Первую часть смотрите по ссылке.
Понятийное мышление представляет собой сложную форму человеческого мышления.
Допонятийное мышление характеризуется… …синкретизмом…
Трансдуктивность проявляется в отсутствии необходимых связей и доказательности. Суждения человека конкретны, не предполагают обращения к общему.
Синкретизм – это осмысливание предмета по одной несущественной части, неспособность устанавливать причинно-следственные связи. 96
Синкретизм – слитность, нерасчленённость, характерная для первоначального состояния в развитии чего-нибудь.
Ожегов
Синкретизм – так называется сочетание различных философских начал в одну систему, не дающее им истинного объединения.
Энцик. сл. Филиппова 1901г
Синкретизм – сочетание разнородных воззрений, взглядов. при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечив друг другу.
Спонвиль. Москва 2003 г
Синкретизм — Сочетание различных философских начал в одно целое, не объединённых, однако, каким-либо общим принципом.
Фил. сл. 1904 г
Синкретизм – Философская и культурологическая категории, характеризующая особый тип соединения разнородных факторов в целостность, когда множество элементов не теряет своего своеобразия в единстве, а единство не позволяет элементам перейти в состояние хаоса. Синкретизм обозначает такую стадию развития материальных и духовных явлений, когда они уже обособились от своего исходного нерасчленённого состояния, но ещё не превратились в атомарно раздробленные сущности. Синкретизм выступает как всеобщая ступень формирования культуры и как всеобщий принцип социально-гуманитарного познания. Синкретизм является первой в истории программой математизации познания, рассматривая числа как качественные определители вещей.
Краткий фил. сл. Алексеева 1997 г
Эклектизм – Кто не следует одному учению, а избирает и согласует лучшее из многих.
Даль
Эклектизм – Беспринципное механическое соединение разнородных, несовместимых взглядов, точек зрения в изложении чего-нибудь, в исследовании, в творчестве и т.п.
Ожегов 1949 Первое издание
Эклектизм – ЭКЛЕКТИЗМ — 1) в широком и наиболее распространенном смысле этого слова (также: «эклектика») означает бессистемное, лишенное единого основания соединение разнородных положений, идей, концепций; 2) в более узком и точном смысле обозначает тенденцию в философии, направленную на то, чтобы взять «самое лучшее» из различных философских учений.
Краткий фил. сл. Алексеева 1997 г
Понятийное мышление… имеет … адекватное соотношение объёма и содержания… (?) 96
(Адекватный – Ожегов – совпадающий)
Объём поня́тия (в логике) — совокупность предметов, охватываемых понятием. Объём и содержание понятия выступают как основные характеристики понятия, подчиняясь при этом закону обратного отношения между содержанием и объёмом понятия (увеличение объёма приводит, как правило, к уменьшению содержания и наоборот).
Википедия
Генетический аспект состоит в изучении процесса развития понятийного мышления.
Её решению посвятили свои исследования Выгодский, Пиаже, Брунер.
Под формированием понятий Выгодский подразумевал сложный синтетически процесс, в котором ведущая роль принадлежит использованию знаков как средств развития понятийного мышления. 97
Понятийное мышление позволяет человеку отражать окружающий мир в существенных объективных связях и отношениях в знаковой форме. 101
Упоминается Р. Солсо 1996 г. , то вы хоть бы привели цитаты из него. Но тогда бы вскрылась вся чушь о мышлении которые нам «втюхивают» наши академики.
«Поскольку мы воспринимаем реальность через ограниченные каналы, мы вынуждены заключить, что «всё, что нам известно, на самом деле неверно». Реальность нашего непосредственного мира гораздо более разнообразна, чем мы это ощущаем. 58
Формирование понятий – одна из самых важных когнитивных функций человека. В науках в период их становления формирование понятий играет решающую роль в организации данных.
Старейшей и наиболее влиятельной теорией научения является ассоциативная теория. Если излагать очень кратко, то принцип ассоциации утверждает, что при повторяющемся совместном предъявлении событий между ними образуется связь.
Термины «мысль» и «мышление» означают общий процесс рассмотрения в уме какого-либо вопроса; Логика – это наука о мышлении. Два человека могут думать об одном и том же, но их выводы, полученные посредством мышления, могут отличаться. 431
Мышление и логика долгое время были предметом исследований. Два с половиной тысячелетия назад Аристотель ввел систему рассуждения, или обоснования суждений, которую он назвал силлогизмом». 432
Привлекательность использования силлогистической логики в когнитивных исследованиях в том, что она позволяет оценивать «корректность», или достоверность процессов мышления на основе их формы, а не содержания.
Результаты исследования Коула показывают типичную схему размышления людей, не приспособленных к абстрактному силлогистическому мышлению. В аналогичном исследовании (Солсо, 1987) я просил студентов Московского гос. университета решить следующий силлогизм, почти идентичный по форме и содержанию задаче Коула:
Иван и Борис всегда едят вместе.
Борис сейчас ест.
Что делает сейчас Иван?
Этот необычайно простой силлогизм предъявлялся многим студентам как на их родном языке, так иногда и на английском с удивительными результатами. Только 20% испытуемых давали правильный ответ немедленно. Наиболее частый ответ (Н=11/25) был в основном тот же, что и ответ главы племени Кпелла: «Не знаю, я его не видел». 452
Узбекских и московских студентов, как и кремлевское начальство и других, предположительно можно научить правилам силлогистической игры. 453
Результаты исследования Коула показывают типичную схему размышления людей, не приспособленных к абстрактному силлогистическому мышлению». 452 Солсо Р.Л. Когнитивная психология. 1988 пер с англ. 1996
«Содержание и форма тесно связаны между собой, находятся в единстве, составляют неотъемлемые стороны вещи. В общем и целом форма соответствует содержанию, так что, каково содержание, такова в конечном счете и форма. Соответствие формы содержанию является важным условием нормального развития предметов и явлений. Вместе с тем между формой и содержанием всегда существуют известные противоречия. 109
Марксистско-ленинская эстетика, исходя из единства формы и содержания, считает, что …» 110
Начальный курс философии. Для слушателей школ марксизма-ленинизма. Издание второе, доработанное. Москва 1967г
Рекомендовано
Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших педагогических заведений.
Советский и российский психолог. Доктор психологических наук, академик и член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук и Международной академии психологических наук, специалист по проблемам социальной психологии и психологии личности, профессор кафедры общей и практической психологии МГГУ им. Шолохова, профессор Института русского языка им. А. С. Пушкина, профессор кафедры общей и практической психологии МГПУ ИПССО.
Родился: 7 мая 1941 г. (80 лет), СССР
«Глава 10. Мышление. 337
Процесс решения задач принято называть мышлением. Классик отечественной психологии Рубинштейн следующим образом определил мышление. Это познавательный процесс, который, выходя за пределы чувственно данного, расширяет границы нашего познания. Такое расширение достигается за счёт раскрытия с помощью мышления того, что человеку непосредственно в восприятии не дано. 337
Мышление – это самый сложный из всех познавательных процессов человека, причём степень его сложности настолько велика, что не представляется возможным дать полное, тем более – исчерпывающее определение мышлению».
Р.С. Немов. Психология. 2018 г
«Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения.
Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать мышление». 237
Немов. Психология. Москва 1994г
«Мы начинаем понимать, что мышление само возникает только на инстинктивной и эмоциональной базе и направляется именно силами последней.
Мысли подчиняются не механическим законам и достоверности, но психологическим законам эмоции». Стр. 166.
Выгодский. Педагогическая психология.
«Историческое развитие мышления это подчинение законам логики и освобождение от эмоциональных, аффективных компонентов». 578
Люсьен Леви-Брюль. Сверхъестественное в первобытном мышлении. Москва 1994г.
«Психология мышления» во многом отражает особенности подготовки профессиональных психологов на факультете психологии Московского университета им. М.В.Ломоносова. 3
…вопросы изучения мышления рассматриваются в контексте общей психологии. Это определило необходимость анализа мышления в системе основных категорий марксистской психологической науки. 4
Четвертый критерий определен необходимостью познакомить студентов, преподавателей и других специалистов интересующихся проблемами психологии мышления, прежде всего с тем новым, что характеризует развитие диалектико-материалистической психологии мышления за последние двадцать лет, т.е. в период после выхода в свет и ставших уже классическими работ по психологии мышления, принадлежащих Л.С. Выготскому П.П. Блонскому, А.Н. Леонтьеву, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейну, Ю.М.Теплову и др.
Пятый критерий составляет субъективная пристрастность автора, обоснованная опытом исследовательской работы, убежденного в том, что центральной задачей психологического исследования мышления во второй половине ХХ в. была и остается задача конкретно-психологического научного исследования неформализуемых компонентов сложной мыслительной деятельности. Эта задача может быть адекватно решена лишь в контексте диалектико-материалистической психологии, преодолевающей ограниченность естественно-научной материалистической ориентации, щедро представленной в психологии различными редукционистскими концепциями, включающими информационный, системный и когнитивный подходы.
Апрель 1982г. Доктор психологических наук, профессор О.К.Тихомиров
«Мы исходим из диалектико-материалистического понимания предмета психологии как науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов. Марксистско-ленинская философия (диалектический и исторический материализм) является наиболее полным, глубоким отражением законов природы и общества, поэтому и психология, основывающаяся на методологических принципах этой философии, получает возможность подлинно научного изучения психики.
Следующие общефилософские положения являются определяющими для марксистской психологии, для понимания ее предмета.
К ним относятся учение о двух ступенях познания (чувственном и рациональном), их соотношение и взаимодействии, а также учение о диалектическом мышлении как высшей ступени теоретического мышления. 6
Однако ясно главное: термином «мышление» в психологии обозначаются качественно разнородные процессы. 10
Рабочее определение мышления – это процесс, познавательная деятельность, продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным отражением действительности, оно дифференцируется на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, в зависимости от новизны этих обобщений и средств для субъекта, от степени активности самого субъекта мышления. 16
В отечественной психологии, в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и А.Н.Леонтьева были заложены методологические основы для преодоления традиционного разрыва между познавательными и эмоциональными процессами и, в частности, отрыва мышления от эмоциональной (и мотивационной) сферы. В этом контексте важны положение Л.С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта и положение С.Л. Рубинштейна о том, что мышление как реальный психический процесс само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция – единством эмоционального и интеллектуального. Значимым является также положение А.Н. Леонтьева о том, что мышление как деятельность имеет аффективную регуляцию, непосредственно выражающую ее пристрастность. Теоретические положения В.К. Вилюнаса, Ф.В.Бассина, П.М.Якобсона, Б.И.Додонова, В.Л.Поплужного, А.В.Запорожца могут также быть использованы при изучении эмоциональной регуляции мышления. С мыслительной деятельностью связаны (в ней участвуют) все виды эмоциональных явлений – и аффекты, и собственно эмоции, и чувства (по классификации А.Н.Леонтьева) Можно также говорить об интеллектуальной агрессии, интеллектуальном стрессе, интеллектуальной фрустрации.
Экспериментально-психологические исследования эмоциональной регуляции мыслительной деятельности начались сравнительно недавно, но без них уже нельзя представлять себе современную, психологию мышления. «Внутренние условия» мышления – это и возникновение, и сложная динамика эмоциональных оценок. 93
О.К. Тихомиров. (1933-2001) доктор псих. наук, профессор. Заведующий кафедрой общей психологии факультета психологии МГУ. Психология мышления. Классическая учебная книга. Москва 2007г
«Связь чувства сознания с другими состоит в том, что чем яснее мы сознаем волнующие нас чувства, тем более они тускнеют, и наоборот: чем интенсивнее наши чувства, тем слабее сознание и тем возможнее промахи и ошибки ума и воли. Недаром все философы считали чувство помехою для чистого, ясного мышления, …»346.
Ушинский. 1824-1870гг. Человек как предмет воспитания.1867г.
«Способность к логическому мышлению отрубается, когда человек сталкивается с эмоционально окрашенными проблемами». 292
Дэвид Майерс. Психология. 1986г Минск. 2006г
Советский и российский нейрофизиолог, крупный исследователь мозга. Кандидат биологических наук, доктор медицинских наук, профессор. В 1990-2008 годах — научный руководитель Института мозга человека РАН.
«Позиция философов материалистического направления именно в этом случае, как известно, дуалистична: мозг — материален, мышление – идеально! 77
Исследования сверхмедленных физиологических процессов при эмоциональных реакциях и состояниях раскрыли сущность того, как большая радость и особенно большая печаль могут нарушить нормальное течение мыслительных процессов, а в еще более яркой форме это происходит при болезненных эмоциональных реакциях и состояниях. 81
Мы знаем из трудов классиков материализма что мысль – идеальна. И именно мы, материалисты, не даём себе труда понять – нет, даже задуматься над тем, что же это такое – идеальное. 97
Надо сказать, что базирование нашей биологии на примитивном материализме привело к тому, что мы, работали в… 97
…открытие рефлекторного, условно–рефлекторного принципа выявляет нашу общность с животным миром, чем нашу уникальность. 116
И только тогда, когда вас что-то раздражает или сильно радует, — иными словами, когда включается эмоциональная сфера, — ход мыслей может нарушаться». 119
Н.П. Бехтерева. (1924-2008) Магия мозга и лабиринты жизни. Москва 2008 г
Взаимосвязь мышления, речи и языка 108
По замечанию Выгодского, она относится к запутанным и сложным. 109
Решение проблемы взаимосвязи мышления и речи нашло отражение в творчестве Выгодского.
Единицей анализа взаимосвязи мышления и речи является значение.
Для изучения развития значения слова Выгодский выбрал каузально-генетический способ анализа, предполагающий исследование процесса развития и установление причинно-следственных связей в нём. 109
Интересно, Вы сами то читали Льва Симховича Выгодского «Мышление и речь» ? Очень познавательная книга в связи изучения шизофрении.
«…речь – это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями». 146
«…неопозитивизм (Витгенштей, Карнап)
«Исключительно важная особенность мышления – его неразрывная связь с речью. Этими словами Маркс выразил положение об единстве мышления и речи, к которому впоследствии пришла научная психология. 220
Неразрывная связь мышления с речью не означает, однако, что мышление сводится к речи, тождественно с ней. Мышление и речь – не одно и то же. 221
Мыслить – не значит говорить вслух или про себя». 221
Корнилов. Психология. Москва 1948г
«…стараясь изучить отношения между языком и мышлением…»
Потебня Александр Афанасьевич. (1835-1891) Мысль и язык. Для средних учебных заведений. (1862г.) Киев 1993г.
27. …понятие образуется только посредством слова, а без понятия невозможно истинное мышление. …человек понимает самого себя только испытавши на других людях понятность своих слов.
Правда, что содержание, воспринимаемое посредством слова, есть только мнимоизвестная величина, что думать при слове именно то, что другой, значило бы перестать быть собой и быть этим другим, что поэтому понимание другого, в том смысле, в каком обыкновенно берется это слово, есть такая же иллюзия, как та, будто мы видим, осязаем и прочее самые предметы, а не свои впечатления; но нужно прибавить, это величественная иллюзия, на которой строится вся наша внутренняя жизнь.
96. Понимание другого произойдет от понимания самого себя.
102. Язык есть средство понимать самого себя. Понимать себя можно в разной мере; чего я в себе не замечаю, то для меня не существует и конечно не будет мной выражено в слове.
107. Как без языка, — говорит Гумбольт, — невозможно понятие, так без него не было бы для души и предмета, потому что и всякий внешний предмет только посредством понятия получает для нее полную существенность.
Интеллектуальная деятельность, вполне духовная и внутренняя, проходящая некоторым образом бесследно, в звуке речи становится чем-то внешним и ощутимым для слуха.
159. …высшее развитие ослабляет в языке звуковой элемент и усиливает логический, считаемый общечеловеческим,…
Жан Пиаже. Комментарии к критическим замечаниям. Льва Симховича Выготского
Предисловие
Систематическая экспериментальная разработка этой проблемы мышления и речи, сколько нам известно, вообще не предпринималась ещё никем из исследователей. 5
…нужно было подвергнуть критическому анализу самые идейно мощные из современных теорий мышления и речи для того, чтобы оттолкнуться от них уяснить себе пути собственных поисков, составить предварительные рабочие гипотезы и противопоставить с самого начала теоретический путь нашего исследования тому пути который привёл к построению господствующих в современной науке, но несостоятельных и потому нуждающихся в пересмотре и преодолении теорий. 5
…на решение основной и центральной задачи – генетического (марксистского) анализа отношений между мыслью и словом. 6
…все учения… оказывались всегда перед невозможностью не только решить, но даже поставить вопрос об отношении мысли к слову. 10
Но их слабость заключается в том, что сама постановка
этой проблемы является наперёд неверной и исключает всякую возможность правильного решения вопроса, ибо применяемый ими метод разложения (анализ) этого единого целого на отдельные элементы делает невозможным изучение внутренних отношений между мыслью и словом. 11
Значение оставалось всегда и остаётся до сих пор неизученной и неизвестной.
…именно в значении слова завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением. 14
…отношения мышления и речи, вопрос о природе речевого мышления. 15
Если для старой психологии вся проблема межфукциональных отношений и связей была совершенно недоступной для исследования областью, то сейчас она становится открытой для исследователя, который хочет применить метод единицы и заменить им метод элементов. 19
Первый вопрос, который возникает, когда мы говорим об отношении мышления и речи к остальным сторонам жизни сознания, — это вопрос о связи между интеллектом и аффектом. Как известно (уловка) отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой
стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии.
Кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, (Кто, кто — Сократ оторвал) то навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления, потому что детерминистический анализ мышления необходимо предполагает вскрытие движущих мотивов мысли потребностей и интересов, побуждений и тенденций которые направляют движение мысли в ту или иную сторону. Так же точно, кто оторвал мышление от аффекта, тот наперёд сделал невозможным изучение обратного влияния мышления на аффективную, волевую сторону психической жизни, ибо детерминистическое рассмотрение психической жизни исключает как приписывание мышлению магической силы определить поведение человека одной своей собственной системой, так и превращение мысли в ненужный придаток поведения, в его бессильную и бесполезную тень. 20
Анализ показывает, существует динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных процессов. Он показывает, что во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой идее. Он позволяет раскрыть прямое движение от потребности и побуждений человека к известному направлению его мышления и обратное движение от динамики мысли к динамике поведения и конкретной деятельности личности. 20
Объединяющим моментом всех этих отдельных исследований является идея развития (диалектика), которую мы пытались применить в первую очередь к анализу и изучению значения слова как единства речи и мышления. 21
…Глубочайший кризис, переживаемый современной психологической мыслью (где?), не мог не сказаться и на новом направлении в исследовании проблем детской логики.
Сущность кризиса заключается в борьбе материалистических и идеалистических тенденций, которые столкнулись в этой области знания с такой остротой и силой, с какой они сейчас не сталкиваются, кажется, ни в какой другой науке.
Так создали свою психологию Фрейд, Леви-Брюль, Бондель. Противоречие между фактической основой их учений и теоретическими конструкциями, возведёнными на этой основе; идеалистический характер этих систем, принимающий глубоко своеобразное выражение у каждого из авторов; метафизический привкус в целом ряде их теоретических построений – все это – неизбежное и роковое обнаружение той двойственности, о которой мы говорили выше как о печати кризиса.
…для того чтобы заметить, что взрослый гораздо богаче своей эгоцентрической речью, ибо всё, что мы обдумываем молча, является с точки зрения функциональной психологии такой эгоцентрической, а не социальной речью. 50
Таким образом, первое, что роднит внутреннюю речь взрослого человека с эгоцентрической речью дошкольника, — это общность функции: и та и другая есть речь для себя, … 50
…заставить решать человека какую-нибудь мыслительную задачу вслух, то есть вызвать обнаружение его внутренней речи, и мы сейчас же увидим глубокое сходство, существующие между этим мышлением вслух взрослого человека и эгоцентрической речью ребёнка. 50
Второе, что роднит внутреннюю речь взрослого человека с эгоцентрической речью ребёнка, — это их структурные особенности. 50
…основной вывод, который делает Пиаже из своего исследования и который позволяет ему перейти от наличия эгоцентрической речи в детском возрасте к гипотезе об эгоцентрическом характере детского мышления, снова не подтверждается фактами. Пиаже полагает, что если речь ребёнка в 6 лет эгоцентрична, то и мышление ребёнка в 6 лет также ещё эгоцентрично в таком же размере. Но наши опыты показали, что между эгоцентрической речью и эгоцентрическим характером мышления может не существовать никакой связи. 51
Дело в том, что мы решили привести некоторые скудные результаты собственных исследований и сформулировать построенную на них гипотезу
Эгоцентрическая речь и есть переходная форма от речи внешней к речи внутренней; вот почему она представляет такой огромный теоретический интерес. 55
Вот схема в целом принимает, следовательно, такой вид: социальная речь – эгоцентрическая речь – внутренняя речь. Эту схему с точки зрения последовательности образующих её моментов мы можем противопоставить, с одной стороны, традиционной теории образования внутренней речи, которая намечает такую последовательность моментов: внешняя речь – шепот – внутренняя речь, а в другой схеме Пиаже, которая намечает следующую генетическую последовательность основных моментов в развитии речевого логичного мышления: внеречевое аутистическое мышление – эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление – социализированная речь и логическое мышление. 55
Для Пиаже это переходная ступень от аутизма к логике, от интимно-индивидуального к социальному, для нас это переходная форма от внешней речи к внутренней, от социальной речи к индивидуальной, в том числе и к аутистическому речевому мышлению. 56
Действительное движение процесса развития детского мышления совершается не от индивидуального к социализированному, а от социального к индивидуальному – таков основной итог как теоретического, так и экспериментального исследования интересующей нас проблемы. 57
Мы снова должны были прийти к выводу, на основании анализа развития детской речи, что представление об эгоцентрической речи как о прямом обнаружении эгоцентризма детского мышления не встречает фактически подтверждения ни с функциональной, ни со структурной стороны. 57
…мы думаем что сама постановка вопроса относительно двух различных форм мышления в психоанализе и в теории Пиаже является неверной. 58
Только лишённые всякого реального содержания, пустые абстракции, только логические функции, только метафизические ипостаси мысли могут быть разграничены подобным образом, но ни в коем случае не живые, реальные пути детского мышления. 59
В. Ленин говорит следующее:«Идеализм первобытный: общее (понятие, идея) есть отдельное существо. Это кажется диким, чудовищно нелепым. Но разве не в том же роде современный идеализм. Кант. Гегель, идея бога? … Раздвоение познания человека и возможность идеализма (религии) даны уже в первой, элементарной абстракции. Подход ума к отдельной вещи, снятие слепка (понятие) с неё не есть простой, непосредственный, зеркально-мёртвенный акт, а сложный, раздвоенный, зигзагообразный, включающий в себя возможность отлёта фантазии от жизни; мало того: возможность превращения (притом незаметного, несознаваемого человеком превращения) абстрактного понятия, идеи в фантазию. Ибо и в самом простом обобщении, в элементарнейшей общей идее есть известный кусочек фантазии». 59
Нельзя яснее и глубже выразить ту мысль, что воображение и мышление в развитии своём являются противоположностям, единство которых заключено уже в самом первичном обобщении, в самом первом понятии, которое образует человек. 60
Это (ленинское) указание на единство противоположностей и их раздвоение, на зигзагообразное развитие мышления и фантазии, состоящее в том, что всякое обобщение есть, с одной стороны, отлёт от жизни, а с другой стороны, более глубокое и верное отражение этой самой жизни, в том, что есть известный кусочек фантазии во всяком общем понятии, — это указание открывает перед исследованием действительный путь изучения реалистического и аутистического мышления.
Мы рассматривали выше концепцию детского эгоцентризма, который покоится у Пиаже на основе учения об эгоцентрической детской речи и к которому Пиаже сводит все черты, характеризующие логику ребёнка. Это рассмотрение привело нас к выводу о видимой несостоятельности теоретической и фактической, этой основной концепции, к выводу относительно того что ход детского развития представлен в извращённом виде в этой теории. 62
…автор избрал в целях описания язык социологический, но с таким же успехом те же самые факты можно было бы подвергнуть и биологическому объяснению. Поэтому рассмотрение того, как относятся социальный и биологический факторы развития детского мышления в теории Пиаже, и составляет нашу ближайшую задачу. Существенным для этой проблемы в теории Пиаже является разрыв между биологическим и социальным. Биологическое мыслится как изначальное, первичное, заключенное в самом ребёнке, образующее его психологическую субстанцию. Социальное действует посредством принуждения как внешняя, чуждая по отношению к ребёнку сила, которая вытесняет свойственные ребёнку и соответствующие его внутренней природе способы мышления и заменяет их чуждыми ребёнку схемами мысли, которые навязываются ребёнку извне. 65
…на основе навязанного ребёнку окружающими его людьми логического мышления. 67
Теперь укажем ещё на один существенный момент: Пиаже видит в социализации единственный источник развития логического мышления. Но в чём реально заключается самый процесс социализации? Это, как известно, процесс преодоления детского эгоцентризма. 69
…мышление всё же рассматривается Пиаже как совершенно оторванная от действительности деятельность. Но так как основной функцией мышления является познание и отражение действительности, то, естественно, рассматриваемое вне действительности, это мышление становится движением фантомов, парадом мертвенных бредовых фигур, хороводом теней, но не реальным, содержательным мышлением ребёнка.
Нельзя проще и прямее выразить ту мысль, что оригинальность умственной организации заложена в самом существе ребёнка, а не возникает в процессе развития. 74
Для Пиаже всё же основной догмой остаётся положение, что ребёнок непроницаем для опыта. 75
Глава 3 Проблема развития речи в учении В. Штерна
…необходимо иметь в виду связь, существующую между речью и логическим мышлением. Но Штерн подставляет на место генетического объяснения интеллектуалистическое, …79
В том и заключается основная ошибка всякой интеллектуалистической теории, и этой в частности, что она при объяснении пытается исходить из того, что в сущности и подлежит объяснению. В этом её антигенитичность (признаки, отличающие высшие формы развития речи, относятся к её началу); в этом её внутренняя несостоятельность, пустота и бессодержательность, ибо она в сущности ничего не объясняет и описывает порочный логический круг, когда на вопрос, из каких корней и какими путями возникает осмысленность человеческой речи, отвечает: из интенциональный тенденции, то есть из тенденции к осмысленности. 79
…объяснён интеллектуалистически, то есть ложно. 82
…отклоняет этот генетический (марксистский), следовательно, единственно возможный с научной точки зрения путь объяснения того, как возникает в процессе развития интенция,
Он, как уже сказано, предпочитает упрощённый короткий путь интеллектуалистического объяснения (осмысленность возникает из тенденции к осмысленности) длинному сложному диалектическому пути генетического (марксистского) объяснения.
…тот же интеллектуалистический характер, тот же антигенетический (антимарксистский) уклон всех объяснений обнаруживает и трактовка остальных важнейших проблем, основных важнейших проблем, как проблемы развития понятия, основных стадий в развитии речи и мышления и т.д. 85
Совершенно понятно, что подобная по существу метафизически-идеалистическая концепция личности не может не привести автора к персоналистической теории речи, т.е. теории, выводящей речь, её истоки и её функции, из «целостности целестремительно развивающейся личности». Отсюда – интеллектуализм и антигенетичность. (антимарксизм) Нигде этот метафизический подход к личности – монаде – не сказывается так отчётливо, как при подходе к проблемам развития; нигде этот крайний персонализм, не знающий социальной природы личности, не приводит к таким абсурдам, как в учении о речи – этом социальном механизме поведения. Метафизическая концепция личности, выводящая все процессы развития из её самоценной целестремительности, ставит на голову реальное генетическое (марксистское) отношение личности и речи: вместо истории развития самой личности, в которой не последнюю роль играет речь, создаётся метафизика личности, которая порождает из себя, из своей целестремительности – речь. 87
Глава 4.
Генетические (марксистские) корни мышления и речи.
Решающее значение для установления этого первостепенной важности факта имеют новейшие (?) исследований интеллекта и речи человекоподобных обезьян, … 88
…мы находим у шимпанзе, как показывают новые исследования (до 1930 года), относительно высоко развитую «речь», в некоторых отношениях и до некоторой степени человекоподобную. 90
…самая постановка вопроса применяемая Уотсоном в корне неправильная. 104
При современном состоянии знания в этой области, как мы видели, проследить сколько-нибудь полно генетический (марксистский) путь дочеловеческого мышления и речи представляется невозможным. 109
…наиболее центральных и важных при анализе поведения человека, строящемся на основании диалектического и исторического материализма. 116
С точки зрения диалектической логики понятия, как они встречающиеся в нашей житейской речи, не являются понятиями в собственном смысле этого слова. Они являются общими представлениями о вещах. Однако не подлежит никакому сомнению, что они представляют собой переходную ступень от комплексов и псевдопонятий и истинным понятиям в диалектическом смысле этого слова. 167
Это обобщение, созданное ребёнком на основе максимального сходства, является одновременно и более бедным и более богатым процессом, чем псевдопонятие. 170
В этом отношении большинство современных психологов согласно с тем, что потенциальное понятие в том виде, как мы его сейчас описали, свойственно уже и мышлению животного. 171
Все эти постулаты совершенно ложные, начиная с первого. 216
Таковы теоретические доводы, заставляющие нас отвергнуть объяснения неосознанности понятия, которые предлагает Пиаже. 217
…сильное понятие… 261
Долгота и широта понятия вместе должны дать исчерпывающее представление о природе понятия с точки зрения обоих моментов – заключенного в нём акта мысли, представленного в нём предмета. 274
…расширяется независимость понятий от слова… 276
Таким образом, мысль и слово оказываются с самого начала вовсе не скроенными по одному образцу. В известном смысле можно сказать, что между ними существует скорее противоречие, чем согласованность. Речь по своему строению не представляет собой простого зеркального отражения строения мысли. 307
…изучение эгоцентрической речи и является в наших глазах основным методом исследования внутренней речи. 319
Коренным отличием внутренней речи от внешней является отсутствие вокализации.
Внутренняя речь есть немая, молчаливая речь. Это её основное отличие.
Выгодский Лев Симхович. (1896-1934) Мышление и речь. Москва 1996.
Речь
Функции и классификации речи 119
Речь понимается как психический процесс передачи информации посредством языка. Если язык – это исторически сложившаяся система кодов, то речь является процессом формирования и понимания сообщений. Как отмечает Леонтьев, язык статичен, а речь динамична. 119
Речь – способность говорить.
Ожегов
Язык – Система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
Ожегов
Внутренняя речь – это один из сложных видов речи. Она выполняет функцию подготовки речевого высказывания и его понимания. По Выгодскому, внутренняя речь представляет собой совершенно особую самостоятельную функцию речи. Он рассматривал её как внутренний план речевого мышления, опосредствующий динамическое отношение между мыслью и словом (Выгодский 1994 г. Умер он аж в 1934 году. Хоть бы кто его прочитал. Он же такую чушь нёс! Этот великий мошенник!)121
Переходной формой от внешней и внутренней выступает эгоцентрическая речь. Она является внешней речью, никому не адресованной, то есть не выполняющей функцию коммуникации. Как показывают исследования, это речь проявляется у человека в раннем детстве и глубокой старости. Изучением этого феномена занимались выдающиеся психологи Выгодский и Пиаже, которые выражали противоположные позиции по данному вопросу. 122
(О чем говорит Пиаже – понятно. Что несёт Выгодский – хрен поймёшь! Диалектика!)
«Книга Выготского появилась в 1934г., а те из моих работ, которые он обсуждает, относятся к 1923 и 1924гг. Я постарался увидеть, оправдываются ли критические замечания Выготского в свете моих позднейших работ. 463
Мы можем начать с двух особых проблем, поднятых в книге Выготского: с вопроса об эгоцентризме вообще и с более специфического вопроса об эгоцентрической речи.
Если я правильно понял, Выготский не согласен со мной относительно интеллектуального эгоцентризма ребенка но он признает существование того, что я назвал эгоцентрической речью. Он рассматривает её как начальную точку для интериоризированной речи, которая развивается позднее и которая, как он полагает, может быть использована для аутистических и логических целей. Позвольте рассмотреть эти два вопроса отдельно. 464
В то же время я думаю, что Выгодский не смог вполне оценить эгоцентризм как главное препятствие для координации точек зрения и для кооперации.
Эта точка зрения является единственным аспектом проблемы, которая интересовала меня, но которая не интересовала Выготского». 467
Жан Пиаже Комментарии к критическим замечаниям. Л. Выготского
По утверждению Рубинштейна, воображение представляет собой «отлёт от действительности с целью более глубокого проникновения в неё» 136
По мнению Гегеля, познание начинается с созерцания, а завершается понятийным мышлением. 137
Подобная точка зрения отражена в работах Рубинштейна раннего периода.
Позднее, в 50-е гг. Рубинштейн высказал мысль, что воображение как процесс, сторона всякого процесса чувственного отражения действительности. 138
Из современных авторов Брушлинский — современный! родился в 1933 году. Конечно он не придерживался материалистической марксистско-ленинской-сталинской-павловской психологии, а стоял на позиции идеализма, на которой стоит весь цивилизованный мир!
Опираясь на теорию установки Д.Н. Узнадзе – 1886-1950. 140
А чего такого! Архимед жил две с половиной тысячи лет назад, но мы же его изучаем. И Аристотеля учим. Правда, его многие теории подтвердились в конце двадцатого века. А вот законы логики Ленин отменил. Но мы по Ленину, который сто лет назад помер.
Л.М. Веккер рассматривает воображение как сквозной психический процесс, «пронизывающий» всю систему познавательных процессов: от сенсорно-перцептивных до мыслительных. 141
Веккер Лев Маркович (1918-2001, Вирджиния, США) - выдающийся советский и американский ученый-психолог. В 1987 году уехал в США, работал в Университете Джорджа Мейсона и в Институте перспективных исследований.
Непосредственный образ будущего движения и его траектории, возникающий на основе инерционности анализаторного механизма и включающий учёт вероятности последующего отрезка, составляет сущность сенсорно-перцептивной антиципации. Поскольку воздействие части траектории будущего движения на соответствующий рецептор ещё не произошло, её отражение есть воображение той части движения и его траектории, которая станет реальностью лишь в следующий момент. Тем самым, предвосхищение на сенсорно-перцептивном уровне представляет собой сенсорно-перцептивное воображение. 142
Отношение к будущему является не просто когнитивным отражением, а эмоциональным переживанием, которое по своей сути и есть эмоциональное воображение. 143
А как же ленинская теория отражения?
«Философские взгляды Пиаже, а также некоторые его психологические обобщения не могут быть признаны правильными. 238
Итак, мы можем выделить следующие типы отношения тождества, каждый из которых занимает свое место в процессе познания: 1) простое содержательное тождество (тождество, предполагающее различие); 2) конкретное, расчленённое содержательное тождество (тождество, включающее в себя различие). 244
Приведённые нами результаты исследований Пиаже помогают понять ошибку Леви-Брюля, поскольку работы Пиаже имеют отношение не только к интеллектуальному развитию ребенка, но и к интеллектуальному развитию человечества (онтогенез всегда связан с филогенезом). 245
Работы Пиаже показывают, что, действительно, многие предметные отношения, являющиеся тождественными себе, инвариантными для взрослого современного человека, не являются таковыми для ребенка или для первобытного человека, Эту сторону дела и выделил Леви-Брюль. Однако его вывод о несоблюдении первобытным человеком закона тождества неверен, поскольку, как показывают работы Пиаже, признание каких-то отношений тождественными себе всегда предполагается познанием. Неверна поэтому и характеристика первобытного мышления как «пралогического». Мышление всегда логично. Другое дело, что сами познавательные логические структуры подвержены развитию». 245
Академия наук СССР Институт философии Законы мышления Под общей редакцией члена-корреспондента АН СССР В.М. Кедрова Москва 1962г.
Можно, конечно, привести ещё сотни и сотни примеров, но и этого, мне кажется, вполне достаточно показать шизофреническую базу нашей психологии.
«…шизофрения – утрата способности мыслить логически является одним из основных симптомов». 210
Д. Варламова, А. Зайниев. С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города. М. 2017
«Психиатрия должна была любой ценой доказывать, что душевные заболевания вызываются нарушениями функции мозга или внутренней секреции. 62
Каждое душевное заболевание или явление обусловлено физическими причинами. Это формула механистического материализма». 62
Вильгельм Райх. Функция оргазма. 1927г Москва 1997г
«Расстройство мышления при шизофрении заключается не в его спутанности, а скорее в нелогичности связей». 464
Л. Хьелл, Д. Зиглер. Теории личности. 1976г Питер 1997г
51. Быть больным ужасно само по себе. Если вы не испытали на себе эту болезнь, вы должны спросить себя, что бы вы делали, например, в ситуации, если бы ваш мозг вдруг вздумал выкидывать всяческие штучки, если бы на вас постоянно орали какие-то невидимые голоса, если бы вы потеряли способность ощущать эмоции и логически мыслить?
69. Иногда «неправильные» ассоциации могут возникать не на базе логической взаимосвязи между значениями отдельных слов, а на сходстве их звучания.
Еще одной характерной для шизофренического мышления чертой является конкретность.
71. Еще одной чертой шизофренического мышления является неспособность мыслить логически.
Многие пациенты теряют способность устанавливать причинно-следственную связь событий».
Э. Фуллер Торри. Шизофрения: книга в помощь врачам, пациентам и членам их семей. 1983г. С-Петербург 1996.
«Шизофрения – психическое заболевание, в результате которого у человека полностью разрушены вторичные процессы – механизмы контроля, рассудочного мышления, порядка, логики». 419.
Маслоу.
Годфруа Ж. Что такое психология. Москва 1992г
«В нашей стране поколения психологов воспитывались в основном на догматическом, огульном отрицании многих достижений научной мысли, которые не укладывались в существовавшие идеологические каноны. Яркими примерами служат полное отрицание психоанализа, однобокие представления о воспитании и формировании личности, потребностей и т.д. Желание создать советскую психологию обернулось кризисом психологии в нашей стране. Этот кризис углубляется и отмежеванием ряда психологов от мировых достижений, нежеланием знать и использовать результаты, полученных естественными дисциплинами, в частности нейронауками, в области познания человека и его природы. Следствием всего этого явилась фрагментарность знаний и отсутствие базового фундаментального образования при подготовке молодых специалистов». 5
Проф. Г.Г. Аракелов
«Итак, почти с вековым запозданием основные работы Джона Дьюи приходят к российскому читателю. Вероятно, восприятие этих текстов российскими педагогами будет сопряжено с сильными эмоциями, одна из эмоций – горькая обида: все дорогие, заветные, казавшиеся спорными мысли, которые высказывали и продолжают высказывать либеральные теоретики и практики образования России, все наши предельно запальчивые публикации не только в полной мере предвосхищены, но глубоко и добросовестно обоснованы почти век назад. Передовые российские педагоги не могут не чувствовать себя одураченными – при иных социальных условиях они не изобретали бы велосипед, а совершенствовали его, как это уже давно делают их западные коллеги». 380 Э.Н. Гусинский, Ю.И, Турчанинова
Джон Дьюи. Демократия и образование. 1916г. Москва 2000г
«Морис Корнфорт. В защиту философии. Москва 1951г. Общая редакция и вступительная статья акад. Г.Ф.Александрова.
Вступительная статья
«ХVIII. Произвольное, ничем не обоснованное, обусловленное лишь классовым инстинктом и сознанием мечущегося в страхе буржуа суждение мракобесов о человеческой речи, о предложениях, ее составляющих, — вот «критерий» истинности слов, предложений, речи, назначения языка.
Корнфорт умело проанализировал различные курбеты и выкрутасы субъективных идеалистов-СЕМАНТИКОВ. Его критика идеалистической СЕМАНТИЧЕСКОЙ философии представляет несомненный интерес. Он показал в своей книге, что СЕМАНТИЧЕСКАЯ философия совершенно не считается с содержанием науки, с ее достижениями, с установленностью пренебрегает действительным процессом развития научного знания.
Чего только при помощи подобного рода «философии» не обосновывают буржуазные идеалисты-СЕМАНТИКИ и социологи!
ХХIХ. Дьюи и Рассел стоят друг друга. Это гнилые порождения одного зловонного болота.
Дьюи – это остервенелый, изощрившийся и опасный враг трудящихся, враг науки и материализма».
Александров Георгий Федорович. 1908 – 1961 Советский философ академик АН СССР. В 1940-47г. возглавлял Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). В 1947-54г. директор Института философии АН СССР. В 1954-55 министр культуры СССР.
«Считать, что ты рождён не для себя одного, а для всех на свете.
Слова эти взяты из характеристики, которую Лукан даёт Катону.
По его словам, Катон считал, что создан не для себя одного, а для всего человечества. Так вот напиши мне, считаешь ли ты, что человек рождён на свет только для собственного удовольствия и выгоды или же он обязан что-то делать на благо общества, в котором живёт, и вообще всего человечества. Совершенно очевидно, что каждый человек имеет известные преимущества от того что живёт в обществе, которых не имел бы, живи он один на целом свете. А раз так, то не значит ли это, что он в какой-то степени в долгу перед обществом? И не обязан ли он делать для других то, что они делают для него?» 15
Честерфилд (1694- 1773) Письма к сыну. Ленинград 1971
Вы в одни годы писали.
«За авторитаризмом «надо» и «должен» слышится боль одиночества. Эти приказы и требования на самом деле не руководство к действию, а приговор, обрекающий на вымирание. (стр. 144)
Осознайте пагубность постоянного повторения таких категоричных утверждений, как «должен», «следует», «необходимо»,
…«должна» — об этом требовании как о слове-паразите мы уже говорили. Оно способно вынудить нас на самые отчаянные глупости.
Тем более обидно совершать подобного рода ошибки после того, как освоено планирование и из словарного набора исключены, не побоюсь этого слова, предательские «надо» и «должен». стр.174
Доктор Андрей Курпатов. Счастлив по собственному желанию. Том 2. 5-е издание. СПб 2005г
«Там где есть понимание, там отсутствует приобретение знаний…
Надо чувствовать, а не понимать! 69
…изучив уловки логического мышлении, Вы можете по желанию осознанно увеличить КПД по разрушению своей жизни во много тысяч раз. 88
Мысли человека нелогичны, всему найдут оправдание. Ими управлять очень сложно. 95
Душа живет чувствами, а разум – расчетом и логикой. 112
Душа бесконечно стремится, фантазирует, планирует, созидает. Разум – никогда. Он стремится к покою – это его естественное состояние, а душа этот покой нарушает.
Разум сопротивляется всему новому, стремиться сберечь в нетронутом виде то, что уже когда-то принял на хранение. Он приземленный и меркантильный консерватор.
Понятия разум и созидание несовместимы. 112
Там, где есть понимание, там отсутствует развитие, рост, приобретение.
Понимание одна из форм лени». 128
Норбеков. Как достать миллион. Москва 2003
«На все «как» есть ответ моего главного советчика и наставника – моей интуиции». 12
М. Норбеков. Опыт дурака. СПб 2001 г
Мы научились только врать. Враньё стало понятием, признаком ума. Обмануть, обдурить, облапошить, размахивая непобедимым знаменем марксизма-ленинизма. Эта светлая наука стоит на двух действиях: стрелять и врать. Детское слабоумие вознесено в ранг государственной политики. За враньё дают звания, за слабоумие повышают в чинах. 54
Мы – это ставший явью грядущий хам, бесцеремонно назвавший себя прогрессивным.
Чернь, вопреки своему безразличию, питает глубинную апатию ко всему, что не состоянии постичь. 330
…Во имя абстрактного и потому нереального общего блага, великого будущего мы искоренили трудолюбие, сострадание, милосердие, доброту, подавили инициативу и разум, посеяли лицемерие, ханжество, ложь и внедрили в сознание миллионов идею великого бескорыстного вождя – одержимого фанатика, бывшего сгустком воли к власти.
Внуши свинству, что оно — пуп земли, и вся земля станет корытом… Доказательства не нужны, мы – доказательства. 22
30. Не партия, не правительство, не ублюдочная демократия, не охранка душат нас – это мы сами душим друг другая, как тарантулы в банке. Это наше разгулявшееся, попавшее на благодатную почву невежество, плебейство понуждает нас к войне всех против всех, камуфлируемой под братство. Это наш обыдлевающий конформизм, вышедший из-под контроля – заставляет нас говорить и поступать вопреки нашей природе и нашим побуждениям – как все. Это наш химерический коллективизм плодит самый страшный индивидуализм скотного двора. Разгулявшееся скотство – вот наш синдром. И – в каждом…
Политическая и идеологическая проституция почище солдатских борделей – вот то, что привнесли массовые движения в своё руководство. Мы не имели доступа к собственным вчерашним газетам, мы получали инструкции от издательств, какие статьи надлежит вырезать из наших энциклопедий и какие книги изъять из наших библиотек, всё по той же причине: чтобы скрыть патологическую бесхребётность наших великих много мудрых фюреров и вождей.
Ленинизм хочет править так: всех людей навсегда превратить в скотов, а самим жить припеваючи в роли погонщиков мулов. 125
136. Новое в иезуитстве заключалось в том, что с начальством надо быть и внутренне согласным. Так прямо сказано в «Exercitia Spirotualia»: «Необходимо всегда следовать правилу: то, что мне кажется белым, я должен считать чёрным, если таково иерархическое определение предмета».
С этой точки зрения самым страшным последствием идолопоклонства оказались даже не кровавые репрессии, приведшие к гибели миллионов (хотя, казалось бы, что может быть ужаснее?!), но то, что культ личности нарушил и расстроил технологию формирования культуры. 139
И здесь была борьба – за что? За бездуховную материальность? За опорочившую себя утопичность? За чистоган? За власть? За спекуляцию, казнокрадство, лихоимство, коррупцию, разложение? За самую развитую иерархию, именуемую равенством? Так за что же?
С иезуитами нас роднит и понимание важности муштры и необходимости завоевания умов молодёжи. 141
Уже в «Что делать?» Ленин потребовал прекратить развитие теории марксизма и признать её незыблемой, не подлежащей обсуждению. 149
158. С самого своего зарождения марксизм отказывался от главных движущих сил духа – состязательности, конкурентности, умения слушать оппонентов, сомнению. Коммунисты умели агитировать, навязывать, давить, но не привыкли слушать, выявлять мнения, обобщать.
«Человеку важно сохранить ту жалкую малость, которая заскочила туда первой или которую вбил туда молоток учителя. Все остальное – от дьявола…» 161.
Здесь же всё – вожделение. Отсюда – наукообразие, хуже того – фальсификация: придание форме «я хочу» вида «так надо».
Миф материализма – объективность. Когда наш демиург заявляет, что материалистическое мировоззрение означает понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений, то речь идёт о понимании без нас, без нашей субъективности, этого человеческого прибавления к природе. Прибавление в виде субъективности человеческого сознания — большая помеха для этой серьёзной науки. На самом же деле от науки – только и есть, что мина серьёзности. Это физики шутят, здесь же шутки плохи. Это учёные спорят, здесь же…Фанатики всегда серьезны – прямое следствие одномерности сознания, уверовавшего в одномерность истины и в единоличное владение ею. 176
В сущности марксизм – это прагматизм, отказавшийся от плюрализма, то есть его самая чудовищная форма: узкий практицизм, господство экономики, примитивная жизнь, примитивный быт, примитивные развлечения, разгоняющие мысли и не требующие переживаний. 180
Философия, наука, знание суть диалог. Здесь он невозможен: чтобы вести его, необходимо иметь возможность усомниться в себе или хотя бы признать ценность в себе или хотя бы признать ценность другого. Мы же способны только чернить все и вся; наш диалог – мат. Не спорят же с безумцем страдающим манией величий. 221.
Основа идеологии слово, язык, новояз. Идеологическое слово – отдельная проблема, ждущая своих исследователей. Чудовищной идеологии соответствует чудовищный текст. Дело не в штампах, лживых лозунгах или пустой болтовне – суть в бесчеловечности языка. Это самый бесчеловечный язык из когда-либо изобретённых. Новояз очищали от слов, обеспечивающих инакомыслие. Идеологический новояз жизни гораздо опаснее – он очищает жизнь от жизни.
Язык идеологии примитивен и унизителен: догматизм, оппортунизм, упадничество, ересь, буржуазная глупость, ревизионизм – когда возникает такая терминология, значит говорит идеология. 230
Номенклатура хочет обезопасить свою власть и сладкую жизнь от народа, которого она страшится и чуждается. Но невозможно об этом искренне сказать. И вот начинаются словоизлияния о «нерушимом единстве партии и народа», о «руководящей и направляющей роли партии», а все инакомыслящие изображаются морально разложившимися типами, купленными империализмом. 230
Уже при Сталине выдвиженцы, призванные «определять политику партии на местах» подбирались из людей малограмотных. Таким легче было «доверить» идеологию – не потому, что они ничего в ней не смыслили, а потому, что, безразличные к идеям как таковым, они остервенело защищали свой новый статус и свою сладкую жизнь. 232
Идеология была общим мифом и творила мифы о мире, юношестве и человеке, навязывая массам «единственно правильный» вид мышления, внушая им безошибочность и превосходно внедренных в сознание идей.
Это умение пропагандой создавать в умах людей мир, отличный от того, в котором они живут, — одно из самых «чудесных» свойств коммунистов.
Утрата иммунитета ко лжи, вера в лжепророков превращает народ в стадо, нагнетает истерию, рождает готовность броситься в пропасть вслед за обезумевшим бараном.
Самое страшное потенциальное оружие – психологическое. Когда прогресс психологии даст властям, ведающим делами идеологии, возможность заставить кого-угодно верить во что-угодно, тоталитаризм станет непобедимым. 240
Антоний Подуанский читал проповеди рыбам, долженствующие переродить их, но оставляющие рыб абсолютно равнодушными». 249
И.И. Гарин. Йехуизм. Харьков 1994г
428. Предсказание поведения.
Если индивиду присущи качественные характеристики а, в, с, то мы можем предсказать высокую вероятность того, что он продемонстрирует модели поведения х, у, з.
1). Мы можем со значительной точностью прогнозировать, кто будет хорошим студентом, хорошим руководителем на производстве, хорошим страховым агентом и т.п.
2). Мы знаем, как заранее определить успех в школах, готовящих армейских офицеров, и как заранее определить успех в боевых действиях.
3). Мы можем прогнозировать, насколько радикальным или консервативным будет потенциальный деловой руководитель.
4). Мы знаем, как обнаружить тех членов организации, которые могут стать источником конфликтов и правонарушителями.
5). Мы можем выбрать тех людей, которые легко поддаются убеждению, кто уступает давлению группы, или тех, кто не сдаёт своих позиций.
6). Мы можем прогнозировать склонен ли человек к предвзятости или нет.
Условия вызывающие определённое поведение в группах.
7). Мы знаем, как создать в производственном или учебном коллективе условия, ведущие к росту продуктивности, обновлению и улучшению нравственности.
8). Мы знаем, как в любой группе создать такие условия для руководства, которые приведут к развитию личности всех членов группы, а также к росту производительности, обновлению и улучшению моральной обстановки в группе. (Если руководитель принимает чувства членов группы и свои собственные, если он относится к другим с сочувствием и пониманием, если он позволяет и приветствует свободные дискуссии, если он разделяет с группой ответственность, то у членов группы отмечается развитие личности, а группа функционирует более эффективно, более творчески и в более благоприятном моральном климате).
9). Мы знаем, как создать условия для усиления психической ригидности (постоянства) членов группы.
10). Мы многое знаем о том, как создать условия для влияния на реакцию покупателя и общественное мнение.
11). Мы знаем, как воздействовать на покупателей путём создания условий, обеспечивающих удовлетворение не осознаваемых ими потребностей, которые мы смогли определить. (Исследования привели к организации торговли, обращенной к неосознаваемым мотивам человека – его неосознаваемым сексуальным, агрессивным желаниям, стремлению к зависимости).
Условия, оказывающие определенное влияние на человека.
12). Мы знаем, как создать условия, при которых многие люди, будут считать правильными утверждения, противоречащие их ощущениям.
13). Мы знаем, как добиться изменения мнения человека в нудном направлении, при этом человек не осознает стимулов, вызвавших изменение его мнения.
14). Мы знаем, как влиять на психологическое настроение, ценности, поведение, используя лекарства.
15). Мы знаем, как создать условия, вызывающие отчётливые галлюцинации и другие реакции у абсолютно нормального человека в состоянии бодрствования.
16). Мы знаем, как использовать слова самого человека, чтобы раскрыть все тревожащие его области опыта.
17). Нам известны определённые отношения, которые, будучи созданными консультантом или терапистом, могут привести к определённым полезным изменениям в личности и поведении клиента.
18). Мы знаем, как разрушить структуры личности человека, подорвав его уверенность в себе, разрушив его «Я-концепцию» и сделав его зависимым от другого человека.
Если мы с вами реагируем одинаково, то вы поймёте, что некоторые стороны нарисованной мною картины вызывают глубокий страх».
Карл Роджерс. Наука о поведении и человек. 1954г.
«Историческое задание воспитание нового гражданина. Именно это задание, а не занятия искусством и литературой, привело Выготского в психологию. 48
Все психологи, сознавшие необходимость переориентировки психологии на философию марксизма. 121
Таковы были важные инновации Выготского. Поведение мыслилось как рефлекторное по способу организации, на уровне человека оно становилось под власть двух детерминант. 128
Выгодский искал более широкое поле, где можно было бы не только диагностировать эмоциональное состояние человека (чему служила методика Лурия), но и прямо влиять на его поведение, перестраивая это поведение на началах науки. 134
Утвердив новый социальный строй, революция создала и новую «картину человека», ориентацию на которую требовала пересмотреть прежний подход к воспитанию всех детей. 143
Перед Выготским брезжила перспектива использовать понятия с целью управлять поведением человека как целостной психофизической системой. 147
Выготский явственно ощущал возможность вторжения психолога в жизнь, испытания на деле его способности изменить строй человеческого поведения, притом изменить в особом контексте:… 150
Выготский опирался на факты иного рода, чем те, с которыми обычно имеет дело ученый. 202
Выготский успешно критиковал работы западных психологов, как методолог. 208
Из картины поведения устранялось сознание. 272
У Выготского магистральной являлась линия поиска детерминант деятельности человеческого сознания. 293
По извилистости творческого пути Выготского нет ему в мировой психологии равного». 297
М.Г. Ярошевский. Выготский: в поисках новой психологии. СПб 1993 г