.А. Рубакин. Письма к читателям о самообразовании. С-Петербург 1913г.

«В высшее учебные заведения следует принимать, прежде всего, таких людей, которые родом из низших слоев народа и которых не интересует получение глубоких знаний по специальности, а только диплом».)

Газета «Демократическая Россия» №4  1990г

Без образования бессилен и дух. Этого еще мало, чтобы образованный человек имел твердые, определенные, точные знания и твердые, обоснованные, на них опирающиеся мнения. Нужно прежде всего, чтобы он был и борцом за свои мнения. Мнение, которого он не умеет доказать, защищать от нападок или проводить в жизнь – не имеет особенной ценности.

Особенно важно для нас, русских, для нашего родного народа, загнанного слепой и корыстной силой прошлого в мрачный тупик,

Собственное мнение – обоснованное мнение. 44

52. Работа требует общего плана, общей схемы, — требует ответа на такие вопросы: 1). Что предстоит совершить? 2). С чего начать?

…каким же способом получить на все эти вопросы действительно достоверные и точные ответы? Какими способами и методами проверить их правильность? Как убедиться, наконец, что в данном случае не ошибается ни мой глаз, ни мой ум?

…как же так сразу обнять необъятное и изучить все и со всех сторон?»

Н.А. Рубакин. Письма к читателям о самообразовании. С-Петербург 1913г.

Роза. 10

Эта система представлений о мире, нас самих и обществе – как осознанных, так и неосознанных – называется мировоззрением. 14

мы не начинаем с нуля: наши предшественники подготовили для нас почву. 14

…Сократ начал осознавать, что изучение вопроса о том, как следует поступать человеческим существам было гораздо более важным нежели открытие того как устроена Луна. Поэтому он оставил свои занятия физикой и предался занятиям философией морали. 15

Материализм – теизм (цель).

Материализм — Права человека. У человеческих существ нет никаких присущих им от природы, естественных прав, они обладают только теми правами, которые даются им обществом или современными им правителями. – материализм.

Теизм — Права человека. Человек обладает определёнными не отчуждаемыми от него правами, которые все другие человеческие существа и правительства должны уважать просто потому что человек создан Богом по образу Его и подобию. 19

Мы черпаем идеи, верования и отношение к жизни в семье и в окружающем нас обществе, даже зачастую не осознавая этого и не понимая, что эти, обычно неосознаваемые влияния и неявные преставления оказывают воздействие на наше отношение к тем проблемам, с которыми мы сталкиваемся в своей жизни. Отсюда проистекает важность осознания своих взглядов на мир и, по возможности, приведение их в соответствие с наблюдаемыми фактами. Это предполагает наше обращение к науке в особенности в тех случаях, когда необходим критический взгляд и внесение поправок в наши исходные представления. 20

Теперь мы должны подумать над этими вопросами сами и попробовать сформировать собственное мнение по поводу самых важных вопросов бытия. 21

(Подумайте, помыслите, а как это делать вам подскажет Р.С. Немов — Википедия — Советский и российский психолог. Доктор психологических наук, академик и член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук и Международной академии психологических наук, специалист по проблемам социальной психологии и психологии личности, профессор кафедры общей и практической психологии МГГУ им. Шолохова, профессор Института русского языка им. А. С. Пушкина, профессор кафедры общей и практической психологии МГПУ ИПСС.)

«Глава 10. Мышление. 337

 Процесс решения задач принято называть мышлением. Классик отечественно психологии Рубинштейн следующим образом определил мышление. Это познавательный процесс, который, выходя за пределы чувственно данного, расширяет границы нашего познания. Такое расширение достигается за счёт раскрытия с помощью мышления того, что человеку непосредственно в восприятии не дано. 337

Мышление – это самый сложный из всех познавательных процессов человека. причём степень его сложности настолько велика, что не представляется возможным дать полное, тем более – исчерпывающее определение мышлению.

1. Мышление – это процесс решения задач, где под задачей понимается цель, которую необходимо достичь путём последовательного преобразования заданных условий.

2. Мышление — это познание человеком действительности в тех её свойствах, которые непосредственно с помощью органов чувств не воспринимаются.

3. Мышление – это обобщённое познание человеком действительности, то есть получение знаний о ней в виде понятий и идей, в отличие от конкретного познания мира, осуществляемого через образы, формируемые в восприятии или воображении. 337

4 Мышление — это опосредствованное познание действительности, то есть получение знаний о ней при помощи разнообразных, изобретённых людьми средств – орудий: инструментов, приборов, машин.

5. Мышление это движение идей, раскрывающее суть вещей. Данное определение указывает на то, что в высших формах своего существования мышление имеет дело с готовыми знаниями, из которых путём их преобразования по правилам логики человека получает новые знания.

6. Итогом мышления как процесса является мысль, идея, если это теоретическое мышление, или преобразование конкретной ситуации, создание чего-либо материального через воплощение в созданном или преобразованном предмете какой-либо идеи, если это практическое мышление.

Из приведённого выше развёрнутого описательного определения мышления следует, что оно представляет собой сложный и многосторонний процесс. Из этого же определения следует, что может существовать немало различных видов мышления, которые в свою очередь можно выделять и описывать по разным основаниям».

Р.С. Немов. Психология. 2018 г

Авторы данной книги придерживаются теистического мировоззрения. 21

1 Голос интуиции.

…философы всё ещё пытаются убедить нас, что причинно-следственные связи, действующие в головном мозге человека, носят абсолютно детерминистский характер, то есть принимаемые нами решения предопределены, а подлинный выбор невозможен. Но что бы эти учёные и философы ни говорили, мы интуитивно знаем, что обладаем способностью свободного выбора. 21

«Принцип детерминизма и психологическая теория мышления.

Мы пойдём по пути диалектико-материалистического понимания детерминизма. Его исходная формула может быть кратко выражена следующим образом: внешние причины действуют через посредство внутренних условий.

Формула всякого закона должна определенным образом соотнести внешние причины и внутренние условия. Только посредством подобной формулы можно определить закономерность любых явлений, в частности психических. Такого рода положение и должно явиться ядром психологической теории.

Примером детерминизма нового типа может служить павловское учение. 6

С позиций вышеуказанного принципа детерминизма открывается путь для решения основных теоретических проблем психологии – прежде всего проблемы личности. Проблема личности в психологии и есть, по существу, проблема детерминации психических явлений. 7

Общая концепция, согласно которой внешние воздействия действуют через посредство внутренних условий, определяет правильное понимание психического развития личности. 8

Распространение принципа детерминизма в его диалектическом понимании на психологическую теорию можно продемонстрировать собственно на примере любого процесса, начиная с ощущения и восприятия». 9

С. Л. Рубинштейн. О мышлении и путях его исследования. Академия Наук СССР. Институт философии. Москва 1958

«Мысль доставляет единственный метод избежать чисто импульсивной или чисто рутинной деятельности. Существо, не обладающее способностью мысли, повинуется только инстинктам и аппетитам, поскольку последние вызываются внешними условиями и внутренним состоянием организма.

Мыслящее существо может действовать на основании отсутствующего и будущего».

Джон Дьюи. Психология и педагогика мышления. М. 1900г.

…обязательно определённая доля критического отношения. 24

«Мы поумнели, мы стали критичнее ко всему относиться. И я, как философ, должен был бы здесь отстаивать критическое мышление, то есть способность действительно, по кантовски, критически ко всему подходить.  Но представьте себе, что есть такое произведение у Эразма Ротердамского «Похвала глупости». Ведь ради чего–то Эразм Ротердамский глупость защищал, почему мы думаем, что глупость это так плохо, что глупость это так отвратительно».

Алексея Павловича Козырева, профессора, зам. декана философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Голос философии. 25

Некоторым кажется, что философия – это нечто недоступное для обычного человека. Однако уже тот человек, который всерьёз взялся разбираться, истинно ли какое-то высказывание, проявляет навыки философского мышления.

…философией может заниматься любой, кто готов серьёзно думать и следовать определённой логике в своих размышлениях.

«Логика есть великий преследователь тёмного и запутанного мышления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет в то время, когда мы его не понимаем». 5

Челпанов. Логика. 1918 г

Способы мышления, которые мы используем, существенно зависят от философии, независимо от того, осознаём мы это или нет.

…страстное желание философов найти истину и жить в соответствии с ней не может не вдохновлять нас последовать их примеру. 25

«Ритуализованная речь – это такая речь, которая построена на заранее известных формулах. Формулы эти не только жестко зафиксированы лексически, то есть имеют определённый словесный состав, эти формулы еще и очень четко фиксированы, по тому, каким голосом нужно произносить те или иные высказывания, с какой интонацией, в каком темпе это надо произносить и так далее. При этом смысл того, что люди говорят, достаточно часто просто отодвигается на второй план, ну просто потому, что это ритуал. Смысл произнесения этих слов состоит в том, чтобы произнести эти слова. Никакого другого смысла, кроме ритуального, у ритуализованых высказываний нет. Такая речь имеет одну очень важную особенность, которая собственно говоря, мне здесь главная и понадобится. В нормальном человеческом общении каждое высказывание может быть проверено на истинность и ложность.  В ритуализованном высказывании оппозиция истинности и ложности заменяется правильностью или не правильностью высказывания. То есть оппозиция истинно или ложно, заменяется оппозицией правильно или неправильно».

Лекция Николая Вахтина «Советский язык и его последствия»

…именно в своих исканиях истины философы, начиная с Сократа Платона и Аристотеля, открыли необходимость строгого логического мышления и его правила. Пользу этих правил для человечества невозможно переоценить. Они позволяют ясно формулировать свои мысли, выявлять скрытые предпосылки, которые лежат в основании мнений и суждений о мире и даже стоят за научными экспериментами и теориями. Они помогают выявлять ошибки и случаи порочного круга в аргументации и проч. 25

Философия не может сказать нам какие аксиомы или принципиальные допущения следует принять, но зато может помочь нам понять, является ли система убеждений, которую мы строим на этих аксиомах, логически непротиворечивой. 26

«Маркс доказывает истинность обоих взаимно-противоречащих суждений». 288

Законы мышления Академия наук СССР Институт философии Под общей редакцией члена-корреспондента АН СССР В.М. Кедрова Москва 1962г.

Карл Маркс, основываясь на философии Гегеля, применил диалектический материализм сначала к материи, а потом к истории. 27

Он утверждал, что открыл закон развития социально-политических систем, который означает неизбежность установления идеального человеческого общества. И миллионы людей на земле отдали свои жизни, чтобы способствовать ускорению этого процесса. Однако время вынесло свой приговор этому закону, показав, что такого закона не существует. 28

Научный метод. 35

Если стремление к научному познанию гасится какими-то философскими, экономическими или политическими соображениями, это наносит неисчислимые потери государству. 35

…нам будет легче рассматривать эту тему, если мы сначала обратимся к некоторым логическим понятиям и операциям, которые лежат в основании научной аргументации и доказательства.

Индукция. 39

Дедукция. 42

…силлогизм. 43

…мы можем проверить только вывод и сказать, является ли он верным или нет. С помощью логики мы не можем проверить истинность посылок или заключения. В логике мы имеем дело со способом выведения одних высказываний из других, а не с истинностью высказываний. 45

Одни и те же данные могут быть объяснены с помощь разных гипотез. 45

Смысл правила «бритвы Оккамы» в том, что более простые объяснения природных явлений с большей вероятностью могут оказаться правильными, чем более сложные. 46

…общее утверждение гораздо легче фальсифицировать, чем верифицировать. 48

…научные теории должны быть проверяемыми. 49

Абдукция. 51

Что такое объяснение. 53

…вопросы, связанные с целью и намерением – так называемые телеологические вопросы (от греч. цель). 54

Знание не может быть получено без предварительных предпосылок. 62

Эти предварительные представления и предрассудки могут существенно влиять на методы исследования, а также на их результаты и интерпретации результатов, как мы убедимся ниже.

мы не можем получить новое знание, если не готовы принять некие исходные посылки. Попробуем объяснить эту ситуацию на простом жизненном примере. Предположим кто-то говорит: «Я не могу ничего принять на веру. Я могу принять только то, что вы можете мне доказать». На первый взгляд, подобное утверждение кажется разумным. Но на самом деле оно таковым не является, так как если вы будете его строго придерживаться, то вы никогда ничего не узнаете!

 «Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности, если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето».

Иммануил Кант. Критика чистого разума. 1781г

Предположим, я хочу, чтобы вы согласились с некоторым утверждением А. Вы согласитесь с ним, если я вам его докажу. Но при этом мне придётся апеллировать к другому утверждению В. Вы согласитесь с ним, только если я вам его докажу. При этом мне придётся апеллировать к другому утверждению С. Таким образом, ситуация будет воспроизводиться вечно и, если вы будете упорствовать в своём нежелании принять что-то на веру, приобретёт характер так называемой дурной бесконечности. 62

Вы должны с чего-то начинать и принимать какие-то фундаментальные допущения как сами собой разумеющиеся и не требующие доказательства. Эти допущения обычно называют аксиомами.

…в процессе познавательной деятельности никто не может избежать исходных допущений. 63

Получение знания включает элемент доверия другим людям и нашим собственным чувствам. 63

Существует два источника, из которых мы черпаем знания: 1) непосредственный опыт; 2) источники, внешние по отношению к нашему телу и сознанию; о множестве вещей мы узнаём от учителей, из книг, от родителей. из СМИ…

Мы обычно верим тому, что сообщают нам другие люди… авторитетные люди. 63

…сильное сопротивление, которым парадигмы реагируют на попытки их опровержения. 66

два типа мировоззрения – материалистическое и теистическое.

(Где это видано чтобы шарлатаны писали ясно и понятно!!!! — прим. БГ)

 «Перейдём теперь к рассмотрению религиозного знания До сих пор существует мнение, особенно распространившееся в 30-50 гг. ХХ столетия, будто вера (религия) противоположна знанию. Однако это ошибочное мнение. Религия есть вид знания. 42

Гегель усматривает в религии знание, разумность, разум. 43

В данном разделе при разборе соотношения веры и знания будет показана неразрывная связь религиозной веры и познания: сколь бы ни было эмоциональна вера, она основывается на знании, имеет предпосылкой знание, познание пронизывает веру, познание венчает процесс религиозного верования, специфика религиозной веры в том, что она есть переплетение разума и душевных переживаний. 43

истинное познание в корне отличается от чисто разумного. 43

Знание рождается в процессе взаимодействия субъекта и объекта. Это взаимодействие есть взаимообщение, или начальная стадия любви. Познание есть движение духа к предмету, имеющее в виду обнять его любовью и соединиться с ним через эту любовь Скрытая пружина процесса познания и есть сила любви, сила сердца. 44

Совместимость религиозной веры и естественнонаучных исследований, опирающихся на рациональность естествознания, доказывает также творчество многих естествоиспытателей:… 45

научностью содержания философии, выражаемого в истинности главных её положений,

Истина, писал Ленин, это такое содержание наших представлений, которое не  зависит ни от человека, ни от человечества… 146

У материализма и идеализма, разные основания деления. Материализм выделяется по ответу на вопрос: что первично – дух или природа, идеалисты – познаваема ли сущность материальных систем. Оба эти вопроса составляют разные аспекты одной и той же проблемы, а не один и тот же аспект. 196

Существуют разные формы истины.

Каждая относительная истина есть одновременно и абсолютная.

Единство абсолютной истины и относительной истины обусловливается их содержанием; они едины благодаря тому, что и абсолютная, и относительная истины являются объективными истинами. 212

Диалектика противопоставляет догматизму и релятивизму такую трактовку истины, в которой воедино связывают абсолютность и относительность, устойчивость и изменчивость. 214

Источником сознания выступает, вероятно, и космическое информационно-смысловое поле. 241

воздействие информации умерших предков на сознание ныне живущих людей. 242

…мышление – это высшая форма отражения объективной реальности, … 279

Мышление в самом общем виде можно определить как процесс оперирования образами предметов. Поскольку образы предстают чувственно-сенситивными и понятийными (теории и гипотезы, с нашей точки зрения, тоже дают понятийные образы), постольку можно рассматривать мышление как процесс оперирования конкретно-чувственными и понятийными образами. 283

Глава 14. Вера. 322

…вера неразрывно связана со знанием… 325

…укоренение в сознании учёных, да и не только их, представление о несовместимости веры и знания. 325

Мысль материальна, но это материя особого рода – психическая материя, …434

Попытка оторвать форму от содержания, придать ей самодовлеющее значение ведут к формализму. 471

Диалектический детерминизм, противоположный и фатализму, и индетерминизму, принципиально иначе решает проблемы соотношения необходимости и случайности, необходимости и свободы воли. 476

содержание определяет форму…488

Глава 26. Объективный закон. Типы законов. 496

Объективный закон есть прежде всего связь. Но не всякая связь или отношение является законом: закон не просто связь, но связь существенная.

Всеобщие законы – природы, общества и мышления – это такие законы, которые действуют во всех трёх сферах действительности и изучаются философией». 501

П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. МГУ Классический университетский учебник. 1999 г Москва 2015 г

Классик – труды которого имеют непреходящую ценность

Толковый словарь ожегова

Классик – признанный общим мнением, превосходный, примерный, образцовый.

Толковый словарь даля

Алексеев Петр Васильевич. Родился: 21 мая 1932 г.

Философ. — Советский и российский философ, специалист по метафилософской теории познания и истории философии в России XIX-XX вв. Доктор философских наук, профессор. Заслуженный профессор Московского университета. Зачинатель создания, главный редактор и ведущий автор энциклопедического словаря «Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды», 1-го, 2-го, 3-го, и 4-го изданий и «Философы России начала XXI столетия: Биографии, идеи, труды: энциклопедический словарь».

А.В. Панин. —  Разработанные на базе лекций прочитанных в МГУ осн. курс по филос. и курсы по филос. науки нашли отражение в публикации (в соавт. с П.В.Алексеевым) трех уч. пос. (1987, 1991, 1996— 1997). С 1988 по июнь 1998 П. являлся деканом филос. ф-та МГУ; принимал деятельное участие в перестройке филос. образования в стране. В частности, в 1992 по его инициативе на ф-те была создана кафедра филос. и методол. науки, к-рую он в наст. вр. возглавляет; в 1993 было открыто отделение логики, методол. и филос. науки.

Википедия

Гипотеза имеет характер предварительная теория. 67

…мы привели здесь замечания нескольких учёных с мировым именем, которые указывают на то, какую большую роль играет в науке вера. Это может удивить и даже потрясти многих людей, особенно если они разделяют распространённое заблуждение, что вера является исключительно сферой религии, а наука оперирует только фактами. Совершенно неправильно говорить, что наука не имеет ничего общего с верой, а религия – ничего общего с фактами. 76

«Глава 21. Религиозные чувства.

Религиозная вера, её психологические элементы. 268

Теперь я перейду к изложению чувствований, ставящихся обыкновенно в тесную связь с нравственным чувством, именно – чувствований религиозных. Под религией далеко не всегда подразумевают одно и то же. Иногда расширяют это понятие, включая в него все вообще верования, каковы бы ни были их предмет и способы проявления. 268

Необходимой составной частью религиозного чувства является вера. Что же такое представляет из себя вера и какова ее психологическая природа? Разбираясь внимательно в своих душевных переживаниях, мы можем убедиться, что чувство веры или уверенность в существовании известных объектов свойственны не одним только религиозным переживаниям. Напротив того, такая уверенность составляет чрезвычайно частое явление в нашей душевной жизни. Мы верим в то, что завтрашний день наступит, что пламя всегда будет причинять ожог, что всякий человек непременно должен умереть и т. д. В самом деле, что может дать нам опыт – жизненный, научный и всякий другой? Только то, что все происходившее до сих пор подчинено было известным законам, повторялось в известной последовательности; но никакой опыт, никакое научное знание не может доказать нам, что все, что закономерно повторялось в прошлом, будет повторяться и в будущем. В это мы просто верим. Правда, уверенность эта настолько вложена в нас всей нашей предшествующей жизнью, мы так привыкли к этой закономерной смене и последовательности явлений, что не может представить себе, как это было бы иначе, но сущность психического процесса от этого не меняется. Таким же точно образом мы верим и в существование душевной жизни других людей. 269

Попробуем теперь разобраться в психологическом составе того сложного душевного переживания, которое мы называем чувством веры или уверенности. Прежде всего следует отметить, что верующий или уверенный в чем-нибудь человек ясно и отчетливо представляет себе объект своей веры. Чем живее, отчетливее образ, тем больше он, так сказать, навязывается нашей психике тем больше он, вселяет доверия к своей объективной реальности. Душевно больные, страдающие галлюцинациями, уверены в реальности того, что им представляется, и эту уверенность мотивируют обычно следующим заявлением: «да ведь я вижу это совершенно так же ясно, как я вижу вас». Этой чисто психологической зависимостью объясняется в значительной степени тот успех, который имели, имеют и будут иметь материалистические доктрины, несмотря на многочисленные гносеологические и другие возражения, которые можно привести против них. Материализм именно потому так сильно и овладевает умами людей, что дает нам чрезвычайно ясную и наглядную картину мироздания. 270

Итак, ясность и отчетливость представления о каком-либо предмете или явлении в значительной степени способствует укреплению веры в его объективную реальность. Этому содействует еще и то, что вера всегда образна или стремится быть образной: как и всякое чувство, она легче и чаще связывается с конкретными образами, нежели с абстрактными понятиям. Изучение характеров и индивидуальностей показывает нам, что люди, аффективно возбудимые, сильно и живо чувствующие, обычно мыслят конкретными, наглядными образами; наоборот, абстрактные мыслители чаще отличаются спокойствием и рассудочностью действий. 271

Большее или меньшее развитие личного фактора определяет собой, в значительной степени, также и наличность или отсутствие критического отношения к предметам веры. Дети и дикари отличаются доверчивостью; по мере же накопления опыта и знаний, по мере роста сознательной индивидуальности увеличивается и критическое отношение к окружающему, в том числе и к различного рода верованиям. 273

Религиозные представления.

Если мы подойдем к вопросам веры и религии с точки зрения психологического анализа, то увидим, что религиозная вера в значительной степени приближается к тому, что зачастую не называют этим именем. Во всяком без исключения миросозерцании есть элементы веры. Даже убежденные материалисты и атеисты не могут логически доказать некоторые основные предпосылки своего мировоззрения, в очевидности которых они уже заранее уверены; а между тем, при ближайшем анализе, эта уверенность оказывается чрезвычайно близкой к религиозной вере.275

Всякая вера есть прежде всего чувство, а чувство, в силу психологических законов, охотнее всего совмещается с образами». 277

Лазурский. Психология. 1915 год.

Ни один из игроков в футбол не претендует на свободу играть по своим собственным правилам: никакая игра не была бы возможной, не прими они таких условий. 197

…основное положение марксизма надо принять на веру, оно не может быть доказано и состоит в том, что в мире нет ничего, кроме материи; у марксизма есть своё евангелие для спасения человечества; неумолимый закон диалектического материализма, действующий в истории, свой «спаситель»: диктатура партии, своя «земля обетованная» — грядущее коммунистическое общество… У него есть убеждённые миссионеры, распространяющие марксистское «евангелие» во всём мире. Марксизм похож на религию и тем, что жестоко преследовал своих «еретиков», так называемых «ревизионистов». 228

Глава 10. Природа нравственности и её основания. 235

…именно доводы в пользу нравственности вызывают у людей больше всего вопросов. Скажите подростку: «Ты должен слушаться своих родителей», и вы скорее всего получите в ответ: «А зачем?» Скажите кому-нибудь: «Тебе не следует лгать», и ваш собеседник ответит: «А почему не следует, если мне это удобно?» А если вы будете настаивать: «Лгать нельзя, потому что это безнравственно», в ответ вы, наверное, услышите: «А кто ты такой, чтобы навязывать мне свои нравственные нормы?» 235

обезьян ещё не научили говорить нигде. 242

Какой же реакции мы ожидаем в ответ на обвинение? Сначала он может попытаться доказать, что он на самом деле не лжёт. Если ему это не удаётся, он может пожать плечами и уйти. Более вероятно, что он попытается найти себе оправдание описав положение, в которое он попал, и страх, который и заставил его солгать. Но уже сам факт, что он пытается найти себе оправдание, показывает, что он действительно понимает, что лгать нехорошо. Но мог ли он пренебречь всеобщим моральным законом? Мог ли он сказать: «Конечно, я тебе всё время лгал, но я не вижу в этом ничего особенного. В всегда говорю неправду»?

Ложь паразитирует на правде. Лгун вводит своих слушателей в заблуждение потому что они исходят из предпосылки, что люди должны говорить правду. Если бы все лгали, то никто бы не верил тому, что говорит. Все отношения были бы разрушены, и семейная, и деловая жизнь стали бы невозможными. Социальная нестабильность превратилась бы в хроническую. 245

Ложь не соответствует тому что есть на самом деле, и потому подрывает социальную безопасность. Лжец не просто передаёт ненадёжную информацию. Он дискредитирует себя как ненадёжного человека. Он пользуется доверием другого, чтобы предать его и нанести ему ущерб. Он подобен несущей конструкции здания, которая внешне выглядит надёжной, а на самом деле проржавела. 245

…те кто отрицает объективность нравственных ценностей и тем самым – существование какой бы то ни было абсолютной нормы… считают, что моральные законы изобретены разными людьми и группами людей в разные времена, чтобы соответствовать разным историческим ситуациям. Таким образом, они никогда не были и никогда не должны считаться универсально применимыми и подлежат постоянному пересмотру в зависимости от времени, места и обстоятельств. 253

«Предмет этики исторически изменяется. Во-первых, изменяется сам объект изучения – нравственность, являя на каждом историческом этапе своего развития нечто иное, особое, специфическое по сравнению с тем, с чем имела дело этика ранее. Во-вторых, предмет изменяется в результате развития самого этического знания, открытия новых сторон, особенностей, регулятивных механизмов морали, знаменуя собой различные ступени ее познания, теоретического углубления в ее сущность».

Марксистская этика. А.И.Титаренко. Политиздат Мсва., 1980

«ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО. Всё меняется, говорит нам современный социализм. Нет нерушимых философских, политических, религиозных и т.д. идей. Всё находится в непрерывающемся процессе становления. Такова приблизительна одна из самых основных мыслей современного марксистского социализма, продиктованная ему диалектическим методом. Меж тем социализм принуждён с первого же шага выставлять законы и утверждения абсолютного характера. И социализм больше чем какое-либо другое учение должен прибегать к такого рода абсолютным положениям и, как это не парадоксально звучит, к таким принципам абсолютной значимости он должен прибегать в области этики». 84

Идея личности как основа мировоззрения. М.М.  Рубинштейн 1909 (не путать с С.Л. Рубинштейном)

«Надо неминуемо прийти к заключению, что существуют принципы, независимые ни от времени, ни от места, ни от прочих каких-либо обстоятельств; принципы, составляющие, так сказать, чистейший экстракт разума – соединительный пункт, на котором сходятся все наши мыслительные способности, и в справедливости этого вывода убеждает нас общее единодушное мнение о них всех людей и народов. Об этих основных началах нравственности и будет дальнейшая речь в этой книге». 22

Вейсс Франциск Родольф. Нравственные основы жизни. 1751 – 1818 г. Минск 1994г.

Субъективизм в понимании морали в конечном итоге сводит нравственные ценности к вопросу вкуса.

В вопросах вкуса никто не может считаться правым или виноватым. Вкус – это дело субъективных предпочтений.

…если бы моральные законы и ценности были вопросом субъективного вкуса и предпочтений, тогда мы никогда не смогли бы сказать, что предпочтение одного человека с точки зрения морали является верным, а предпочтение другого – неверным; или что мы можем предпочесть одну точку зрения и отвергнуть другую. 254

…когда мнения двух специалистов различаются, единственный путь решить, кто из них прав, это доказать то, что один из них прав, а другие не правы: а чтобы сделать это, нужно иметь некую норму, на основании которой можно оценить обе точки зрения и дать им сравнительную объективную оценку. Здесь мы подошли к такому этапу, на котором уже нельзя следовать субъективным суждениям.

Отсюда можно сделать вывод, что если бы моральные законы и ценности были вопросом субъективного вкуса и предпочтений, тогда мы никогда не смогли бы сказать, что предпочтение одного человека с точки зрения морали являются верным, а предпочтение другого – неверным; или что мы можем предпочесть одну точку зрения и отвергнуть другую. 254

Но посмотрите, к чему такая позиция ведёт. Мы, например, никогда не смогли бы обвинить Гитлера в геноциде. Гитлеру достаточно было бы сказать: «Вам не нравиться убивать евреев? Ну и не убивайте. А мне нравиться убивать евреев. Это просто вопрос вкуса. Кто вы такие, чтобы навязывать мне свой вкус?»

Если не существует никаких абсолютных объективных моральных норм, какими образом тогда решать этот вопрос? 255

«Ф.Энгельс писал о том, что не только каждый класс, но даже каждая профессия имеет свою собственную мораль». 268.

Марксистская этика. Титаренко. М. Политиздат, 1980

«Поэтому следует признать совершенно бесплодными попытками морального обучения, моральный проповеди. Стр. 211.

Не только обучение морали представляется нам бесплодным и вредным, всякое выделение нравственного воспитания кажется нам свидетельством известной ненормальности в этой области». Стр. 212.

Выготский. Педагогическая психология.

«Все этические учения, стоящие на почве признания общих для каждого человека принципов морали, признают в различных формах эгоизм в качестве основы нравственного поведения индивида.

Марксистская этика, отрицающая общечеловеческую мораль, отрицает и этику как общечеловеческий моральный принцип, точно так же как отрицает она в качестве такого принципа и альтруизм.    классовая этика пролетариата враждебна расплывчатому надклассовому принципу общечеловеческого альтруизма».

Большая советская энциклопедия Первая 1935г. “Эгоизм”

«Мораль гражданская и личная.  Без гражданской морали общество гибнет; без личной нравственности его выживание не имеет никакого смысла. Таким образом, гражданская и личная мораль равно необходимы для полноценной жизни».

Бертран Рассел. (1872-1970) Словарь разума, материи, морали.

«Если откинуть общечеловеческую мораль, общечеловеческую нравственность, если уничтожить достоинство личности, отучать человека мыслить, то каким он будет, новый человек?» 308.

И.И. Гарин. Йехуизм. Харьков1994г

«Нет ни одной эпохи, когда не выступали бы подобные софистикации, когда презрение к морали, не проповедовалось бы в качестве самоновейшей и грандиознейшей мудрости». 319

Философия в систематическом изложении. С.-Петербург. 1909 г

Можем ли мы считать моральные законы подобными правилам игры? 255

Правила игры в футбол не являются вопросом индивидуального вкуса или предпочтения. Все игроки с обеих сторон должны соглашаться играть по правилам. …в международных соревнованиях правила устанавливаются группой международных экспертов, и все команды со всего мира соглашаются придерживаться этих правил. Таким образом, это не вопрос просто личного субъективного вкуса или национально-культурной традиции. Речь идёт об объективных правилах и нормах. Однако эти правила явились результатом общего обсуждения и согласия, а не произвольного внешнего установления. 255

Каждый человек волен играть в те игры, которые ему нравятся, и, следовательно, руководствоваться теми правилами, которые приняты в данной игре. 256

Но можно ли считать это применимым к моральным законам? Если «да», то на каких основаниях мы могли бы осуждать каннибализм? Каннибал бы просто сказал: «Я играю в другую игру, а ты кто такой, чтобы говорить, что моя игра хуже твоей?» 257

Марксизм-ленинизм. 275

интересы пролетариата выше соображений справедливости. 278

Нравственный человек, с позиций коммуниста, — это человек который отдаёт все силы и энергию делу борьбы за новое коммунистическое общество.

Отсюда можно сделать вывод, что марксизм провозглашает абсолютное основание нравственности, которое заключается в том, что каковы бы ни были интересы классовой борьбы пролетариата в деле его борьбы, они являются по определению нравственными. А поскольку это так, то понятно, почему коммунистические вожди считали, что они могут – и, вероятно, даже должны – использовать любые методы для достижения бесклассового общества и рая на земле и какими бы эти методы ни были, то простое обстоятельство, что они использовались для достижения бесклассового общества, придавало им свойство подлинной нравственности. Цель оправдывала средства, пусть даже если цена достижений была равна миллионам жизней конкретных людей. 279

«Короче: диктатура пролетариата есть неограниченное законом и опирающееся на насилие господство пролетариата над буржуазией, пользующееся сочувствием и поддержкой трудящихся и эксплуатируемых масс». Сталин 279

«Необходимо сделать все возможное, чтобы приказы и решения – как юридические, экономические, так и административные – содержали элемент неконкретности».

Газета «Демократическая Россия» №4 1990г Москва 2.6.1947

Наше дело свято. Тот, чья рука дрогнет, кто остановится на полпути, чьи колени задрожат, пока он не уничтожит десятки и сотни своих врагов, поставит революцию под угрозу. Тот, кто пощадит жизнь нескольким врагам, заплатит за это сотнями тысяч жизней лучших сынов наших отцов…» 279

…что значит, когда мы говорим, что правила устанавливают люди? Значит ли это, что каждый человек может установить свои собственные правила?

 На первый взгляд, кажется, что это совершенно невозможно. Разве можно было бы играть в футбол, если бы во время игры каждый игрок пользовался своей системой правил? И как была бы возможна цивилизованная жизнь, если бы люди могли выбирать: лгать им или нет, убивать или нет, красть или нет, – в зависимости от того, какие правила они себе установили? 282

Такие человеческие пороки, как эгоизм, лень, мстительность, ненависть, гордыня, зависть, столь распространены в человеческом поведении, то все мы временами поддаёмся искусу впасть в эти пороки. 288

Маркс в своём знаменитом афоризме определяет религию как опиум, который заглушает человеческую боль, внушая людям ложные надежды на рай и смирение перед капиталистическим угнетением. Тогда как их задача – бороться с капитализмом с целью его уничтожения. 300

Человеческое существо, лишённое свободной воли, является уже не человеческим существом, а скорее одушевлённой машиной. 302

«наше сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными являются продуктами… вещественного, телесного органа, мозга». Ленин. 321

…никто из учёных никогда не видел энергии. В действительности, никто не может сказать, что такое энергия. 336

Когда мы ленимся в школе или на работе мы растрачиваем своё собственное время, энергию и способности, не говоря уже о том времени, которое в силу этого тратится на нас той организацией, к которой мы принадлежим, — фабрикой, банком, школой или университетом. 346

Sapienti Sat