Детские уловки, которыми пользуются взрослые

Недавно прочитал гениальную книгу “Причины детских неудач” Джона Холта. Это записки одного из ведущих специалистов по детской психологии в середине прошлого века. Он описал уловки, с помощью которых дети обманывают учителей и я с удивлением обнаружил, что мы, взрослые, тоже регулярно пользуемся такими же уловками! Решил поделиться некоторыми из них.

“Я запутался”

“Она не понимает, не хочет понять и не слушает ваши объяснения, а потом заявляет: “Я совсем запуталась”. Стр. 20
Джон Холт “Причины детских неудач”

Я частенько встречаю таких людей. Уже привык и выработал стратегию. Я просто спрашиваю “Скажи, что именно ты не понял и я поясню”. И обычно человек “сыпется”, половина признают, что все прослушали. Вторая половина прибегают к другим уловкам.

Подождать помощь

“Похоже, ситуация, в которой девочка не знала, что ей делать, настолько мучительна для нее, что Рут предпочитает не делать ничего, ожидая минуты, когда сможет попросить помощи в решении задачи.” Стр 31
Джон Холт “Причины детских неудач”

В этом случае сделать за ребенка или взрослого, пользующегося этой уловкой равносильно тому, чтобы обворовать его. Если человек не попробует – никогда и не научится. Поэтому, по аналогии с уловкой “я запутался” я спрашиваю “Что именно не получается?”. И если обнаруживается, что человек ничего и не пытался делать, я поступаю также как и с ребенком “Еще не пробовал? Ну тогда позови, когда начнешь делать, я помогу с тем, что не получается”.

Затеряться в толпе

“Девочка знает, что во время устного опроса внимание учителя поделено между двадцатью учениками. Она также знает стратегию учителя, задающего вопросы неуверенным или отвлекающимся ученикам. Следовательно, она чувствует себя в безопасности, помахивая рукой, будто ей не терпится поделиться ответом, независимо от того, знает она его или нет. Таков ее безопасный способ внушения мне, что она, по меньшей мере знает о текущих событиях в классе. Когда кто-либо отвечает правильно, Эмили с жаром кивает. Иногда она даже осмеливается что-то добавить, хотя лицо ее и голос показывают, что она считает это рискованным. Интересно также отметить, что она не поднимает руку, пока кругом не замаячит как минимум дюжина других рук” Стр. 39
Джон Холт “Причины детских неудач”

Взрослая интерпретация такого приема может выглядеть еще следующим образом. Например, на совещании поочередно высказывают мнение о какой-то идее и один из участников совещания говорит “Другие участники уже все высказали, я думаю также как и они”. В таком случае можно попросить человека повторить, а затем задать ему уточняющие вопросы. Есть вероятность, что у него созреет свое мнение и он разговорится. Или признается, что не слушал.

Невнятный ответ

“Педагог предположит, что любой похожий на верный ответ и означает правильное решение. Поэтому лучший шанс для не уверенного в ответе ученика – в том, чтобы пробормотать его. Если он не уверен, пишется ли в слове “а” или “о”, он напишет букву, которую можно принять либо за одно, либо за другое.” Стр 40
Джон Холт “Причины детских неудач”

Вот еще одна вариация такой уловки

“Заставить такого учителя ответить на свой же вопрос – пара пустяков. Нужно лишь пробормотать нечто ужасно искаженное и далекое от францазского языка, чтобы учитель, содрогнувшись, произнес правильный ответ на элегантном францазском. Ученику придется повторить его следом за учителем, но к этому времени худшее для него позади.” Стр 40
Джон Холт “Причины детских неудач”

Я помню свои гибридные буквы “о” и “а”. И уроки английского помню) В университете этот прием перерос в другой: нужно произносить наборы фраз точно относящихся к заданной теме. Часто преподаватели не заботились о понимании своего предмета, поэтому чем больше назовешь фраз близких к теме, тем больше вероятность оценки. Часто прокатывало) Я тогда не думал, что обманываю не преподавателя, а себя… Как сейчас с этим бороться? Уточнять и переспрашивать. Я делаю это по отношению к другим и по отношению к себе.

Прочитать ответ по лицу

Существует множество испытанных школьных стратегий типа “скажи и посмотри”, когда ученик начинает произносить слово, пристально изучая лицо учителя, чтобы догадаться, на верном он пути или нет.” Стр. 44
Джон Холт “Причины детских неудач”

Мне кажется, из таких детей вырастают цыгане-гадалки.

В жизни работает и другая модификация этой уловки. Наверняка, вы встречали таких людей. Когда они чего-то не знают, то начинают мямлить что-то типа “Ну как его… Крутится на языке… Ну ты же помнишь… вот…” и так может продолжаться, пока вы сами не ответите на вопрос. После этого собеседник торжествующе говорит “Да, да! Вот именно это я и хотел сказать!”.

Есть что-то забавное в том, чтобы дать такому человеку “насладиться” своей уловкой сполна)) Нужно просто взять себе за правило ни за что не подсказывать и терпеливо любоваться, как хитрец изображает плохую память вместо того, чтобы честно признаться в незнании.

Просто подождать

“Заметив, что кто-то занимается посторонними делами, он приказывает им прекратить отвлекаться. Дети знают, что им необходимо лишь немного подождать, пока он продолжит ведение урока.” Стр. 56
Джон Холт “Причины детских неудач”

Мне кажется, можно даже не комментировать.

Давай попроще

“Я задавал вопрос за вопросом, но наталкивался на молчание. Она ничего не говорила, ничего не делала, лишь сидела, уставясь на меня через очки, и ожидала. Каждый раз мне приходилось придумывать все более легкий и четкий вопрос, пока я наконец не нашел настолько легкий, что она смогла спокойно ответить на него. Так мы и двигались, дюйм за дюймом, пока я вдруг, глядя на Рут в ожидании ответа, с испугом не заметил, что она вовсе не озадачена моим вопросом. По сути, она над ним даже не думала. Она хладнокровно оценивала меня, испытывала мое терпение, ожидая очередного, наверняка еще более легкого, вопроса. Я понял: она меня провела! Девочка научилась заставлять меня работать за нее, точь-в-точь как научилась принуждать всех своих прежних учителей поступать так же.” Стр. 64
Джон Холт “Причины детских неудач”

Корчить из себя дурачка бывает очень выгодно, если не хочется ничего делать. Можно говорить, что не понимаешь вопроса, можно говорить что не понимаешь задачу, можно говорить, что не понимаешь что делать и ждеть. А еще можно пожаловаться, но сложную проблему и подождать пока ее решат за вас. Не помню в какой книге прочитал эффективный ответ для таких случаев: “Интересно, и как же ты с этим справишься?” или “Что ты будешь делать, чтобы понять?”.

Притвориться окурком

“Пат, Рэйчел и некоторые другие ребята также не имеют ни малейшего понятия о цели игры и мечтают лишь о том, чтобы над их вопросом не смеялись. Джесси пользуется дополнительной уловкой. Она просто отказывается задавать вопрос, говоря, что пропускает свою очередь, и выглядит при этом весьма самодовольной.” Стр. 86
Джон Холт “Причины детских неудач”

Мне несколько раз в жизни приходилось видеть, когда люди просто молчат и никак не реагируют на вопрос. Смотрится странно. Возникает вопрос о психическом здоровье человека. Есть более мягкий вариант такой уловки – смена темы. У моей знакомой есть дочь 4 лет. Когда она не хочет отвечать на вопрос – просто начинает говорить о чем-то другом. И думает, что взрослый не заметит) Похоже, взрослые, общаясь со взрослыми, часто тоже так думают.

P.S. Еще мне понравилась вот эта цитата:

“Суть в том, чтобы превратить “я не могу” в “я могу и добьюсь успеха”” Стр. 107
Джон Холт “Причины детских неудач”

Джон Холт говорит, что этого нужно добиться у детей. Но многим из нас тоже не помешало бы руководствоваться этим убеждением.

Вообще, рекомендую всем прочитать эту книгу, даже если у вас нет детей. Она помогает понять людей, которые нас окружают, потому что многие из них так и не переросли детские привычки.