«Логика и жизнь» М. Литвак, Н. Епифанцева, Т. Лихачева (критика)

К сожалению, Михаил Литвак умер и мы не смогли направить ему критику книги «Логика и жизнь». Но Наталье Епифанцевой и Татьяне Лихачевой мы ее отправили. И вот ответы, которые получили:

А вот сам текст критики:

М.Литвак. Логика и жизнь. Ростов-на-Дону. 2016 г. (Критика)

Начнём с авторитетного Литвака? У него 5 миллионов издано книг. Он довольно известный психотерапевт, член-корреспондент. Такой тираж свидетельствует о популярности. И власть его признала, присвоив член-корреспондента, и Европа.

Получается, что Литвак, член-корреспондент, посчитал основной закон науки необязательным. Отверг науку. Что же это за «член»

Я точно не помнил цитату Литвака (Я всегда цитирую авторов. Но всё равно слушатели автором мысли считают того, от кого это услышали) и   полез в книгу, чтобы найти её. Я читал книгу «Логика и жизнь» года четыре назад, а тут обратил внимание, что Литвак не мог написать «Логика и жизнь», потому что в ней в основе лежит ленинская теория отражения! Никак не ожидал от него такого. Но может его подставили? Может, чтобы книга лучше продавалась, Епифанцева Наталья Геннадьевна и Шафранова Татьяна Юрьевна подписали его фамилию в начале. Дедушке ведь было 78 лет в 2016 году. Но это четвёртое издание. Наверное, за него всё написали, а он подмахнул не глядя. Жалко, что теперь не узнать правды.

Ведь что ожидать от Епифанцевой Натальи Геннадьевны, если она в предисловии пишет: «Но раньше я не замечала … …довольствовалась узким готовым мнением теряла промежуточные звенья на пути от фактов к выводам и чувствовала себя при этом отвратительно. Теперь конкретность мышления, умение видеть закономерности и их нарушения стали моим стилем». 10

Плохо без логики.

У нас по приказу были уничтожены дореволюционные библиотеки и логика запрещена для преподавания. Да, да! Запрещена. Приказ от 1947 года: «Запретить преподавание логики». Учебники логики у нас есть. Преподают. Так учебники переписаны, начиная с 1949 года. Сейчас переиздаются дореволюционные учебники логики. Так кто же их будет читать!

Литваку попался в буке учебник логики Челпанова за 1912 г. С помощью этого учебника – пишет Литвак – ему удалось разобраться, что же такое логика. Две его ученицы переписали, с помощью конкретного мышления, логику Челпанова, но на основе марксистско-ленинского учения. Ведь им «не нужно было специально учиться мыслить». стр.31 в «Логика и жизнь»

Вот ответ Шафрановой Татьяны Юрьевны: «Открыла файл. Спасибо за такое пристальное внимание к книге! Но смысла в «критике» не поняла. Я могу воспринимать мнения от профессионалов, которые работаю в теме. И если Вы тоже психолог и преподаёте логику эмоций, то можно было поговорить. А если нет – то нет».

А это от Епифанцевой Натальи Геннадьевны: «Добрый день! Перешлите, пожалуйста, в тексте сообщения. Я не открываю файлы от незнакомых отправителей, там бывают вирусы».

Ну не открывает она файлы. Везде вирусы! Не повезло мне! Зря старался.

Книга интеллекта вам не добавит, но научит им пользоваться, и вы станете более разумными, чем были. стр. 3

«За последнее время, в связи с политехнизацией школы,….»

Н.В. Колокольцев. Обучение изложению и сочинению на уроках литературного чтения. Москва 1955г.

«Отделение гуманитарного образования от профессионального и технического началось еще в античной Греции. Причина очевидна – разделение общества на классы: тех, кто должен трудиться ради пропитания, и тех, кто свободен от такой необходимости. Техническое образование не требует интеллекта и не поощряет его». 230
«Тем кому выпало на долю зарабатывать себе на жизнь в качестве наемных рабочих, будет даваться так называемое профессионально-техническое образование, в процессе которого повышается их техническая эффективность».
«Тем кому выпало на долю зарабатывать себе на жизнь в качестве наемных рабочих, будет даваться так называемое профессионально-техническое образование, в процессе которого повышается их техническая эффективность». 287

Джон Дьюи. Демократия и образование. 1916г. М. 2000г.

Логику преподавали только на юридическом факультете университета, учебники достать было трудно, а и понять что-то, используя эти книги, было практически невозможно. Но кто ищет, тот всегда найдёт. Так мне попался в букинистическом магазине «Учебник логики» 1912 года издания профессора Г.И. Челпанова. С помощью этого учебника мне удалось разобраться, что же такое логика. Она меня очаровала. И я был в восторге от Аристотеля, который так разработал этот предмет, что последующие три тысячи лет добавить что-либо трудно. (Аристотель 384-322 до Р.Х. 2016+384 = 2400 лет. Это мелочь. Подумаешь ошибся на 600 лет. Вот дальше будут ошибки – уже не мелочь! — примечание БГ) В 4 веке н.э. был описан врачом Галеном четвертый закон логики. (закон достаточного основания, нужный для доказательства.  Но это мелочь. Зачем нам что-то доказывать! Можно и обойтись — примечание БГ) Об этом законе писал Шопенгауэр, но, в принципе, без него можно и обойтись.

«Установление причинной связи есть одна из задач наук о природе. Такую же задачу поставляет и психология, то есть она желает определить причинную связь между психическими явлениями». 5

Челпанов. Психология. 1918 г

Моё очарование этим предметом я старался передать тем, с кем общался, в результате приобрёл репутацию человека странного, и круг моего общения резко сузился. Но совсем без общения я не остался. Отгадайте, какие люди остались возле меня? Правильно, умные! 5

Логика является необходимой составной частью рациональной психотерапии, которая состоит из двух этапов. 5

На первом этапе пациенты изучают формальную логику, а потом, используя знания её законов, находят противоречия в своих рассуждениях, понимают, что ничего опасного в их болезнях нет, и успокаиваются без лекарств.

Среди моих учеников и подопечных появились и такие, которые заинтересовались изучением логики, и у них успехи в бизнесе и на личном фронте просто фантастически прогрессировали. 6

«Невежество – это думать, что ты знаешь то, чего на самом деле ты не знаешь». Платон 11

…личность закладывается в те годы, когда мышление еще не может критически оценивать поступающую информацию. 13

Выручить может только развитие мышления. 14

Пока мы не осознаем, как мы мыслим, из чего исходим в своих размышлениях, на нас работает неквалифицированный специалист. 14

Кто придумал законы логики? Да никто не придумал. Они существовали всегда. И когда появился человек разумный, то создались условия для их проявления. А потом люди их открыли и описали, так же как все остальные законы природы. 15

«Законы логики представляют собой объективные, не зависящие от человека связи между мыслями, например, между высказываниями, обусловленные их логическими содержаниями. Сами эти логические содержания являются отражением в мышлении некоторых наиболее общих сторон и аспектов, связей и отношений реально существующих». 30

Войшвилло. Логика. Москва 2010 г

«Предмет логики, как особой науки – язык. Цель логики – описать эти явления своими средствами и установить правила обращения с ними. Особенность логических правил заключается в том, что они не открываются людьми в окружающем их внешнем мире, а изобретаются вмести с изобретением и прогрессом языка». 19

Александр Зиновьев. Фактор понимания. Москва 2006 г.

Логика – инструмент каждой науки. 16

Психология изучает мышление, она рассматривает, как осуществляется мышление, изучает мышление как один и психических процессов. Логика изучает условия, при которых мысль может быть правильной. 16

Как вы понимаете правильное мышление? Это мышление, отражающее реальность, истину суть вещей и рассматривающее явления системно. 17

«Что является реальной действительностью?
Вам конечно, ясно, что точное определение смысла понятий – это очень важно. А так как вы хотите научиться изменять действительность, то вам необходимо сформулировать определение действительности.
После того как сам определишь значение какого-то понятия, полезно обсудить его с другими. Но часто оказывается так, что рядом никого нет. Тогда другое мнение можно узнать, если порыться в книгах, словарях.
Действительность.
То, что и реальность.
Философское – реальность в отличие от возможного и от мнимого. Существующее независимо от желаний и представлений есть действительное.
Прежде чем мы с вами начнем размышлять дальше, задумаемся над тем, над чем обычно не принято ломать голову! В большинстве случаев мы бессознательно, автоматически исходим из того, что:

…существует одна-единственная действительность;

 …мы, само собой разумеется, ее знаем;

…если кто-то смотрит на вещи иначе, то он (мы делаем этот вывод чисто автоматически) неправ.

Из этих посылок следуют определенные образцы нашего поведения, как, например, неприятие высказываний, которые не соответствуют нашим представлениям о действительности (или нам кажется, что они не соответствуют). И как же часто раньше вы говорили (или думали):

Но ведь это неправильно!

Нельзя же так узко смотреть на вещи

Это не соответствует действительности.

Но задумайтесь, пожалуйста, над тем, что…

Этого не может быть!

Вот это прекрасно (ужасно)!

И тому подобное…

Но так как действительность (реальное положение) является основой вашего успеха (или неуспеха), вы должны составить себе ясное представление о ней. Поэтому сейчас мы сформулируем вопрос по-другому: может ли действительность существовать независимо от нашего восприятия? 14

Вопрос о действительности тесно связан с проблемой ее восприятия. Эта проблема с давних времен приковывала внимание философов. Они размышляли о том, что является действительным (этим занимается онтология), и задавались вопросом, как что-то становится действительным (имеющим те или иные свойства) (так называемая эпистемология – учение о познании). 15

В.Ф. Биркенбиль. Как добиться успеха в жизни. Москва 1992г

Онтология — философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существует в единстве с теорией познания и логикой.

Толковый словарь Ожегова

Эпистемология – теория познания.

Словарь иностранных слов (в словаре ожегова нет такого слова)

Человек может узнать лишь то, что сообщают ему его органы чувств.

Биологический фильтр связан также с особенностями отдельного человека. Если кто-то дальтоник, слеп, глух или просто тугоух, то он не сможет воспринимать отдельные части окружающего мира  или же будет воспринимать их не полностью.

На биологический фильтр оказывают также влияние физиологические процессы. Больной или переутомленный человек более лимитирован в восприятии действительности, чем тот, кто полон сил и энергии. Если же человек будет воспринимать мир через «черные очки» гормонов стресса, то он будет видеть совсем другой мир, чем, например, влюбленный, который, как известно, смотрит через «розовые очки». Объединяя все аспекты биологического фильтра, я обозначаю их как био-логику. Она в значительной степени ограничивает нашу способность воспринимать действительность.

Если бы био-логика была единственным фильтром, который ограничивает наше восприятие, то тогда все люди должны были бы воспринимать действительность почти одинакова. На самом деле это не так.

Вы выхватываете из действительности (то есть воспринимаете) только то, что в данный момент является для вас важным.

Кроме биологического фильтра, имеется еще и психологический. 17

Понять можно только то, что известно. Всякая попытка воспринять то, что вам неизвестно, выливается в учебную ситуацию. Вы напоминаете ребенка, которому это нечто встречается впервые в жизни, а чем богаче ваш опыт и полученные впечатления, тем больше аспектов существующей действительности вы можете воспринять и учесть. Кроме того, вы лучше будете понимать других людей, когда они будут говорить о своих ситуациях. 19

Наш мозг не всегда точно может отличить сущее от мнимого, обусловливает далеко идущие последствия, в особенности если вы автоматически (бессознательно) исходили из того, что человек точно знает, что действительно и что не является таковым.

ЗАПОМНИТЕ: не только ваша способность к восприятию изменяется позитивно или негативно при взгляде на действительность через «очки» психо-логики но и ваше поведение. 20

Действительность в большой степени зависит от нашего восприятия. А восприятие в свою очередь зависит от определенных психологических факторов, большое место среди которых занимают и наши программы. Они в огромной степени определяют, что мы вообще воспринимаем и как мы воспринимаем нечто! 21

Если вы полагаете, что можете максимально объективно оценить какую-то ситуацию, осознаете ли вы, что и в данном случае руководствуетесь уже заложенными программами? 22

 Если вы согласны с тем, что действительность, в которой вы живете, вы создаете сами, то возникает чувство, что вы сможете мотивировать другого человека, изменить его позицию. Но для этого вам надо выйти за границы своего «круга» Возникает новая модель мышления, которая меняет наше отношение к человеку, которого мы хотим мотивировать. 75

«Если подходить хронологически, то в мозгу есть очень старые, древние участки. Те самые, которые мгновенно переключаются на борьбу или бегство, если мы находимся в состоянии стресса.
Они называются РЕПТИЛЬНЫМ МОЗГОМ. Над ним развилась группа участков мозга, которую обозначают как ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. Она среднего возраста. Это своеобразная «резиденция чувств», здесь «производятся» наши чувства. Любое возбуждение органов чувств, которое мы воспринимаем, проходит через эту лимбическую систему, прежде чем наше «сознание» вообще заметит, что мы собираемся что-то воспринимать. Поэтому объективное восприятие, если походить к нему чисто биологически, вообще невозможно.

Если человек находится в ситуации дистресса, то две старые части мозга, сотрудничая, заботятся о том, что человеком овладевают чувства неудовольствия и о выбрасывании в кровь гормонов стресса.
Если человеческий организм переполнен гормонами стресса, то это препятствует возникновению «интеллигентных» реакций, что приводит к блокаде мышления. В этом случае реагирует не интеллигентный (рациональный) ХОМО САПИЕНС, А ГОРМО САПИЕНС
«. 104


В.Ф. Биркенбиль. Как добиться успеха в жизни. Москва 1992г

Что такое мышление с точки зрения психологии? Один из психических процессов. А что такое психический процесс? Всё в мире имеет свойство отражать. Вот я ударила стол, и он отразил мой удар тем, что руке больно, сильнее ударю – будет ещё больнее. Зеркало отражает. А стены отражают? Всё отражает. Каждый предмет отражает в соответствии со своими качествами. Человек помимо физических свойств имеет психические, то есть отражает мир ещё и посредством психики. Таким образом, психический процесс – это процесс отражения мира нашей психикой, то есть нервной системой. 20

«Психику традиционно определяют как свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся а способности отражать через свои состояния окружающий объективный мир с его связями и отношениями. 6

Психика – отражение объективного мира в его связях и отношениях.

 Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (подобно зеркалу или фотоаппарату). Оно сопряжено с поиском, выбором; в нем поступающая информация подвергается специфической обработке. Таким образом, это активное отражение мира, вызванное определенной необходимостью, потребностями; это субъективное избирательное отражение объективного мира. Оно всегда принадлежит субъекту, вне его не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика – это субъективный образ объективного мира, совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта. 6

Объективная реальность существует независимо от человек, она может быть отражена благодаря психике и стать субъективной, психической. Это отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления.

(«Поэтому ощущение в известной степени зависит от состояния субъекта, от состояния и развития как в целом организма, так и его органов чувств, нервной системы и мозга».

О диалектическом материализме. Академия наук. Институт философии. Гос. изд. полит лит. 1953г.)

Субъективная реальность может отличаться либо незначительно, либо весьма существенно от объективной. 7

«Возникший в голове человека образ является только приблизительно верным снимком, копией реального предмета; но этот образ не тождествен предмету, не является абсолютно точным и всесторонним его отражением.

Ленинская теория отражения исходит из признания объективной реальности внешнего мира и приблизительно верного отражения его в голове человека».

О диалектическом материализме. Академия наук. Институт философии. Гос. изд. полит лит. 1953г.

 «Познание есть отражение в сознании человека объективного мира. 129

В основе теории познания диалектического материализма лежит признание того, что внешний мир существует объективно и отражается в человеческом сознании. Это значит, что предметы и явления действительности, их свойства и отношения воздействуют на органы чувств людей, вызывая у них соответствующие ощущения и восприятия, на основе которых люди вырабатывают понятия. Внешний мир, его предметы и процессы являются источником всех наших знаний. 130

Познание – активное и целенаправленное отражение действительности, а не просто пассивное ее созерцание. 130

Как же осуществляется процесс познания? Ответ на этот вопрос дали основоположники марксизма. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, писал В.И. Ленин, — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» Следовательно, процесс познания включает чувственное сознание (живое созерцание) и рациональное познание (абстрактное мышление).  Основой познания является практика. 131

Источником наших знаний ощущения служат благодаря тому, что они представляют собой субъективный образ объективной действительности, чувственный образ свойств предмета. Ощущения субъективны по форме, так как их возникновение связано с деятельностью органов чувств субъекта. Вместе с тем они объективны по своему содержанию, ибо в них отражаются объективные свойства вещей. Сладость как вкусовое ощущение отражает объективное свойство сахара или другого сладкого продукта. Ощущения верно отражают объективно существующую действительность. 132

Идеалисты отрицают, что ощущения могут быть источником достоверных знаний о внешнем мире, давать его объективно верное отражение. Многие буржуазные философы и естествоиспытатели считают, что ощущения отражают не объективные свойства вещей, а лишь изменения, происходящие в органах чувств под воздействием на них предметов. Недоверие к органам чувств как орудиям познания ведет к агностицизму.

132. Ощущения верно отражают объективно существующую действительность, правильно информируют нас о явлениях внешнего мира.

«Основное отличие материалиста от сторонника идеалистической философии, — писал Ленин, — состоит в том, что ощущение, восприятие, представление и вообще сознание человека принимается за образ объективной реальности. Мир есть движение этой объективной реальности, отражаемой нашим сознанием».

Начальный курс философии. Для слушателей школ марксизма-ленинизма. Издание второе, доработанное. Москва 1967г

«18. Коммунистическая партия Советского Союза ведёт последовательную борьбу за перестройку всех отраслей науки на прочной теоретической базе диалектического материализма.

376. Последовательно-материалистическое решение основного философского вопроса имеет исключительное значение для психологии.

391. Понятия, как и ощущения, являются субъективными образами объективного мира.

407. Сила диалектического материализма заключается в точном отражении им объективной реальности, в его жизненной правде.

Истина – это правильное, проверенное практикой, отражение существующих вне и независимо от сознания предметов и явлений природы и общества.

408. Идеалистической «теории символов» Ленин противопоставил материалистическую теорию отражения, отправным пунктом которой является признание существование внешнего мира вне и независимо от отражающего его сознания. Теория отражения исходит из материалистического утверждения о познаваемости мира, из марксистского положения о роли практики – общественно-производственной деятельности людей – как основы познания и критерия истины.

Теория отражения рассматривает ощущения, получаемые от предметов и явлений внешнего мира, как копии, образы этих предметов и явлений.

Теория отражения решает вопрос о содержании и полноте наших знаний, вопрос об объективной, абсолютной и относительной истине.

410. Ленин называет объективной истиной такое содержание наших представлений, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества. (от партии тоже)»

Диалектический материализм. Академия наук СССР. Институт философии. Под ред. Г.Ф. Александрова. М. 1953г.

«303. Сознание есть особое свойство материи, свойство отображения внешних вещей и их взаимосвязей в мыслящем мозгу человека.

332. Сознание человека – это качественно новая форма отражения по сравнению с отражением внешнего мира в мозгу животного. Не говоря уже об абстрактно-логическом мышлении, которое свойственно только человеку, даже ощущения, восприятия, представления человека существенно иные, чем у животных, ибо это осмысленные представления, восприятия, ощущения.

362. Будучи отражением природы и общества, ощущения и понятия являются идеальными копиями материальных вещей и процессов.

Передовая советская наука данными естествознания обосновывает ленинское учение об ощущении как образе объективного мира и полностью опровергает различные идеалистические теории. Наши органы чувств обладают способностью адекватно отражать свойства, качества, присущие самим предметам материального мира.

«Ощущение, — говорит Ленин, — есть субъективный образ объективного мира…». Ощущение есть субъективные образ, поскольку оно происходит в нервной системе конкретно-исторической личности и не существует вне действующего субъекта. Поэтому ощущение в известной степени зависит от состояния субъекта, от состояния и развития как в целом организма, так и его органов чувств, нервной системы и мозга.

362. Будучи отражением природы и общества, ощущения и понятия являются идеальными копиями материальных вещей и процессов.

Возникший в голове человека образ является только приблизительно верным снимком, копией реального предмета; но этот образ не тождествен предмету, не является абсолютно точным и всесторонним его отражением. Если бы наши ощущения сразу и полностью отражали всю сложность материальных процессов, тогда наука была бы не нужна. «Человек, — указывает Ленин, — не может охватить = отразить = отобразить природы всей, полностью, ее «непосредственной цельности», он может лишь вечно приближаться к этому…».

Ощущение субъективно по своей форме, ибо оно является функцией мозга, нервной системы, определенным образом организованной материи. Но содержание ощущения определяется не нервным процессом, происходящим в субъекте, а природой вызвавшей его объективной реальности. Ощущение, будучи субъективным по своей форме, является объективным по своему содержанию, в своем источнике. Ощущение человека содержит в себе в идеальной форме то, что реально находится вне ощущения, что является его объектом, источником его существования.

«Ощущение, будучи образом объективной реальности, дает в основе своей правильное, верное, адекватное отражение объективной действительности, что подтверждается ежедневным жизненным опытом и практической деятельностью людей.

374. Отдельные ощущения, доставляемые различными органами чувств и отражающие различные свойства и качества предметов, синтезируясь в коре больших полушарий головного мозга и связываясь с данными прошлого опыта, превращаются в восприятия, дающие целостные образы предметов.

375. На базе ощущений и восприятий у человека возникают представления, как более сложная форма отражения действительности.

376. Представление является, таким образом, обобщенной формой отражения действительности.

«Быть материалистом, — писал Ленин, — значит признавать объективную истину, открываемую нам органами чувств».

400. Объективная истина есть правильное отражение объективной действительности в человеческих ощущениях, представлениях и понятиях.

Ленинская теория отражения исходит из признания объективной реальности внешнего мира и приблизительно верного отражения его в голове человека. Поскольку человеческие знания правильно отражают существующую объективную реальность, постольку они содержат в себе объективную истину. Каждая научная теория, закон, если они верно отражают объективную действительность, проверены опытом, практикой человечества, являются объективной истиной».

О диалектическом материализме. Академия наук. Институт философии. Гос. изд. полит лит. 1953г.

Психика, с одной стороны – отражение реальности, а вот с другой стороны – «придумывание» того, чего нет в действительности, — порой это иллюзии, ошибки, отражение своих желаний как реальности, представление желаемого как действительного. Поэтому можно сказать, что психика – это не только отображение внешнего мира, но и своего внутреннего, психологического. 7

Плодотворное мышление характеризуется еще и объективностью, уважением к своему объекту, способностью видеть его таким, каков он есть в действительности, а не каким хотелось бы думающему. Критерием же истинности, правильности психического отражения внешнего мира, как известно, является практическая деятельность человека. Впрочем, эта психологическая проблема уже переходит в плоскость общефилософских – о критериях истины. 8

Ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей. 104

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Восприятие – это отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств в целом, в совокупности свойств и признаков этих, предметов.

Память – это отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо.

Воображение – это отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта.

Мышление – это высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития. 104

Эмоции – это особый класс субъектных психических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей человека. 183

В ряде случаев значения, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение человека.

Однако в большинстве случаев субъективная оценка более или менее верно отражает объективную вероятность, иначе эмоции утратили бы свое адаптивное значение. 190

Столяренко Л.Д. Психология. 2006 г Питер 2013

В психологии восприятие подразделяется на ощущение, восприятие и представление.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие – это целостное отражение материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Восприятие уже тесно переплетено с мышлением и зависит от прежнего опыта, то есть памяти. 21

Представление – это чувственный образ предмета или явления, в данный момент нами не воспринимаемого, но который воспринимался ранее.

Иногда мы путаем восприятие с представлением. Теперь рассмотрим понятие «воображение» Его тоже относят к сфере восприятия, хотя этот процесс связан с другими психическими процессами. Воображение особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, память и мышлением. Специфика этого процесса состоит в том, что воображение как идеальный процесс рождает идеальное – образ, представляющий собой нечто такое, чего в реальной действительности не существует. Воображение по-видимому, характерно только для человек, во всяком случае, нет убедительных доказательств его наличия у животных. 21

«Ощущение. 24

В мозг приходят механические толчки, кровоток и  электрические сигналы от нервов. Каждая категория нервов выбирает из колебаний окружающей среды только те, которые соответствуют исключительно ей. В результате наши ощущения образуют прерывистые ряды электрических сигналов, отделенные друг от друга в пространстве мозга. Нет никаких оснований предполагать, что порядок колебаний во внешнем мире представляет такую же прерывистую серию, как и порядок наших ощущений. Весьма возможно, что процесс, происходящий в нервных волокнах самых различных нервов, тождествен или по крайней мере сходен. Это так называемый ток, но в сетчатке ток пускается в ход одним порядком внешних колебаний, а в ухе другим порядком. Это обусловлено различием концевых аппаратов, которыми снабжены многие центростремительные нервы. Концевой аппарат всегда состоит из видоизмененных эпителиальных клеток, представляя с нервными волокнами одно целое. Нервы – простые проводники; концевые аппараты – многочисленные несовершенные телефоны, в которые внешний мир говорит и из которых каждый воспринимает только часть сказанного. 25

Будем ли мы давить на сетчатку, колоть, резать, щипать или раздражать электричеством живой зрительный нерв, испытуемый всегда будет ощущать потоки света, так как конечный результат наших экспериментов раздражение затылочной доли коры. 26

 «Ощущения – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального  мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. 229

Единственное правильное решение вопроса о сущности ощущений дает ленинская теория отражения, основные положения которой изложены Лениным в его труде «Материализм и эмпириокритицизм». 230

Ощущения дают нам верный снимок с объективной действительности, то есть отражают мир таким, каким он существует. Критерием истинности служит практика. 230

У. Джеймс. Психология. 1892г Москва 1991г

Идеалисты говорят, что не существуют сходства между нашими ощущениями и предметами внешнего мира и ощущения являются лишь символами, условными знаками предметов.

В действительности же, хотя приведенные Гельмгольцем факты правильны, они не имеют всеобщего значения. Во-первых, не все раздражители являются такими универсальными, как электрический ток или механический раздражитель. Звуки, запахи и другие раздражители, действуя на глаз, не вызовут зрительных ощущений. Аналогично свет и запах не могут вызвать слуховых ощущений. Значит, такие относительно универсальные раздражители, как электрический ток и механический раздражитель, представляют собой редкие исключения».  231

Петровский. Психология. Учебник для педвузов. Москва 1977г

Наивный реализм. Если бы мы предложили какому-либо простолюдину вопрос, считает ли он цвета, звуки, твёрдость, шероховатость и прочее существующими объективно, то есть существующими вне нас, во внешнем мире, в природе, то он ответил бы, что для него представляется несомненным, что вне нас существуют цвета, звуки, которые оказывают воздействие на нас, благодаря чему мы и получаем ощущения цвета, звука, твёрдости и т.п. Такое признание реальности указанных качеств называется «наивным реализмом». Наивный реализм нужно считать совершенно неправильным. 57

Критика наивного реализма. Покажем прежде всего, что цвет не существует объективно реально, а существует только в нашем сознании.

Волны, порождающие ощущения красного цвета, почти в два раза длиннее волн, порождающих ощущение фиолетового цвета. 57

…существование тех или других цветовых ощущений находится в зависимости от устройства нашего глаза. Если бы наш глаз был устроен иначе, то мы увидели бы другие цвета. Ясно, что в природе существуют не цвета, а волнообразные колебания, которые оказывают воздействие на наш глаз, производят ощущения цвета. Между ощущением цвета и между волнообразными колебаниями нет абсолютно никакого сходства. В этом смысле ощущение цвета совсем не есть копия объективно, вне нас существующего цвета, как это думает наивный реалист. 57

Существование цветов обусловливается особым устройством нашего зрительного органа. 58

Вывод из всего сказанного ясен. Если бы все живые существа, организованные подобно нам, то есть имеющие органы чувств, устроенные так, как они устроены у нас, исчезли с лица земли, то небо перестало бы быть голубым, солнце перестало бы сиять и т.п., потому что не было бы существ, которые были бы в состоянии ощущать колебания, вызывающие в нас ощущения цвета неба, света, солнца. 59

Таким образом опровергается взгляд наивного реализма, по которому цвета, звуки запахи, вкусы существуют в природе, именно, в каком мы их ощущаем. 59

Раз ощущения составляют известную совокупность, то такой процесс называется восприятием. Я могу «ощущать» отдельные качества, совокупность же качеств я «воспринимаю». Правильно будет сказать, что мы «ощущаем» звук, мелодия же, как ряд звуков, мы «воспринимаем»; мы ощущаем цвет, гармония же цветов является предметом восприятия. В большинстве случаев предметом восприятия являются вещи. Оттого некоторые психологи под восприятием понимают объективированные ощущения, то есть ощущения, которые мы относим к чему-то объективному, находящемуся вне нас, к каким-либо вещам, объектам или процессам. 65

Глава 12. Об ассоциации представлений.

Самопроизвольное возникновение представлений.

1) представления сами по себе, самопроизвольно могут возникать в нашем сознании, или 2) представления вызываются в нашем сознании каким-то образом, благодаря содействию других представлений или ощущений. 72

Первый случай самопроизвольного возникновения представлений – галлюцинации – это представления о таких предметах, которых в данный момент нет налицо, но эти представления тем не менее кажутся вполне реальными, то есть соответствующими действительности. 73

Бессознательные члены ассоциации.

Когда воспроизведённое представление приобретает такую живость, что кажется нам соответствующим чему-либо реальному, то мы такое представление называем галлюцинацией. 142

Во всех душевных болезнях замечается постоянно один очень существенный признак, именно, что в них логическое мышление не регулируется волей. Вследствие этого ход представлений обусловливается просто ассоциациями, то есть больной не устанавливает логической связи между представлениями, но, если в его сознании возникает какое-либо преставление, то следующее за ним преставление возникает главным образом благодаря какой-либо ассоциации».

Челпанов. Психология. 1918 г.

«Неокортекс запоминает последовательности элементов, а не отдельные элементы окружающего мира;

…неокортекс вспоминает последовательности автоассоциативно;

Ключевое свойство человеческой памяти — автоассоциативную природу. Она способна воспроизвести полную последовательность на основе неполной или искаженной входной информации. Хотя глаза увидят только часть целого, перед вами возникнет полный образ. Причем он будет настолько отчетливым и ярким, что вы вряд ли будете отдавать себе отчет в том, что это всего лишь предположение.

Подобная склонность заниматься постоянным додумыванием фактов редко осознается человеком, однако она является фундаментальной характеристикой памяти. В любой момент времени часть может активизировать целое – в этом состоит суть автоассоциативных воспоминаний. 77

Нервный импульс – это нервный импульс. Он одинаков независимо от того что послужило его причиной. Всё, чем оперирует ваш мозг, — это сигналы.

На этих сигналах и основано ваше восприятие и знание мира. В вашей голове нет света. Там темно. Звук не попадает в ваш мозг. Там тихо. В действительности мозг — это единственная часть вашего тела, не обладающая чувствительностью. В нем нет болевых рецепторов.

Нет никакой картинки и нет никакого изображения, есть только электрические разряды, вспыхивающие в сигналах». 62

Джефф Хокинс, Сандра Блейксли. Об интеллекте. 2002 г Москва 2007

Воображение – психический процесс, порождающий образы в условиях, когда ничто соответствующее им не воздействует на органы чувств. 22

Мы восприняли предмет. Что дальше? Когда мы вопринимали, то отражали внешние признаки предмета или проникали в суть? Что позволяет проникнуть в суть предмета? Мышление. Мышление – это психический процесс опосредованного отражения существенных признаков предметов и явлений, то есть тех без которых вещь существовать не может. Мышление также отражает глубинные связи между предметами и явлениями. 22

Глава 22. Мышление.

Мы называем человека разумным животным, и представители традиционного интеллектуализма всегда с особенным упорством подчеркивали тот факт, что животные совершенно лишены разума. 250

При непроизвольном мышлении термины, сочетающиеся между собой, представляют конкретные эмпирические образы, а не абстракции. 250

Великая разница между простыми умственными процессами, когда один конкретный образ минувшего опыта вызывается с помощью другого, и мышлением в строгом смысле слова фактически заключается в следующем: эмпирические умственные процессы только репродуктивны, мышление же – продуктивно. Грубый эмпирик ничего не в состоянии вывести из данных, с которыми у него нет общих элементов ассоциации и практическое значение которых ему неизвестно. Мыслитель же, наоборот, придя в столкновение с конкретными данными, которых он никогда раньше не видел и о которых ничего не слышал, спустя немного времени, если способность мышления в нем действительно велика, сумеет из этих данных сделать выводы, совершенно сглаживающих его незнание данной конкретной области.  Мышление выручает нас при непредвиденном стечении обстоятельств, при которых вся наша обыденная ассоциативная мудрость и наше воспитание, разделяемые нами с животными, оказываются бессильными.

Точное определение мышления.

Условимся считать характерной особенностью мышления в узком смысле слова — способность ориентироваться в новых для нас данных опыта. Эта особенность в достаточной степени выделяет мышление из сферы обыденных ассоциативных умственных процессов и прямо указывает на его отличительную черту.

Мышление заключает в себе анализ и отвлечение. В то время как грубый эмпирик созерцает факт во всей его цельности, оставаясь перед ним беспомощным и сбитым с толку, если этот факт не вызывает в его уме ничего сходного или смежного, мыслитель расчленяет данное явление и отличает в нем какой-нибудь определенный атрибут. Этот атрибут он принимает за существенную сторону целого данного явлении, усматривает в нем свойства и выводит из него следствия, с которыми дотоле в его глазах данный факт не находился ни в какой связи, но которые теперь, раз будучи в нем усмотрены, должны быть с ним связаны.

Назовём факт или конкретную данную опыта — S,

существенный его атрибут – М,

Свойство этого атрибута – Р.

Тогда умозаключение от S к Р может быть сделано только при посредстве М. Таким образом, сущность М заключается в том, что он является средним, или третьим, термином, который мы выше назвали существенным атрибутом. Мыслитель замещает здесь первоначальную конкретную данную S ее отвлеченным свойством М. Что справедливо относительно М, что связано с М, то справедливо и относительно S , то связано и с S. Так как М есть одна из частей целого S, то мышление можно очень хорошо определить как замещение целого его частями и связанными с ним свойствами и следствиями. Тогда искусство мышления можно охарактеризовать двумя чертами: 1) проницательность или умением вскрыть в находящемся перед нами целом факте S его существенный атрибут М; 2) запасом знаний или умением быстро поставить М в связь с заключающимися в нем, связанными с ним и вытекающими из него данными. Если мы бросим беглый взгляд на обычный силлогизм:

М есть Р – знание Существенный —  свойство

S есть М – проницательность, сообразительность

S есть Р

то увидим, что вторая, или меньшая, посылка требует проницательности, первая, или большая, — полноты и обилия знаний. Чаше встречается обилие знаний, чем проницательность, так как способность рассматривать конкретные данные под различными углами зрения менее обыкновенна, чем умение заучивать давно известные положения, так что при наиболее обыденном употреблении силлогизмов новым шагом мысли является меньшая посылка, выражающая нашу точку зрения на данный объект, но, конечно, не всегда, ибо тот факт, что М связано с Р, также может быть дотоле неизвестен и ныне впервые нами сформулирован. Восприятие того факта, что S есть М, есть точка зрения на S. Утверждение, что М есть Р, есть общее, или абстрактное, суждение.

У. Джеймс. Психология. 1892г Москва 1991г

Мышление также отражает глубинные закономерности. …нельзя полагаться только на восприятие. Важен процесс мышления.

Память – психический процесс, отражающий наш опыт и заключающийся в запоминании, сохранении, вспоминании воспроизведении и забывании информации.

Интеллектом называется совокупность психических процессов: восприятие, мышления и памяти.

…мы делаем предположение, что человек размышлял логично, только оперировал ошибочной информацией. 23

«Мышление всегда логично»

Законы мышления. Академия наук СССР. Институт философии. Под общей редакцией члена-корреспондента АН СССР В.М. Кедрова Москва 1962 г

Нелегко бывает признаться в том, что мы чего-то не знаем или что наши взгляды устарели. Но когда я осознала, сколько мусора в голове и как много я не знаю, стало легче. Сначала было очень грустно, а потом легче. 24

эмоция – это психический процесс отражения отношения человека к себе (самое главное!) и миру. 24

Воля – психический процесс, отражающий нашу активность по выполнению решения, достижению поставленной цели. 25

«Если подумал, но ничего не сделал, считай, что не думал», энергия ушла впустую. И действительно, если бы зеркало, впитав световые лучи ничего не отразило, было бы оно зеркалом. 25

«В средние века простое сравнение считалось и доказывавшими, и теми, кому доказывалось, за довод с безусловным значением, например: «дурной монах лучше хорошего светского человека, подобно тому как золото, смешанное с грязью, лучше чистой меди». 326.

В.В. Розанов. О понимании. 1886 г С-Петербург 1994г.

«…высказывания и мысли шизофреника содержат ошибки в построении силлогизмов. 91

Речь шизофреника богата метафорами». 91

Грегори Бейтсон. Шаги в направлении экологии разума. 1972 г Москва 2005 г

«Рассуждение по аналогии представляет собою рассуждение уже гораздо более высокого порядка. Оно является главным логическим орудием ребёнка и первобытного человека». 25

Т.А, Рибо Эволюция общих идей. 1898г Москва 2004г

«Метафизики никогда не обходятся при доказательстве без помощи аналогий, держащихся на чисто-субъективных основаниях». 142

В. Лесевич. Что такое научная философия. С-Петербург 1881г

«Все человеческие проблемы связаны со стремлением к власти. 53

Невротик постоянно пребывает в чувстве неуверенности. Отсюда вытекает его «аналогическое мышление», сильнее и отчетливее становятся его попытки решений по аналогии со старым опытом».

Альфред Адлер. О невротическом характере. 1912г Москва 1997г

«Аналогия. Классики марксизма-ленинизма широко использовали в своих трудах умозаключения по аналогии. (метафоры)

Значение вывода по аналогии Энгельс показывает на примере исследований гомологических рядов соединения углерода.

Аналогия, так же как и другие формы умозаключений индукция и дедукция неразрывно входит в единый мыслительный процесс. Она тесно связана с ними и не может существовать без непрерывного взаимного дополнения и взаимодействия с другими умозаключениями. Аналогия имеет определенную познавательную ценность. В процессе такого умозаключения получается вероятное знание, но это вероятное знание несет в себе нечто новое, помогающее нам разбираться в окружающей обстановке и предвидеть направление развития данного явления или события.

Но как бы ни было значительно найденное нами сходство признаков двух вещей, выводы в умозаключениях по аналогии всегда бывают только вероятны. Выводы по аналогии использовать можно и нужно, но они не должны являться единственным источником нашего знания объективного мира. При этом данные любой, самой верной аналогии должны проверяться на практике».

Логический словарь. 1975 г

«Аналогия всегда является попыткой продолжить «сходство несходного», причем продолжить его в новом, неизвестном направлении. Она не даёт достоверного знания: если посылки рассуждения по аналогии истинны, это еще не означает, что и его заключение будет истинным. От аналогии встречающихся в художественной литературе, точность вообще не требуется, у них иная задача, и оцениваются они по другим критериям, прежде всего по силе художественного воздействия.

Аналогии были обычны в средневековом мышлении, на них опираются магия и всякого рода гадания и прорицания.

Аналогия обладает слабой доказательной силой.

Аналогия широко используется также в обычной жизни, в моральном рассуждении,  в идеологии, утопии».

Логический словарь. 1997 г

Метафора — Оборот речи, заключающийся в употреблении слов и выражений в переносном значении для определения предмета или явления на основе аналогии, сравнения или сходства (в литературоведении). 

Толковый словарь Ефремовой

 У человека психический процесс завершается ответной реакцией окружающему миру. Если нет завершающего этапа, итога, фактического результата, то психический процесс проведён неполноценно. Знание не приобретено, и навык не освоен. В психологическом смысле нарушение этой логии ческой цепочки приносит огромный ущерб личности. 25

В реальной психической жизни все психические процессы действуют одновременно. Когда я воспринимаю что-нибудь, подключаются и память, и мышление, и эмоции. Иначе как я могу понять, что воспринял часы без подключения памяти и мышления. 26

«Интеллектом называется совокупность психических процессов: восприятие, мышления и памяти». 23

«Возможный для человека уровень интеллекта зависит от врожденной способности его ума формировать и удерживать правильные представления, связывая их между собой. Деятельный уровень интеллекта, который человек проявляет и использует, определяется этой его способностью минус воздействие эмоций, делающих  его слепым перед лицом фактов и искажающих его образы. Можно, таким образом, рассчитывать, что, приведя в порядок эмоциональную жизнь человека, мы даем возможность его интеллекту развиться до высшего доступного ему уровня». 60

Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных.

О видах мышления

Чем мы оперируем в процессе мышления? Конкретными предметами образами, можем сводить образы до символов – цифр и букв. Получаем три вида мышления. Когда мы мыслим конкретными предметами или действиями, которые воспринимаются в данный момент, — то наглядно-действенное мышление. Это очень важный вид мышления, необходимый для первоначального освоения навыков.

Когда же мы оперируем образами конкретного предмета или явления, которые когда-то воспринимали, то такое мышление называют конкретно-образным. 27

 «Мы мыслим только те вещи, которых мы непосредственно не видим, не слышим, не обоняем и не осязаем.  1 Рефлективное мышление – единственно представляет воспитательную ценность и составляет поэтому главный предмет данной книги. 2

Прежде всего, слово мысль употребляется очень широком, чтобы не сказать сильнее. Все что приходит на ум, что «взбредет в голову», называется мыслью.

Мечтание, постройка воздушных замков, свободный поток случайного и разрушенного материала, стремящийся через наш ум в моменты отдыха, — все это в этом неопределенном смысле является мышлением. Часть нашего бодрствования, большая, чем мы хотели бы сознаться даже себе, проводится в этом бесплодном занятии смутными мыслями и беспредметными мечтаниями.

В таком понимании термина мыслят тупые и глупые люди. 2

Рефлективное мышление возникает в умах, обладающих логической способностью.

Мысли, приводящие к уверенности, имеют особое значение, которое ведет к рефлективному мышлению, к добросовестному исследованию природы, условий и вида уверенности. 4

РЕФЛЕКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ — активное, настойчивое и внимательное рассмотрение какого бы то ни было мнения, или предполагаемой формы знания, при свете оснований, на которых оно покоится, и анализ дальнейших выводов, к которым оно приводит». 6

Дьюи. Психология и педагогика мышления. М. 1900 г

…повышение  способности к конкретно-образному мышлению Э.Берн считает показателем выхода из невротического состоянии. Человек, который выходит из болезненного сценария начинает легко рождать многочисленные яркие образы. Меняется его речь, а вместе с ней – ощущение от жизни. Вы может отследить, как развивается ваше конкретно-образное мышление. Если всё больше и с удовольствием говорите образами, значит, психологически оздоровляетесь. (где цитата? Сценарный опросник в конце книги Э. Берна «Игры, в которые играют люди». стр. 28 Перечитал опросник на три раза – не нашёл. — примечание БГ)

«Доказательством в узком смысле слова служит цитата, конкретный пример или факт, подтверждающие тезис». стр.35 Н.В. Колокольцев Обучение изложению и сочинению на уроках литературного чтения. Москва 1955г.

Н.В. Колокольцев Обучение изложению и сочинению на уроках литературного чтения. Москва 1955г.

При помощи конкретно-образного мышления можно чисто абстрактные идеи сделать понятными. 28

Абстрактные понятия, такие как справедливость, равенство или честность, могут быть конкретизируемы через примеры или метафоры. 48

Часто когда мы пытаемся выразить наши мысли, прежде всего в голову приходят широко распространенные, абстрактные и неточные слова. Двусмысленность этих выражений заставляет слушателя выбирать из многих образов, а не видеть единственный образ в своем сознании. Чем больше заставляют слушателей обращаться к собственным образам, тем больше вероятность того, что они воспримут иное значение, чем то, которое мы собирались передать. 48

Р. и К. Вердербер. Общение. Психология общения. СПб 2003г.

Конечно, при изучении курса логики развиваются все три вида мышления, но более всего абстрактно-логическое. У животных, конечно, тоже есть наглядно-действенное и конкретно-образное мышление, но возможность разьвития абстрактно-логического мышления есть только у человека. Человек, не развивающий навыки мыслить абстрактно, не может быть назван сознательным человеком. 29

«Энгельс (1820-1895) отмечал, что людям общи с животными все виды рассудочной деятельности (имеется в виду формальнологическое мышление), которые уже в элементарной, то есть неразвитой форме, присущи высшим животным. «По типу все эти методы – стало быть, все признаваемые обычной логикой средства научного исследования – совершенно одинаковы у человека и у высших животных. Только по степени они различны, — писал Энгельс, — …Наоборот, диалектическое мышление… возможно только для человека, да и для последнего лишь на сравнительно высокой ступени развития…» 80

Академия наук СССР Институт философии Законы мышления Под общей редакцией члена-корреспондента АН СССР В.М. Кедрова Москва 1962г

Итак, специально учиться мыслить нам не нужно. Следует просто осознать, где мы смыслим, а где поступаем автоматически. И детей не надо учить думать. Достаточно не мешать им думать. Не заглушить  у них этого природного умения, поддерживать их стремление мыслить самостоятельно.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений. 38

Обратите внимание, понятия в языке отражаются только единичными словами? Понятие в языке отражается не только словам, но и словосочетанием, или «термином». 38

Понятие отражает признаки. 38

В теории Павлова об условном рефлексе есть положение, что условный рефлекс нельзя убрать, его можно только заменить другим. 44

Восприятие происходит бессознательно. 45

…качество, действие, состояние – это свойства вещи. 51

Пока я не умею общаться, то буду плохо относиться к людям, ждать от них неприятностей. 53

Философские категории знать необходимо, так же как и логику, чтобы не жить как в тумане. 54

…язык отражение общества к личности. 57

…утверждения про «всех» и «всегда» голословны. И их используют для логических манипуляций. 61

…трудно отвлечься от содержания и сосредоточиться на форме. 62

Когда я перестаю делать преждевременные обобщения, то освобождаюсь от предрассудков, … 63

Почему людям часто бывает трудно говорить конкретно? Во-первых, нет мыслительного навыка. А ещё пытаются обмануть партнёра, ввести в заблуждение, преувеличивая свои достоинства. А когда один не рассказывает, а другой не выяснеет чем это в итоге заканчивается? Полным разочарованием и огромной потерей времени. 66

…люди которые приходят на наши психологические группы, в них не задерживаются. Им кажется, что мы занимаемся мелочами. – «Да зачем мне всё это, когда я давно уже руковожу предприятием, и мне хотелось бы обсуждать глобальные опросы! А уж с детьми и родителями я как-нибудь разберусь и без вас».67

…только через осознание повторяемости проблемы человек способен воспринимать общую идею своего жизненного сценария. И выход из сценария возможен только постепенный, когда шаг за шагом, одна за другой разрешаются многие конкретные ситуации. Тот, кто открывается до деталей, тому можно помочь. 68

«девочки», «мальчики», «бедные вы мои» — это всё проявление высокомерия, и люди реагируют соответственно. 68

Рост квалификации – это не что иное, как умение по меньшему числу признаков определить суть и задать такие вопросы, которые дадут сразу информацию о существенном. 72

Получается, этот слушатель изначально пришёл с негативным отношением. А раз плохого мнения о других, значит, проецирует свои отрицательные качества. 73

Всё что со мной случилось, произошло не просто так. — Всё, что со мной случилось, закономерно.

Я всегда цитирую авторов. Но всё равно слушатели автором мысли считают того, от кого это услышали. 82

…начинают «умничать» и настойчиво требовать у своих партнёров по общению дать определения всем понятиям, что закономерно приводит к агрессивной реакции. 104

Если вы примите наши знания, овладеете логикой, то жизнь ваша пойдет более счастливо, и мы будем рады. Если не примите наши знания, от есть отвергнете всё то, что мы рекомендуем вам делать, мы будем огорчены, но трагедии для нас не будет. 106

Справедливость, равенство и доброта, как говорит Литвак, тоже не существуют. Он назвал эти понятия «химерами», их не может быть, потому что они не соответствуют законам природы. «Химеру придумали чтобы держать в страхе и через страх манипулировать людьми. Так что может быть, и справедливость, и равенство, и доброту и тому подобные «пустые» понятия придумали для этого же?

«Справедливость – поддержание равновесия интересов без  соотнесения их с чувствами и без выказывания предпочтения той или иной стороне в конфликте. 25

Справедливый – использует одинаковые стандарты для оценки всех». 49

Р. и К. Вердербер. Общение. Психология общения. СПб 2003г.

«Если нет в мире изолированных явлений, если все явления связаны между собой и обусловливают друг друга, то ясно, что каждый общественный строй и каждое общественное движение в истории надо расценивать не с точки зрения «вечной справедливости» или другой какой-либо предвзятой идеи, как это делают нередко историки, а с точки зрения тех условий, которые породили этот строй и это общественное движение и с которыми они связаны». 104

Краткий курс ВКП(б) ОГИЗ 1946г Тираж 10 000 000

«Кстати, пресловутая справедливость – такая же языковая фантазия, как и многие другие мнимые идеалы. Где вы видели справедливость? Вы можете себе ее представить, причем полное ее исполнение? Справедливость иллюзия и миф. К ней следует стремиться, но она не является истинной ценностью, поскольку истинной ценностью не может быть то, что невозможно. То, что невозможно, не имеет ценности – это блеф!» 146  Том 2

Андрей Курпатов. Счастлив по собственному желанию.  Москва 2005г
Андрей Курпатов – уникальный и авторитетный специалист, врач-психотерапевт, руководитель Клиники доктора Андрея Курпатова, заведующий Санкт-Петербургским городским психотерапевтическим центром, член Балтийской педагогической академии.

«Государство вне справедливости, — это такое государство, как «просто лишь большие разбойничьи шайки».  Августин 354-430гг.

«…всякое общение людей, всякое их сотрудничество, поскольку оно, действительно, хочет быть взаимопомощью, должно подчиняться этим двум внутренним началам: во-первых, по качеству, оно должно быть направлено на общее дело и общее благо, а во-вторых, по количественному распределению долей участия каждого, как в общественном труде, так и в награде за него, оно должно быть справедливым. Идея общего блага и идея справедливости – это две основных внутренних идеи, на которых зиждется общественная жизнь, и которые ей диктуются человеческим разумом». 130

Народная энциклопедия научных и прикладных знаний.
Том 9 Философия и педагогика. Москва 1911г.)

Терминология – совокупность слов и словосочетаний, которые использудтся для описания свойств или частей индивидуальных предметов, рассматриваемых какое-либо наукой или сферой деятельности. 108

В противоположность полемике существует диалектическая дискуссия – дискуссия ради приближения к истине. 109

В институтах все пять студенческих лет нам объясняют терминологию, номенклатуру и специальную литературу. 122

Суждение – это форма мышления, в которой отражается связь между понятиями. 124

«Человек воспринимает окружающее в формах пространства, времени и причинной связи, то отсюда естественно и вытекает деление; описание есть результат восприятия в пространстве, повествование – во времени, рассуждение – в причинной связи». 199

Алферов А.Д. Родной язык в средней школе. Москва 1911г

Суждения – повествовательные, описательные, объяснительные. 129

Если человек занят не своим делом, он никогда не будет счастлив. 141

Логические законы

Закон всегда отражает свойства, присущие целому классу явлений, закон имеет всеобщий характер.

Основными законами устройства мира явлеются законы материалистичнской диалектики: 1) закон перехода количесва в качество, 2) закон единства и борьбы противоположностей, 3) закон отрицая отрицания. Эти законы всеобщие, они действуют в природе и обществе.

Законы логики – это законы правильного мышления. Первый закон: закон тождества.

Всякий предмет есть то, что он есть, или в процессе одного и того же рассуждения следует говорить об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том же отношении. Закономерности те же, но надо каждый раз думать, как они проявляются в данных конкретных условиях. 146

«Закон тождества можно формулировать: «А есть А», то есть всякий предмет есть то что он есть. На первый взгляд кажется, что эта формула содержит в себе нечто само собою разумеющееся и потому практически не имеющее никакой цены. Но в действительности этот закон содержит весьма важное требование, именно, чтобы в процессе нашего мышления каждая мыслимая вещь, или представление мыслимой вещи, которое мы обозначим символически при помощи А, сохраняло своё тождество. Если в нашем мышлении возникает представление какой-либо вещи (А), то оно и в дальнейших процессах мышления должно мыслиться в тем же содержанием с каким мыслилось вначале. То, что мы мыслим в данный момент о той или другой вещи, мы должны мыслить и спустя известное время то есть, мы должны мыслить в тем же самым содержанием, с каким мыслили раньше». 66

Челпанов. Учебник логики. М. 1918 г

«Это требование относится, в частности, и к нашим понятиям, которые должны иметь определенное содержание и сохранять свою определённость в процессах рассуждения.

Однако имеются различные толкования этого закона, иногда, например, как требования тожества наших понятий в процессе рассуждении, хотя требование определённости понятий в ходе рассуждения отнюдь не означает, что они должны оставаться тождественными при рассуждении. Это положение не является законом логики в современном понимании этого термина». 29

Войшило. Логика. М. 2010 г

«…почему возможны силлогизмы, как правильные, так и неправильные? На это отвечает закон тождества. Он говорит, что всякую мысль (и понятие, и суждение), сколько бы раз она ни повторялась в нашем сознании, и в связи с какими бы мыслями она ни встречалась в нём, мышление отождествляет с ней самой, то есть относится к ней, как к той же самой». 86

Логика. Введенский. 1915 М. 2016

Юмор, чувство юмора – способность личности заметить логическое несоответствие и среагировать на него с эмоциональной лёгкостью. 147

Среди одноклассников дочери я наблюдала плачевную картину: семилетних школьников родители одевают и раздевают, особенно мамы мальчиков (нередко неработающие). При этом поторапливают: «мы опаздываем», критикуют: «да что ты такой неуклюжий», «что за бардак в шкафчике!». А как он научится порядку, когда она всё за него делает! 150

Обида. 151

Итак, закон тождества гласит: «всякий предмет есть то, что он есть, или в процессе одного и того же рассуждения следует говорить об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том же отношении, или «А есть А». 155

Закон противоречия. А не может в одно и то же время быть В и не-В. или Из двух суждений, их которых одно утверждает то. что другое отрицает, одно должно быть ложным. Смысл этого закона заключается в том, что ничто не может в одно и то же время, в одном и том же отношении иметь противоречащие качества.

Челпанов. Логика. М. 1918 г

Ошибка в том, что люди берут крайние варианты, упуская промежуточные, то есть проводят неполное деление, и вместо закона противоречия используют закон исключенного третьего. 158

При сомнении берём худший вариант и действуем в соответствии с ним. 161

Почему ему жена изменяет. Может быть, он этому причина. Или сам изменяет или не удовлетворяет её потребности. Если не шлюха, значит, не изменяет. 162

«Все люди, желающие добра своим детям, отдают их в детский сад». – «Да, есть люди, которые отдают детей в детский сад из лучших побуждений, А есть такие, которые просо хотят снять с себя ответственность за воспитание детей, они говорят: «Это забота общества – воспитывать моих детей». 170

…причиной стала цель – как бы будущее встало на место прошлого. 179

…для решения сложных задач нам необходимо освободить мышление от конкретных образов и перейти к понятиям. 181

Когда люди приходят на наши семинары, то у них возникает растерянность от большого количества информации, они никак не могут сделать вывод, видят противоречие между некоторыми суждениями. И необходимо время и повторение, для того чтобы они увидели все промежуточные переходы и информация сложилась в систему и стала опорой для повседневной жизни. 182

«Скажи мне что-то. Я хочу тебя увидеть». Сократ. А когда человек молчит – это настораживает. 187

…знание механизма дедуктивного вывода позволяет нам вскрывать подсознательные установки и избавляться от тех, которые нам мешают. 193

Эмоции – обида, вина, стыда, есть ошибка дедуктивного умозаключения. Неправильные ожидания в отношении себя и партнёра по общению здесь являются скрытыми ложными посылками. Зная правила, мы можем восстановить эти суждения и исправить ошибку. 194

Гипотеза – это форма мышления, отражающая обоснованное предположение. 294

Застенчивость – отрицательное отношение к малознакомым людям. 304

Факты путают с интерпретациями. 310

…аргументом может быть непосредственно очевидный факт или сведённый к цифре. 312

Может, вы мне ещё что-нибудь порекомендуете? – Я вам не доверяю. 319

Я не могу совершенствовать процесс обучения, если слушатели мочат, не задают вопросов, не приводят примеры. 327

А для чего говорить о негативных проблемах?

Самые большие эмоции случаются у людей, когда они видят только крайности, забывая, что существуют промежуточные варианты и вероятности. 337

Дискутировать только с тем, кто стремится к истине. 347

Скачать
«Логика и жизнь» М. Литвак
Критика