Как учились в дореволюционной России

В продолжение темы стандартов дебилизации предлагаю сравнить уровень понимания басни Крылова “Осел и соловей” у ученика дореволюционной гимназии и ученика 2020 года.

Крылов. Осел и соловей

Осел увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище:
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало всё тогда
Любимцу и певцу Авроры;
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,
«Изрядно», говорит: «сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом:
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.
Избави, бог, и нас от этаких судей.

 

Итак, современный разбор из интернета: 

Мораль басни Осёл и соловей
Избави бог и нас от этаких судей (судить без знания дела абсурдно, а принимать во внимание такие суждения тем более)
Басня Осёл и соловей – анализ
В басне Крылова Осел и Соловей каждый из героев выступает символом качеств, которые стоят того, чтобы о них задуматься. Итак, Соловей. Птица прекрасным пением олицетворяет человека – мастера своего дела, с даром от самой Природы. К пению птицы прислушивается каждый, кто его услышит и каждый высоко оценит талант Соловья, чем тот по праву гордится. Крылов использует такие выразительные интонации и слова в адрес Соловушки, которые кажется не превзошел никто из русских писателей. Очаровательные, подробные описания окружающей обстановки, реакции людей и животных на песню птицы, доказывают к тому же, что Крылов – не просто баснописец, он – великий поэт. Соловей описан так, что не найдется больше ничего того, что стоило бы добавить.
Осёл же, напротив, совершенно не разбирается в пении, но оценивать Соловья считает возможным. За неимением слуха и понимания прекрасного, посчитал, что даже петух спел бы лучше. Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации и моралью в последней строчке басни подводит итог: браться судить о том, о чем даже не имеешь представления – глупо. Осел, сравнивая Соловья с Петухом, сопоставляет две совершенные противоположности, показывая нам отсутствие какого-либо вкуса.
Интернет 2020 г

 

А вот разбор ученика дореволюционной гимназии:

 

Уже с первых строк басни начинает обрисовываться нравственный облик осла. Начать с того, что он неблаговоспитан до неприличия. Увидев в первый раз в жизни великого артиста соловья, он обращается к нему с фамильярностью, достойною его длинных ушей;

«Послушай-ка дружище» и «мастерище» так и ожидаешь, что он дружески хлопнет соловья своим копытом по спине и ласково потреплет его по шее.

Уже одна фамильярность осла свидетельствует об его глупости. Но этого ещё мало. Он слышал, что соловья хвалят, как великого певца, –  ему любопытно услышать его пенье, но он относится к соловью с какой-то недоверчивостью, свысока и даже несколько иронически:

«Хотел бы очень я
Сам посудить, твоё услышать пене,
Велико-ль, подлинно твоё уменье?»
А о себе он очень высокого мнения, себя он считает великим авторитетом, как все недоучки, настолько, что не верит вкусу других ценителей, и во всём полагается только на своё эстическое (эстетическое) чутьё.

Соловей удовлетворяет его желанию – и затягивает свою чудную песнь… Осёл, видно, восхищён, но ему жаль, что подобный талант не получает надлежащего развития, и он советует соловью поучиться немножко у петуха.
“Изрядно, – говорит, – сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился”,
В этих словах осёл обрисовывается во весь рост. Его восхищает пенье петуха… Он считает петуха идеалом артиста… Этого убийственного признания довольно, чтобы составить себе понятие об его глупости и невежестве.

Н.Г. Григорьев. Сотрудник гимназиста. Сочинения и планы. С-Пб 1908 г

Что вы заметили? В чем разница?