Меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением

Руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра «Диагностика и развитие способностей» Людмила Ясюкова также более двадцати лет работает школьным психологом. Она рассказала о результатах мониторинга интеллектуального развития школьников и студентов. Ниже — фрагмент ее интервью.

— Вы занимаетесь мониторингом интеллектуального развития школьников и студентов, причем, определяете интеллектуальное развитие на основании сформированности понятийного мышления. Что такое понятийное мышление?

Истоки этого понятия следует искать в работах выдающегося советского психолога Льва Выготского.

Примечание.

Истоки этого понятия (понятийное мышление) следует искать задолго до Выгодского. Например, у Канта.

«Все действия рассудка мы можем свести к суждениям, следовательно, рассудок можно вообще представить как способность составлять суждения. В самом деле, согласно вышесказанному, рассудок есть способность мыслить, мышление есть познание через понятия». 78 Кант Иммануил. (22.04.1724 – 12.02.1804г.) Критика чистого разума. 1781г. Симферополь 1998.

Или Ушинского.

«…надо разделять процесс воображения от процесса мышления: в воображении мы имеем дело с единичными представлениями, а в мышлении – понятиями или идеями. 148.
Процесс мышления весь совершается в словах, тогда как процесс воображения весь совершается в представлениях». 198.  Ушинский. Человек как предмет воспитания. 1867г.

И Еразумель.

«Характерным признаком абстрактного мышления является образование твёрдых и постоянных понятий»  Ерузамель В.  “Введение в Философию” 1915 г.

И Академия Наук СССР сама об этом говорит и даже ставит это в укор метафизикам.

«метафизики отрывают понятия от предметов, рассматривают понятия как не связанные с предметами, не отражающие явлений материального мира стр.50 Диалектический материализм. Академия наук СССР. Институт философии. 1953г.)

Наверное Академики СССР и сторонники диалектики подсмотрели это у Энгельса.

«Для диалектики существенно то, что она берет вещии их умственные отражения (понятия) главным образом в их взаимной связи, в их сцеплении,…» Энгельс. Диалектика – лог.сл. 1975

Правда в цивилизованном мире, считают по-другому.

«У неграмотных детей племениуолоф отсутствует самосознание в той его форме, которую мы привыкли наблюдать в обществе с западной культурой; они не разделяют предмета своей мысли и высказывания о нем. Объект и мысль о нём для них одно и то же. Следовательно, идея обоснования своего высказывания для них не имеет смысла; объяснению подлежит само внешнее событие. Поэтому представление о том, что события могут выглядеть по-разному в зависимости от точки зрения, чуждо этим детям». 326
Брунер.  Психология познания. Москва 1977

Кстати, все наши гуманитарные науки основаны на диалектическом материализме. Из чего следует очень неутешительный вывод о нашем образовании. Кого наше образование делает из нас и наших детей?

Понятийное мышление можно определить через три важных момента. Первый — умение выделять суть явления, объекта. Второй — умение видеть причину и прогнозировать последствия. (Научное мышление) Третий — умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации. («Рост ума происходит путём логического распределения информации» Дьюи) Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают… Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации. Степень сформированности понятийного мышления можно определить с помощью психологических тестов, в том числе IQ. Вот пример из тестирования детей шести-семи лет, с которым не всегда справляются и взрослые. Синица, голубь, птица, воробей, утка. Что лишнее? К сожалению, многие говорят, что утка. У меня были недавно родители одного ребенка, горячились, доказывали, что утка – правильный ответ. Папа – юрист, мама – учитель. Я им говорю: «Почему утка?» А они отвечают, потому что она большая, а птица, птичка это, по их мнению, что-то маленькое. А как же страус, пингвин? А никак, у них в сознании закреплен образ птицы как чего-то маленького, и они полагают свой образ универсальным.

— И какой же процент наших соотечественников умеет выделять суть и видеть причинно-следственные связи?

— По моим данным и по данным других исследователей, меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей.

Примечание.

К сожалению, это следствие того, что у нас уничтожили гуманитарное образование.

«Отделение гуманитарного образования от профессионального и технического началось еще в античной Греции. Причина очевидна – разделение общества на классы: тех, кто должен трудиться ради пропитания, и тех, кто свободен от такой необходимости. Техническое образование  не требует интеллекта и не поощряет его». 230. Джон Дьюи. Демократия и образование. 1916г. Москва 2000г.

Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагогилюди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завёртывать свои идеи в красивые обёртки. По жизни сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки. И если мы выходим из школы без понятийного мышления, то, сталкиваясь с тем или иным фактом, мы не сможем его объективно интерпретировать, а действуем под влиянием эмоций и наших субъективных представлений. В результате решения, принятые на основании такой допонятийной интерпретации происходящего, невозможно реализовать. И мы это видим в нашей жизни. Чем выше в социальной иерархии стоит человек, тем дороже цена его необъективных интерпретаций и решений. Посмотрите, сколько у нас принимается программ, которые ничем не заканчиваются. Прошел год-два и где программа, где человек, который ее декларировал?

— Повальная проблема современной школы – гиперактивные дети с так называемым СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности).

— СДВГ — это не диагноз. Раньше это называлось ММД – минимальные мозговые дисфункции, еще раньше ПЭП – послеродовые энцефалопатии. Это особенности поведения, проявляющиеся при самых разных патологиях. В 2006 году мы официально приняли американскую точку зрения на эту проблему и их логику лечения. А они считают, что это на 75–85%% генетически обусловленное осложнение, приводящее к расстройству поведения. Они прописывают лекарства, психостимуляторы, которые должны компенсировать эти расстройства. Почему IQ и что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) Однако исследования докторов медицинских наук Бориса Романовича Яременко и Ярослава Николаевича Бобко показывают, что главная проблема так называемого СДВГ — в нарушениях позвоночника: вывихи, нестабильность, неправильная сформированность. У детей пережата позвоночная артерия и возникает так называемый эффект обкрадывания, когда в результате снижается кровоток не только по позвоночной артерии, но и в сонных артериях, снабжающих лобные доли. Мозг ребенка постоянно недополучает кислород и питательные вещества. Это приводит к короткому циклу работоспособности – три-пять минут, после чего мозг отключается и лишь спустя некоторое время включается обратно. Ребёнок не осознает, что происходит при отключении, с этим связаны драки и различные выходки, о которых он не помнит, потому что они развиваются в моменты отключения активности мозга. Эффект отключения мозга нормален, мы все с этим сталкиваемся, когда слушаем скучную лекцию или читаем что-то сложное и внезапно ловим себя на том, что отключились. Вопрос только в том, как часто и на какие периоды времени происходят эти отключения. Мы отключаемся на секунды, а ребенок с СДВГ на три-пять минут. Чтобы помочь детям с СДВГ, надо поправить позвоночник, часто это первый шейный позвонок. С другой стороны, если даже проблему с позвоночником и улучшением кровоснабжения мозга решить не удалось, всегда можно пойти по пути развития мышления. Высшие функции, как доказано всемирно признанным психологом Львом Выготским, могут компенсировать нижестоящие. И я видела немало примеров, когда через развитие мышления достигалась компенсация проблем с вниманием и коротким циклом работоспособности. Так что опускать руки никогда не стоит.


О том как нашу систему образования сделали фабрикой идиотов (благодаря Льву Выготскому), читайте в 50-страничном документе «Стандарты дебилизма».