Степан Петросян (психолог, «музыкант-эзотерик»)

Текст сообщения Степана:

 

Володя привет! Благодарю за контакт!
миф и наука друг другу не противоречат. метафора и уравнение не мешают друг другу сосуществовать
ты принимаешь только науку за доказательство? а музыку в качестве доказательства не пробовал? а поэзию, прозу, живопись?
Религиозные системы, эзотерические концепции, атеизм академической науки — всё это является инструментами калибровки умственной деятельности и мировоззрения. Было бы заблуждением считать атеизм отсутствием веры в Бога. Атеизм это способ работы с информацией и материей, когда высшая причинность исключается из расчетов. Иначе невозможно сделать точное вычисление, ведь Абсолют трансцендентен: в Нём всё равно одному и даже бесконечность равна единице.
всё стремится к смысловой целостности. множества слагают единство: клетки складывают организм, деревья – лес, люди — человечество, планеты – солнечную систему и тд
а что касается бесконечности? почему она не может быть целым? есть ли что-то более величественнее и гармоничнее такого понимания бесконечности? на мой вкус – нет ничего прекраснее. это не наука. это поэзия. но она ближе к реальности»

Мистицизм – Губский 1994г. — склонность к неопределенному, неточному мышлению – в тех случаях, когда речь идёт о вещах нематериальных.

Мистицизм  – Ожегов.1996г. – вера в божественное, в таинственный,  сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним.

Мистицизм – Даль – наклонность к таинственному толкованию и обрядливости.

Мистицизм – Фил. Сл. 1901г. – есть нечто алогичное, не разложимое, не поддающееся строгому анализу; поэтому в науке мистика не допустима. Так как мистика учит интуиции и предпочитает интуицию рассудочным категориям, интуиция же находится во внутреннем опыте, то отсюда легко поставить внутренний опыт, как источник знания, выше авторитета церковного учения; если к этому прибавить чувство любить выражаться в образах и картинах. Представляющих простор фантазии, то указанные две черты: слишком высокое значение, придаваемое личному внутреннему опыту и преобладание чувства над рассудком и являются характерными для мистических учений в философии и в различных еретических сектах. Теоретическое и практическое направление мистики, представляют иногда странные уклонения от здравого смысла: первое (Теоретическое) впадает в дикие, не на чем разумном не основанные построения фантазии, второе (практическое) иногда кончается проповедью безнравственности.

«Вступать в спор с человеком страдающему поверхностными суждениями и любовью к бессодержательным спорам, очень неблагоразумно. Так как он никогда не постарается вникнуть в слова другого человека, а будет считать только, что его не оценили, между тем как такая привычка развязно судить обо всем иногда остается на всю жизнь». 198 Алферов А.Д. Родной язык в средней школе. Москва 1911г

«Доказательством в узком смысле слова служит цитата, конкретный пример или факт, подтверждающие тезис». стр.35 Н.В. Колокольцев Обучение изложению и сочинению на уроках литературного чтения. Москва 1955г.

 «Указывая источники, вы даете возможность другим участникам оценить качество информации, которой вы поделились. 79

Включение ссылок на источники увеличивает доверие  к вам. К тому же, цитаты из источников будут бесспорным свидетельством глубины проделанных вами исследований. Отсутствие ссылок на источники, особенно, когда вы представляете информацию, которая предназначена доказать спорное положение, будет неэтичным. Не забудьте упомянуть источники вашей самой важной информации». 214 Р. и К. Вердербер. Общение. Психология общения. СПб 2003г.

 

Степан: «метафора и уравнение не мешают друг другу сосуществовать»

Метафора — ЕфремовойОборот речи, заключающийся в употреблении слов и выражений в переносном значении для определения предмета или явления на основе аналогии, сравнения или сходства (в литературоведении).

Речь шизофреника богата метафорами». 91

Грегори Бейтсон. Шаги в направлении экологии разума. 1972 г Москва 2005 г

 

«Рассуждение по аналогии представляет собою рассуждение уже гораздо более высокого порядка. Оно является главным логическим орудием ребёнка и первобытного человека». 25

Т.А, Рибо Эволюция общих идей. 1898г Москва 2004г

 

«Метафизики никогда не обходятся при доказательстве без помощи аналогий, держащихся на чисто-субъективных основаниях». 142

В. Лесевич. Что такое научная философия. С-Петербург 1881г

 

Логический словарь. 1975 г

«Аналогия. Классики марксизма-ленинизма широко использовали в своих трудах умозаключения по аналогии. (метафоры)

Значение вывода по аналогии Энгельс показывает на примере исследований гомологических рядов соединения углерода.

Аналогия, так же как и другие формы умозаключений индукция и дедукция неразрывно входит в единый мыслительный процесс. Она тесно связана с ними и не может существовать без непрерывного взаимного дополнения и взаимодействия с другими умозаключениями. Аналогия имеет определенную познавательную ценность. В процессе такого умозаключения получается вероятное знание, но это вероятное знание несет в себе нечто новое, помогающее нам разбираться в окружающей обстановке и предвидеть направление развития данного явления или события.

Но как бы ни было значительно найденное нами сходство признаков двух вещей, выводы в умозаключениях по аналогии всегда бывают только вероятны. Выводы по аналогии использовать можно и нужно, но они не должны являться единственным источником нашего знания объективного мира. При этом данные любой, самой верной аналогии должны проверяться на практике».

 

Логический словарь. 1997 г

«Аналогия всегда является попыткой продолжить «сходство несходного», причем продолжить его в новом, неизвестном направлении. Она не дает достоверного знания: если посылки рассуждения по аналогии истинны, это еще не означает, что и его заключение будет истинным. От аналогии встречающихся в художественной литературе, точность вообще не требуется, у них иная задача, и оцениваются они по другим критериям, прежде всего по силе художественного воздействия.

Аналогии были обычны в средневековом мышлении, на них опираются магия и всякого рода гадания и прорицания.

Аналогия обладает слабой доказательной силой.

Аналогия широко используется также в обычной жизни, в моральном рассуждении,  в идеологии, утопии».

 

«Невротик постоянно пребывает в чувстве неуверенности. Отсюда вытекает его «аналогическое мышление», сильнее и отчетливее становятся его попытки решений по аналогии со старым опытом. 55

«Образный метод нашего мышления, привыкший использовать аналогии…» 82

Галлюцинаторная способность нервнобольных – особый случай защитного механизма. Функция и задача галлюцинаций – проложить через аналогии путь к вершине от простого подходящего опыта… 112 Альфред Адлер. О невротическом характере. 1912г Москва 1997г

 

«Даже когда мы приходим к самому несовершенному рассуждению из всех, — к рассуждению по аналогии …» 66

Герберт Спенсер. Основания психологии. 1857 г С-п 1897 г

 

С аналогией закончили, переходим к поэзии, живописи, музыке…

«Всякое доказательство должно даваться, исходя от чего-нибудь, по отношению к чему-нибудь и для обоснования чего-нибудь. Все доказывающие науки применяют аксиомы». 49 Аристотель Метафизика Москва 1934г

«Спорить с больным относительно его бреда – это всё равно, что пытаться вычерпать океан поварёшкой». 77. Э. Фуллер Торри. Шизофрения: книга в помощь врачам, пациентам и членам их семей. 1983г. С-Петербург 1996.

Бред — -а, о бреде, в бреду, м. 1. Симптом психического заболевания — расстройство мыслительной деятельности (спец.). 2. Бессвязная речь больного, находящегося в бессознательном состоянии.

Степан: Иначе невозможно сделать точное вычисление, ведь Абсолют трансцендентен: в Нём всё равно одному и даже бесконечность равна единице.всё стремится к смысловой целостности. множества слагают единство: клетки складывают организм, деревья – лес, люди — человечество, планеты – солнечную систему и тд. А что касается бесконечности? почему она не может быть целым? есть ли что-то более величественнее и гармоничнее такого понимания бесконечности? на мой вкус – нет ничего прекраснее. это не наука. это поэзия. но она ближе к реальности

«одним из главных признаков вырождения является мистицизм.

Для такого больного или полубольного разумное доказательства не имеет силы. Он не останавливается ни перед противоречием, ни перед насмешкою, ни перед презрением; он относится равнодушно к мнению большинства; факты, которые ему неудобны, он не замечает или даёт им такое толкование, что они, по-видимому, подтверждают его галлюцинацию; препятствия его не устрашают. Потому что ни самостоятельность, ни совесть не препятствует им с чисто ремесленным рвением подражать новому образцу, доводя его до пошлости.стр 42

Мистицизм означает такое состояние души, когда человек воображает, что он может уловить или угадать неизвестные и непонятные отношения между различными явлениями, открывать в предметах указание на тайны и видит в них символы, посредством которых таинственная сила старается раскрыть или отметить многое чудесное, что мы, по большей части, тщетно силимся разгадать.стр. 43

Туманному мышлению мистика соответствует и неопределенная его речь. Содержанием слова, даже самого отвлеченного, служит конкретное представление или же понятие, основанное на общих свойствах представлений, имеющих конкретное происхождение. Для представления бесформенного, туманного ни на одном языке нет слова.

Мнимая же глубина мистика – не что иное, как мрак, который также производит впечатление глубины, потому что границы невидны. стр 43

Мистицизм по большей части имеет ясную эротическую окраску и что мистик, когда он разбирается в своих туманных представлениях, постоянно склонен придавать им эротическое содержание.

Деятельность нормального мозга определяется законами логики и строгим контролем внимания. Она направляется на данный предмет, разрабатывает и исчерпывает его. Нормальный человек может рассказать, что он думает, и его рассказ имеет начало и конец. Мистик мыслит лишь по законам ассоциации идей, не подвергая её контролю внимания. Мысли у него разбегаются. Он никогда не может в точности сказать, о чём он думает: он может лишь указать на эмоцию, подавляющую его сознание. «Мне грустно», «мне весело», «я нежно настроен», «я боюсь» — вот всё, что он может сказать. Его мысль наполнена расплывающимися облачными представлениями, получающими окраску от господствующей эмоции подобно тому, как черный дым, окружающий кратер вулкана озаряется пламенем, пылающим внутри горы. стр. 58

Мистик всецело находится под властью болезненной деятельности половых нервных центров. стр. 123

Мистический ум соединяет взаимно исключающие друг друга представления, для него логика не существует, он объединяет частности, совершенно противоречащие друг другу. стр. 124

мистицизм и эротика идут всегда рука об руку у выродившихся субъектов,… стр.125

…музыка – род искусства, менее всего требующий рассудочной деятельности. стр. 126

Потребность верить в чудесное почти неизбежна у слабоумных». Макс Нордау. Вырождение. (1893г.) Москва1995г. стр. 127

 

 

Степан: ты принимаешь только науку за доказательство? а музыку в качестве доказательства не пробовал? а поэзию, прозу, живопись?

«Размышление не может доставлять более приятных ощущений, во-первых, потому, что для среднего организма оно слишком тяжело и затруднительно, во-вторых, потому, что оно не возбуждает весёлой игры сознания, называемой фантазией, в третьих, потому что, с первого взгляда, организму оно не представляется важным и существенным, так как он по опыту знает, что существовал до тех пор и без него; важность и польза размышления лишь тогда обнаруживается, когда организм убедившись в его преимуществах, находит повод часто повторять его; но в таком случае, оно быстро организуется и превращается в эмоцию. 138

Вся поэзия и её влияние покоятся на этом основном различении между эмоцией и размышлением. 139

Содержание поэзии составляют общечеловеческие отношения, условия и страсти, стало быть, часто повторяемые, сделавшиеся автоматическими, организованные действия; поэзия, проистекает из эмоции и возбуждает эмоцию.

…поэзия сохраняет мировоззрение младенческого периода нашей цивилизации.

Поэзия есть эмоция; превращать ее в размышление значит то же, что превращать сновидение в живую действительность. 139

Религиозные, мистические соединяются с эмоциональными представлениями. 140

Дети обладают почти исключительно эмоциями, но не размышлениями. 141

Душевные болезни проявляются прежде всего в легкости изменения эмоций.

Живопись представляет собою чисто эмоциональное искусство, а не мыслительное. 167

Эмоциональный средний человек, со своим автоматически работающим мозгом, приходит в недоумение при виде явлений, не соответствующих его унаследованным и организованным представлениям. 190

Эмоция – происходит автоматически, по унаследованной привычке, сделавшейся органической, без вмешательства мышления, которое обо всех процессах в низших центрах имеет лишь неясное полусознательное представления, неопределенное предчувствие. Эти процессы, протекающие вне сознания, суть именно эмоции. Поэзия, музыка, изящные искусства не имеют других задач, кроме воспроизведения эмоций. 194

Если произведения поэзии, живописи и т.д. не возбуждает в нас эмоций, то мы не признаем его художественным, хотя бы наш рассудок считал его умно задуманным, хотя бы мы осознавали, что на него потрачено много труда и искусства, что поэту или художнику пришлось бороться с огромными препятствиями при его создании. Таким образом, влияние художественного произведения основано на автоматической деятельности наших центров. 195

Эмоциональные натуры определяют достоинство гения, сообразно эмоциям, которые он в них вызывает. Такие натуры неспособны к своеобразному, индивидуальному мышлению, тогда как автоматическая, организованная мозговая деятельность может быть у них прекрасно развита. Их сознание наполнено не ясными представлениями, но повторными, слабо очерченными, смутными образами, в форме которых сознанием воспринимается автоматическая деятельность мозговых центров. Настоящий, то есть мыслящий гений требует от их высших центров сознательной, не организованной, не унаследованной работы, но они не могут дать её. Таким образом, гений мысли для них вовсе не существует. Наоборот, эмоциональный псевдогений возбуждает автоматическую деятельность их центров и потому ими воспринимается; это для них источник ощущений, а так как люди судят о жизни по количеству ощущений, то эмоциональный гений является для них прямо-таки великим сеятелем жизни. Вот почему женщины (а также и мужчины, отличающиеся одинаковым с ними умственным развитием) всегда ставят художника выше мыслителя или исследователя, а среди художников первое место отводят, конечно, музыканту, потому что эмоции, вызываемые у них музыкой, вместе с тем возбуждают их половые центры, а вследствие этого являются самыми глубокими и приятными. Живописец и даже актер, в свою очередь, займут у них весьма почетное место; первый потому, что его искусство не вызывает в них никакой рассудочной деятельности, и потому они могут наслаждаться им, нисколько не утруждая своей мысли. Поэтому эмоциональные натуры, следовательно, прежде всего, опять-таки женщины, будут ценить лишь постольку, поскольку его деятельность носит чисто эмоциональный, а не мыслительный характер; таким образом, лирический поэт будет стоять выше эпического. 203

Впечатлениями красоты будут все те впечатления, которые каким-либо образом, непосредственно или посредством ассоциаций идей, возбуждают высший половой центр в головном мозгу. 284

Среди миллионов людей только единицы мыслят самостоятельно и перерабатывают чувственные впечатления в оригинальные представления; миллионы же мыслят о том, что было раньше придумано и что становится доступным для них исключительно благодаря языку». 352 Макс Нордау. Парадоксы. (В поисках за истиной.) СПб 1902г

 

Степан: Религиозные системы, эзотерические концепции, атеизм академической науки — всё это является инструментами калибровки умственной деятельности и мировоззрения. Было бы заблуждением считать атеизм отсутствием веры в Бога. Атеизм это способ работы с информацией и материей, когда высшая причинность исключается из расчетов. Иначе невозможно сделать точное вычисление, ведь Абсолют трансцендентен: в Нём всё равно одному и даже бесконечность равна единице.

«Поэтому «Религиозный человек постоянно находится в состоянии физического возбуждения, с которым он вынужден вести непрерывную борьбу. Он не только лишен земного счастья, но даже не испытывает стремления к нему.

Мистицизм представляет собой не что иное, как бессознательное стремление к оргазму. 176.

Все формы религиозного мистицизма означают невежество и ограниченность.  179.

Мистицизм держит народные массы в слепом повиновении. 180.

Неудовлетворенная сексуальность легко превращается в гнев. 287.

Все формы религиозного мистицизма означают невежество и ограниченность.  179.

Мистические настроения исчезают в той мере, в какой исчезает страх перед сексуальностью и старым родительским запретом на сексуальность». 188.

В. Райх. (1897-1957) Психология масс и фашизм. С.-П 1997

«Мистическое уважение – показатель мышления, сформированного не кооперацией, не сотрудничеством между равными, а взрослым принуждением. Кооперация может возникнуть лишь между равными. Поэтому подчинение маленьких правилу больших совершенно не влечёт за собой кооперации в действии: оно приводит к чему-то напоминающему смутное мистическое чувство коллективного участия, которое, как многие мистические ощущения, идёт в ногу с эгоцентризмом». стр.106 Жан  Пиаже. «Речь и мышление ребёнка», «Суждение и рассуждение ребёнка».

«Но что касается многих из тех, кто называют себя эзотериками, ты можешь увидеть, что человек обращается к эзотерическому в тот момент, когда увиливает от какой-нибудь совершенно естественной обязанности, обычно это забота о ребёнке. Чем больше они уклоняются, тем дальше уходят от реальности». 156.

(Эзотерический – предназначенный только для избранных, для специалистов и понятный только им.

Эзотерическое учение – тайное учение – учение масонов, теософов и антропософов.

Теософия – божественная мудрость, идеи современного христианства. Гунтхард Вебер Кризисы любви.. Москва 2002г

«Итак, люди, составляющие толпу, ведомы беспредельным воображением, возбуждены сильными эмоциями, не имеющими отношения к ясной цели. Они обладают удивительной предрасположенностью верить тому, что им говорят. Единственный язык, который они понимают, — это язык минующий разум и обращенный к чувству». 60 Серж Московичи. Век толп. 1981 М 1996

«Безусловный приверженность какой-либо религии – это не просто интеллектуальное самоубийство, это положительное проявление неверия, потому что ум фанатика полностью закрыт для новых возможностей видения мира, тогда как подлинная вера, прежде всего, подразумевает доверие, открытость неизвестному». 21. Алан Уотс. Книга о табу на знание о том, кто ты есть. 1966г. Киев 1995г.