Суть обиды

Обида
Обида всегда возникает из-за того, что наш прогноз поведения человека не соответствует его поведению его поведению в действительности. Но на чем основан этот прогноз? Конечно же на нашем опыте общения с этим человеком. Нам кажется, что после добрых слов в адрес этого человека, после какого-то подарка или просто ласкового взгляда он должен ответить тем же или расплатиться вдвойне, навсегда став доброжелательным и преданным другом. Иначе говоря, модель поведения другого человека выстраивается на основе моего представления об этом человеке.
Но ведь мое представление о нем вовсе не обязательно совпадает с его представлением о себе. У человека есть собственная точка зрения. Но она во внимание не принимается. Более того, обижаясь на человека, я как бы исключаю даже вероятность того, что у него есть своя точка зрения, своя логика поступков, одним словом, индивидуальность.
Человек должен поступать так, как хочу я. Если он не делает этого, то я воспринимаю это как тяжелую обиду или даже оскорбление. Возникает желание компенсировать это чем-то, например, тоже обидеть этого человека или наказать его как-то.
А если я обижен не на одного человека? Ведь часто так и бывает – мы слышим: “он очень обидчивый”, “она обиделась на весь свет”. Если я нахожусь в таком состоянии, это значит, что я признаю лишь собственную точку зрения, отказывая людям в том, что у них есть свой взгляд на проблему. Таким образом вариант компромисса для меня исключается. Такой эгоцентрический взгляд на жизнь неизбежно ведет к постоянному душевному дискомфорту, к разочарованию.
Итак, если разъять обиду по методике профессора Орлова, то обнаружится, что состоит она из трех элементов:
  1. мой прогноз поведения человека;
  2. его реальное поведение;
  3. несовпадение реального поведения с ожидаемым – моя неудовлетворенность.
Что же делать? Ведь невозможно же вообще не прогнозировать поведение человека, с которым общаешься.
Орлов полагает, что при прогнозировании чьих-то поступков не следует создавать для себя жесткую модель поведения этого человека, а стоит представить себе несколько вариантов того, как человек может поступить и все эти варианты принять как вероятные. Только в этом случае прогноз может быть объективным, а разрыв между ожиданием и совершившимся – минимальным. А значит, не будет и оснований для обид.