«Йехуизм» И.И. Гарин. Том 2 (конспект)

Конспект И.И. Гарин. «Йехуизм» Том 1 и переписка с И.И. Гариным по ссылке.


Документ содержит важные мысли книги, а также подтверждающие, опровергающие или поясняющие цитаты других авторов. Данный материал не заменит книги, но поможет в ее понимании. Рекомендуем изучить его перед тем, как приступить к прочтению книги.


Вы, коммунисты, повинны в том, что истребили в народе чувство единения и общности, отравили людей ненавистью и нетерпимостью к ближнему. И от кого ожидаете вы помощи, если вы же научили людей смотреть друг на друга, как на врага, и радоваться чужому страданию. 4

Когда люди больше не разделяют ваше мнение, когда вы не можете сделаться им понятными, создается впечатление, что вы имеете дело с чудовищами. – с носорогами, например. В них словно смесь рвения и злобы. Они готовы вас убить со спокойной совестью, если вы думаете иначе, чем они. 11

…Во имя абстрактного и потому нереального общего блага, великого будущего мы искоренили трудолюбие, сострадание, милосердие, доброту, подавили инициативу и разум, посеяли лицемерие, ханжество, ложь и внедрили в сознание миллионов идею великого бескорыстного вождя – одержимого фанатика, бывшего сгустком воли к власти.

Внуши свинству, что оно — пуп земли, и вся земля станет корытом… Доказательства не нужны, мы – доказательства. 22

«Чего я не встречал, так это людей, считающих себя глупыми. Между прочим, это может оказаться одним из секретов власти… Легко управлять людьми, которые ни при каких обстоятельствах не способны показать себя глупыми в собственном представлении. Поэтому им надо льстить, восхищаться их умом, чтобы никогда не стронулись с места. (А вы думали, откуда это: воля народа, власть народа ум народа и прочая…)? Хорошо в этом смысле всем дать образование, чтобы уж никогда не могли они посчитать себя глупее других. В основе ума лежит незнание. Поэтому ни один обучившийся не станет умным. 

Это была величайшая идея – просвещение! И педагогикой как фашисты так и коммунисты владели отменно: педагогикой, именуемой «отбить мозги»». 32

30. Не партия, не правительство, не ублюдочная демократия, не охранка душат нас – это мы сами душим друг другая, как тарантулы в банке. Это наше разгулявшееся, попавшее на благодатную почву невежество, плебейство понуждает нас к войне всех против всех, камуфлируемой под братство. Это наш обыдлевающий конформизм, вышедший из-под контроля – заставляет нас говорить и поступать вопреки нашей природе и нашим побуждениям – как все. Это наш химерический коллективизм плодит самый страшный индивидуализм скотного двора. Разгулявшееся скотство – вот наш синдром. И – в каждом…

32. Коммунизм – это спекуляция на человеческих качествах: недалекостью, внушаемостью, доверчивостью, беспамятством, легким умком.

…Нынешняя система образования – более серьёзная вещь, чем я думал. Я думал просто – хамство и невежество… Но нет ведь! Попробуй научи человека не собственному пониманию, а представлению о том, что он понимает и разбирается в происходящем, — эт-то потрясающий педагогических феномен! Для тебя не существует ни фактов, ни действительности, ни реальности – одни представления о них. Ты просто не подозреваешь о том, что существует жизнь!

Учить, чтобы отучить – вот это учение! Научить отучить думать – вот это педагогика!» 268

Под действием психологической обработки подлинно личностные начала и отношения вырождаются в духовную пассивность и стандартность, замещаясь ложными ориентирами и приводят к выработке иллюзорного представления о себе самом.

Среда, в которой живет убийца, вовсе не считает себя шайкой бандитов. Напротив, они спаяны как бы военным, чуть ли не фронтовым товариществом. Они вместе, чувствуют локоть друг друга, идут на ловлю… Они на особой службе. Если тебе такое дело доверили, то ты, значит, чего-то стоишь…

Так появляется извращенное понятие профессиональной этики, когда нельзя расслабляться, подводить друзей, начальство, дело. 39

Их расчеловечивает система идеологической обработки; их отключают от знания, до предела сужают круг сведений о мире, в свободные от знаний мозги вводят яд. При этом лишают доступа каким бы то ни было противоядиям. Только – Правда. Ежедневно. Постоянно. Всю жизнь… Правда, только правда… 39

«Я учился на журфаке МГУ, у нас была военная кафедра. В обстановке секретности нас учили боевой спецпропаганде — искусству сеять раздор в рядах противника с помощью дезинформации и манипуляции сознанием. Страшное, доложу вам, дело. Без шуток. Боевая, или «черная», пропаганда допускает любое искажение реальных фактов ради решения пропагандистских задач. Это эффективное оружие, используемое с единственной целью вышибания мозгов противнику. Метод «гнилой селедки». Метод «перевернутой пирамиды». Метод «большой лжи». Принцип «40 на 60». Метод «абсолютной очевидности». Все эти методы и техники вы тоже знаете. Просто не осознаете этого. Как вам и полагается. Нас учили использовать техники боевой спецпропаганды против солдат армии противника. Сегодня они используются против мирного населения нашей собственной страны. Уже два года, читая российские газеты или просматривая телевизионные шоу, я с интересом отмечаю, что люди, координирующие в России вброс и интерпретацию новостей, явно учились по тому же учебнику, у того же бодрого полковника или его коллег. Вот например метод «гнилой селедки». Работает так. Подбирается ложное обвинение. Важно, чтобы оно было максимально грязным и скандальным. Хорошо работает, например, мелкое воровство, или, скажем, растление детей, или убийство, желательно из жадности. Цель «гнилой селедки» вовсе не в том, чтобы обвинение доказать. А в том, чтобы вызвать широкое, публичное обсуждение его… НЕсправедливости и НЕоправданности. Человеческая психика устроена так, что, как только обвинение становится предметом публичного обсуждения, неизбежно возникают его «сторонники» и «противники», «знатоки» и «эксперты», оголтелые «обвинители» и ярые «защитники» обвиняемого. Но вне зависимости от своих взглядов все участники дискуссии снова и снова произносят имя обвиняемого в связке с грязным и скандальным обвинением, втирая таким образом все больше «гнилой селедки» в его «одежду», пока наконец этот «запах» не начинает следовать за ним везде. А вопрос «убил-украл-совратил или все-таки нет» становится главным при упоминании его имени. Или, например, метод «40 на 60», придуманный еще Геббельсом. Он заключается в создании СМИ, которые 60 процентов своей информации дают в интересах противника. Зато, заработав таким образом его доверие, оставшиеся 40 процентов используют для чрезвычайно эффективной, благодаря этому доверию, дезинформации. Во время Второй мировой войны существовала радиостанция, которую слушал антифашистский мир. Считалось, что она британская. И только после войны выяснилось, что на самом деле это была радиостанция Геббельса, работавшая по разработанному им принципу «40 на 60». Очень эффективен метод «большой лжи», который немного похож на «гнилую селедку», но на самом деле работает иначе. Его суть заключается в том, чтобы с максимальной степенью уверенности предложить аудитории настолько глобальную и ужасную ложь, что практически невозможно поверить, что можно врать о таком. Трюк здесь в том, что правильно скомпонованная и хорошо придуманная «большая ложь» вызывает у слушателя или зрителя глубокую эмоциональную травму, которая затем надолго определяет его взгляды вопреки любым доводам логики и рассудка. Особенно хорошо работают в этом смысле ложные описания жестоких издевательств над детьми или женщинами. Допустим, сообщение о распятом ребенке за счет глубокой эмоциональной травмы, которую оно вызывает, надолго определит взгляды получившего эту информацию человека, сколько бы его потом ни пытались переубедить, используя обычные логические доводы. Но особенно почитал наш бодрый полковник метод «абсолютной очевидности», дающий хоть и не быстрый, но зато надежный результат. Вместо того чтобы что-то доказывать, вы подаёте то, в чем хотите убедить аудиторию, как нечто очевидное, само собой разумеющееся и потому безусловно поддерживаемое преобладающим большинством населения. Несмотря на свою внешнюю простоту, этот метод невероятно эффективен, поскольку человеческая психика автоматически реагирует на мнение большинства, стремясь присоединиться к нему. Важно только помнить, что большинство обязательно должно быть преобладающем, а его поддержка абсолютной и безусловной — в ином случае эффекта присоединения не возникает. Однако если эти условия соблюдаются, то число сторонников «позиции большинства» начинает постепенно, но верно расти, а с течением времени увеличивается уже в геометрической прогрессии — в основном за счет представителей низких социальных слоев, которые наиболее подвержены «эффекту присоединения». Одним из классических способов поддержки метода «абсолютной очевидности» является, например, публикация результатов разного рода социологических опросов, демонстрирующих абсолютное общественное единство по тому или иному вопросу. Методики «черной» пропаганды, естественно, не требуют, чтобы эти отчеты имели хоть какое-то отношение к реальности. Я могу продолжать. Учили нас вообще-то целый год, и список методов довольно велик. Важно, однако, не это. А вот что. Методы «черной» пропаганды воздействуют на аудиторию на уровне глубоких психологических механизмов таким образом, что последствия этого воздействия невозможно снять обычными логическими доводами. «Большая ложь» достигает этого эффекта с помощью эмоциональной травмы. Метод очевидности — через «эффект присоединения». «Гнилая селедка» — за счет внедрения в сознание аудитории прямой ассоциации между объектом атаки и грязным, скандальным обвинением. Проще говоря, боевая спецпропаганда превращает человека в зомби, который не только активно поддерживает внедренные в его сознание установки, но и агрессивно противостоит тем, кто придерживается иных взглядов или пытается его переубедить, пользуясь логическими доводами. Иначе, собственно, и быть не может. Все методы боевой спецпропаганды объединяет единая цель. Она заключается в том, чтобы ослабить армию противника за счет внесения в ее ряды внутренней розни, взаимной ненависти и недоверия друг другу. И сегодня эти методы применяются против нас самих. И результат, к которому они приводят, ровно тот, для достижения которого они и были созданы. Только взаимная ненависть и внутренняя рознь возникают не в армии противника, а в наших домах и семьях. Просто выйдите на улицу и посмотрите, как изменилась страна за последние три года. Мне кажется, против собственного населения боевая спецпропаганда работает даже эффективнее, чем против солдат противника. Наверное, потому, что в отличие от солдат противника мирное население не может себя защитить».

Владимир Яковлев «О МЕТОДАХ ПРОПАГАНДЫ» https://sguschenka.squarespace.com/propaganda

Преступников можно выследить, выловить. Но попробуйте выловить явление! Существует множество людских пороков и слабостей, эти признаки несовершенства человеческой природы мобилизуются, ставятся на службу государственной военно-полицейской машине, утилизируются. Более того, кто не обладает такими пороками, должен ими постепенно обзавестись. Иначе его сомнут!

Весь ужас тоталитаризма в том и состоит, что вовлечён должен быть каждый…40

НСДАП выдавала себя за партию прогресса. Партию революций, партию социальных изменений. 41

И первое, что бросается в глаза, когда расшифровываешь аббревиатуру НСДАП (Национал-социалистическая рабочая партия), — это слова «рабочая» и «социалистическая». 41

42. Общность без авторитета немыслима.

Партия Гитлера называлась «Национал-социалистическая рабочая партия»; её провозглашённой целью было построение «немецкого социализма», то есть, выражаясь сталинскими словами, «социализма в одной, отдельно взятой стране», Германии. Партия вела пропаганду против «плутократов». В чём же тут принципиальное отличие от ленинской партии, которое заставило бы одну отнести к правым, а другую – к левым? 43

Рвущиеся к власти давно поняли, что, говоря словами Штернберга, власть «является наиболее прочной тогда, когда угнетённый класс верит в то, что он причастен к управлению». 44

56. Нельзя сделать «происхождение» человека главным критерием его социальной дееспособности, снимая личную ответственность…

«Все права рабочим и крестьянам, долой финансовый капитал. Все на борьбу за счастливое будущее немецкой нации, прокладывающей путь человечеству в лучезарное завтра!» Гитлер

Расширение аппарата открывало большие возможности для крестьянской молодёжи, которая являлась человеческим материалом этого аппарата насилия. Милиционеры, тюремщики рекрутируются преимущественно из сыновей крестьянских семей. 72

74. Общественность – это люди в те моменты, когда они есть ничто.

Рейхстаг называли самым высокооплачиваемым хором в Германии – его функции сводились к единогласному голосованию и пению гимна после заседаний. 86

Постепенно на всех ступенях бюрократической иерархии оказались хитрые, изворотливые, но ни на что не способные ублюдки, симулирующие преданность, активность, деятельность. 93

А у нас – всё те же чуть перекрасившиеся «ум, честь и совесть»… 108

Мы остерегаемся большой эрудиции и интеллектуально развитых людей. Мы уверены, что на эрудиции и интеллекте далеко не уедешь, так как побеждают идеи живые, ясные и доходящие до сердца. Поэтому естественно, что многие так называемые интеллектуалы – враги режима…111

Существенной предпосылкой тоталитарной организации государства, говорил теоретик фашизма Эрколе, должно быть единство политической веры всех индивидов. Кто не думает и не верит, как думают и верят в соответствии с фашисткой верой, тот ставит себя вне государства.

Даже прикрепление определённых категорий населения к своему месту жительства, как некогда крепостных, — и здесь, и там. 113

Политическая и идеологическая проституция почище солдатских борделей – вот то, что привнесли массовые движения в своё руководство. Мы не имели доступа к собственным вчерашним газетам, мы получали инструкции от издательств, какие статьи надлежит вырезать из наших энциклопедий и какие книги изъять из наших библиотек, всё по той же причине: чтобы скрыть патологическую бесхребётность наших великих много мудрых фюреров и вождей.

Ленинизм хочет править так: всех людей навсегда превратить в скотов, а самим жить припеваючи в роли погонщиков мулов. 125

Шульгин впервые заключил, что фашизм «благороднее» ленинизма, ибо не так кровав… Прав  он и в другом: Ленин в России и Гитлер в Германии «достигли успехов» только благодаря невежеству масс. А родство признавали и сами большевики. Бухарин на ХII съезде РКП(б) горделиво и одобрительно говорил о том, что славные фашисты «усвоили и применяют на практике опыт русской революции», что они вполне освоили большевистскую тактику. А именно « быстрое собирание сил, энергичные действия и беспощадное уничтожение противника, когда это нужно и когда это вызывается обстоятельствами». И никто – ни один делегат – не возмутился…

Да, сегодня нам грозит нечто опаснее фашизма — «бывшие», частично утратившие свои кресла. Эти за своё постоят. Ничто их не остановит… 125

Философия марксизма  не является подлинной философией, ибо она заказана и приводит к заранее установленным пунктам. А разве может быть подлинной та философия, которая не вольна прийти к любым выводам, если её приводит к ним собственное исследование.

Философия, которая является оружием партии, не может быть ни нейтральной, ни объективной. Вы представляете себе беспристрастную партийность? В сущности, партийность и церковность – одно: главный аргумент заклинание. 132

 При изучении творений средневековой культуры следует не упускать из вида, что долгое время не осознавалось чёткого различия между вымыслом и истинной.

Важная мысль! Тогда иррационализм еще не отделился от рациональности. Но и их поляризация мало что изменила: великие демиурги, радетели научных истин, столь часто принимали за них, субъективные свои и чужие, что средневековье не только не кончилось в них, но предстало в своём новом обличье: «научной» мистики. 132

Тоталитарная религия, коммунизм, превращает людей в стадо, быдло, толпу, нивелирует, растаптывает, обесчеловечивает, омассовляет, подменяет личность общественностью, угашает дух… Она превращает человека в торжествующего зверя.

Веры тоже – разные: есть церкви Бога, а есть – Сатаны… У одних иконы, у других – плахи… Маркс подспудно чувствовал это – не потому ли предупреждал: мои идеи опасны, они легко превращаются в религию.

Так оно  и произошло. Перед нами некое «божественное» откровение, ведическое «знание», не подлежащее проверке или логическому испытанию. Объяснение причинности заменяется указанием: «Маркс писал…», «Ленин учит…». Одного упоминания имени достаточно, чтобы считать свою точку зрения доказанной, а противника – посрамлённым. 134

«Это (ленинское)указание на единство противоположностей и их раздвоение, на зигзагообразное развитие мышления и фантазии, состоящее в том, что всякое обобщение есть, с одной стороны, отлёт от жизни, а с другой стороны, более глубокое и верное отражение этой самой жизни, в том, что есть известный кусочек фантазии во всяком общем понятии, — это указание открывает перед исследованием действительный путь изучения реалистического и аутистического мышления». 60

Выготский Лев Семенович. (1896-1934) Мышление и речь. Москва 1996.

«Социализм отнесен к классу религиозных вероучений, имеет присущий им характер неопределенности своих догм». 20

Лебон. Психология социализма. СПб 1908г С-Петербург 1995г

Коммунизм логически приводит к признанию необходимости религии. Мировоззрение масс по своей сути не может быть нерелигиозным. Так вот, я и говорю, что такое губком? А я вам скажу: секретарь – это архиерей, а губком – епархия! Верно ведь? И епархия мудрая и серьезная, потому что религия пошла новая и посерьёзней православной. Теперь на собрание ко всенощной – попробуй не сходи! Давай, скажут, ваш билетик, мы отметочку сделаем! Отметочки четыре будет, тебя в язычники зачислят. А язычник у нас хлеба не найдёт!

Из всех созданных человеком религий ни одна не стоила человечеству стольких жертв… Коммунизм – религия жертвоприношения, где жертва – всё человечество… 134

В России не было ордена иезуитов, потому что иезуитской была вся страна. Всей своей историей она была приготовлена к «нововведениям» Лойолы. 136

136. Новое в иезуитстве заключалось в том, что с начальством надо быть и внутренне согласным. Так прямо сказано в «Exercitia Spirotualia»: «Необходимо всегда следовать правилу: то, что мне кажется белым, я должен считать чёрным, если таково иерархическое определение предмета».

«Законы воспитания вытекают из общей жизни Советского Союза и, в частности, из жизни нашего коллектива, и они настолько сами по себе убедительны, что мудрить над ними нам уже не может быть дaнo». 58

Макаренко А.С. Воспитание гражданина. Москва 1988г

разум, мучительно ищущий ответов на вопросы, поставленные самим существованием: как преодолеть страдание, одиночество, обрести любовь и гармонию, реализовать свою сущность, достичь полноты бытия? Эта потребность в ориентации и в объекте поклонения является главнейшей экзистенциальной потребностью человека и внутренним стержнем его религии. Не сверхъестественное, а внутреннее, интровертированное, имманентное толкает человека к религии. Не внешнее бытиё, а сознание, требующее ответов на «проклятые» вопросы, ведёт к Богу.

Каждый человек, который прислушивается к этим вопросам, делает их «конечной заботой», пытается ответить на них как целостная личность, а не только с помощью рассудка, есть человек религиозный, и всякая система, которая пытается найти ответ на этот вопрос. Научить и передать его следующим поколениям есть религия. 137

В широком смысле слова религия есть мировоззрение, во всяком случае значительная его часть.

«Религия есть извращенное мировоззрение, порождённое извращёнными отношениями», — учит нас творец религии сатаны, возымевший желание заменить Всевышнего. И вот, «научно покончив с верой», самозваный демиург предложил новую, безбожную, волюнтаристскую, античеловеческую, варварскую, паразитирующую на невежестве и тёмных страстях масс. 138

Марксистская философия хочет ликвидировать всякую религию. Но сама она становится религией. Положения этой философии столь категоричны и непререкаемы, что выглядят, как догмы религии. 138

«Коммунистический Манифест» должен рассматриваться как священная книга, такая же, как, скажем, Коран или Библия. Каждая сентенция этого писания цитируется и истолковывается его последователями, которые даже не знают источника своей веры. «Манифест» объединяет почти все те элементы, которые превращают марксизм в последнюю и самую современную великую религию.

Марксизм лишь возник как ересь, как подобие священному культу. Быстро превратившись в чистое «священное» насилие, в безумие, в коллективный психоз. 138

Да, бывает великая религия, а бывает возврат к идолопоклонству.

 Идолопоклонство отбросило нас к нравственному и духовному уровню, который существовал на Руси до ее крещения. Культ личности нарушил и расстроил технологию формирования культуры.

Некогда, в 30-е годы мы собирались пробежать расстояние, отделяющее нас от передовых стран, за 10-15 лет, иначе, дескать, «сомнут». Легко ли теперь пробежать за считанные годы тысячелетнее отставание?

С этой точки зрения самым страшным последствием идолопоклонства оказались даже не кровавые репрессии, приведшие к гибели миллионов (хотя, казалось бы, что может быть ужаснее?!), но то, что культ личности нарушил и расстроил технологию формирования культуры. 139

Йехуизм – это религия насилия, вера в Ничто, теология революционного Молоха, пытающегося преодолеть тысячелетия напряжённого труда ударом революционного меча. Это – самая разрушительная, самая извращенная из церквей, лойолизм в n-й степени. Истерия, духовная нетерпимость, физическая жестокость достигла здесь апогея. Вера уравнена с фанатизмом, инакомыслие тождественно безумию, классовое насилие объявлено абсолютом: мерой и ценностью всех вещей.

Из восьмисот миллионов людей живущих в тоталитарных странах, многие, к несчастью, ничего не понимают, другие молчат стиснув зубы, третьи принимают  «лойолизм» искренно, четвёртые строго ему следуют. Но, разумеется, пришли бы в крайнее негодование, если б им сказали, что это истины не Маркса, а Лойолы, — о котором они, быть может, и не слышали. 140

Лютер и Кальвин тоже были фанатиками, но они фанатично внедряли в сознание человека нравственные принципы. Формировали личность, ориентированную на доброту, умеренность, деловую честность, обязательность. Самореализацию в профессии, достоинство, реализм.

И здесь была борьба – за что? За бездуховную материальность? За опорочившую себя утопичность? За чистоган? За власть? За спекуляцию, казнокрадство, лихоимство, коррупцию, разложение? За самую развитую иерархию, именуемую равенством? Так за что же?

С иезуитами нас роднит и понимание важности муштры и необходимости завоевания умов молодёжи. 141

Воспитательным кредо иезуитов была простота воспитательного процесса, обеспечивающая, по их мнению, незыблемость взглядов. Этим унижающим воспитанием они убивали – личность. 141

Инквизитор, который вёл дело, получал одну треть, а остальное доставалось церкви. Процесс захвата имущества начинался с момента ареста обвиняемого. При этом его семья, «выбрасывалась на улицу, обречённая на голод, и её судьба зависела от ненадёжного милосердия других людей – ненадёжного уже потому, что всякое проявление сочувствия к пострадавшим было опасно» (!).

Кстати, унаследована не только сущность. Но и терминология, всё лицемерие названий. Там – святые ордена, здесь – святой долг, хотя, казалось бы, что может быть святого в уничтожении лучших людей? 143

 Поскольку самостоятельное мышление подавлялось и искоренялось, исчезли школы, дискуссии, борьба мнений, состязательность. Что привело к созданию надуманного, желаемого, ложного образа действительности. «Золотым правилом» философии стал трамвайный закон: не высовываться! Новации заменили компиляции (составление сочинений на основе чужих исследований, без самостоятельной обработки источников), целью стало не объяснение, а оправдание действительности – без анализа, оценки, сопоставления с жизнью. 148

На словах провозглашая формулу «марксизм – не догма. А руководство к действию», Ленин на деле обосновывал необходимость подавления любой критики собственного «учения». Догматизация марксизма  была ему необходима для достижения поставленной цели. Уже в «Что делать?» Ленин потребовал прекратить развитие теории марксизма и признать её незыблемой, не подлежащей обсуждению. 149

150. Все мы, все, что у нас происходит, — результат теоретической фальсификации. Не только теория проверяется практикой, но и практика определяется теорией: какова теория – такова практика. Наша практика – зеркало нашей теории.

151. Есть учения тела и учения духа. Берегитесь первых, они ведут к рабству. Кто трудится лишь для тела, тот куёт себе кандалы, в которые он скоро будет закован.

Марксизм как философия – это очень странная попытка с помощью духа убедить в том, что дух не существует.

Нищете материальной нетрудно помочь, нищете души – невозможно. 151

А разве жертвовать собой ради материализма не есть чистейший идеализм? 151

152. Марксистская позиция характеризуется бегством от метафизического беспокойства, уверткой от высших изначальных вопросов, от цели и права на существование, что является ничем иным, как отказом духа от самой высокой своей ответственности.

Избыток интереса к материи всегда был показателем недостатка духа. 153

 …материя, не подчинившаяся духу, — разрушительна, смертельна. Идеализм и материализм сводится не к проблеме первичности, а к вопросу куда тяготеет культура – к духовности или корыту.  Где сегодня материя времён Платона? Прах… А дух Аристокла – жив! Так что же в конечном счёте торжествует. 154

«Общее желание обладать одними и теми же вещами с колыбели вооружает людей друг против друга» — простодушный Гельвеций знал это, а величайший из великих – нет…

158. С самого своего зарождения марксизм отказывался от главных движущих сил духа – состязательности, конкурентности, умения слушать оппонентов, сомнению. Коммунисты умели агитировать, навязывать, давить, но не привыкли слушать, выявлять мнения, обобщать.

159. Мудрость – причина процветания.

Идеи, которые творят историю, всегда примитивны и повелительны. Только такими может усвоить их — большинство, а то, что сложно и утончённо, — всегда достояние одиноких. 159

«Человеку важно сохранить ту жалкую малость, которая заскочила туда первой или которую вбил туда молоток учителя. Все остальное – от дьявола…» 161.

Даже если мы примем марксистский тезис, что все этические системы только отражают интерес господствующего класса, это будет только означать, что пролетарская мораль является такой же и что она не превосходит другие формы морали. При отсутствии объективных норм буржуазная и пролетарская мораль являются только различными рядами чувств о справедливом и несправедливом и не может быть доказательства, что один ряд лучше, чем другой. 162

Вы знаете, что такое цинизм? А вот это: «Коммунистическая мораль в ходе строительства социализма обогащается новыми принципами, новым содержанием». Это обогащение прекрасно иллюстрируют публикации сегодняшних газет о полной деморализации правоохранительных органов, о коррумпировании целых регионов страны, … 162

Общее собрание Института красной профессуры голосованием отменило закон стоимости в 1925-м. Вот и «отменяли» целые науки. Вот партия и определяла, какое научное направление истинное, а какое – нет…

Согласно Попперу, подтверждать теорию может бесконечное число фактов, для опровержения достаточен один. Но для нас нет и одного. Наша теория построена таким образом, что принципиально нефальсифицируема и априори подтверждается всеми вновь открываемыми фактами, или, иными словами, отбрасывает те из них, которые не встраиваются в систему умозрительных принципов. 164

Теория научна, если в принципе допускает свою опровержимость.

  Принципиальная неопровержимость теории есть ничто иное как признак параноидальности мышления. 164

166. Утопия (фантазия, несбывшаяся мечта) — это теория до опыта, теория над опытом, теория вопреки опыту.

Марксизм упростил и опошлил всю предыдущую и последующую философию, примитивизовав её классовым подходом. Величие, грандиозность, множественность человеческой мысли были объявлены вне закона как идеологические диверсии против правоверия. Марксизм запретил и изъял из библиотек – нет, не труды отдельных философов, — а всю философию человека, жизни, бытия, заменив её жалким эрзацем, тужащимся подменить мысль убогой критикой мысли. Он превратил философию в жалкий доморощенный фарс, в котором марионетки, приводимые в движение хитроумной системой учёных степеней и льгот, выскакивали на сцену и выкрикивали хриплые проклятья великим мудрецам, живым и мёртвым. 169

Исповедуя доктрину ХIХ века, мы и находимся там, в далёком прошлом. 171

Наша наука основана на принципе «я хочу».

Подлинная наука может быть эмоциональной, но не может строиться на эмоциях, опьянении, эйфории. Научные истины не нуждаются в восторгах и безразличны к поношениям. Науку интересует факт; добро или красота факта доступнее тому, для кого мир не искажён злом или уродством собственной воли.

Здесь же всё – вожделение. Отсюда – наукообразие, хуже того – фальсификация: придание форме «я хочу» вида «так надо».

Всё, что не соответствует «я хочу» — долой. Долой Фрейда, Юнга, Фромма, Скиннера, Поппера, Морено, Лоренца, Леонтьева, Достоевского, Джойса, Элиота, Пруста, Кафку… Долой человека, каков он есть! Долой историю! Долой социальную психологию! Долой экономические законы! 173

«На уроках истории нельзя объяснять, кто  из предыдущих политиков служил или пытался служить во благо Родины; внимание следует сосредотачивать на тирании королей и борьбе народа против них»

Газета «Демократическая Россия» №4 1990г

Это – наука, любящая говорить о том, чего нет, но предпочитающая молчать о том, что есть. Наука апостольских догм и диалектической вседозволенности. 173

Наука – это инструмент для выведения нового из известного старого. В марксистском понимании всё старое и существующее – предыстория. Поэтому эта наука выводит новое исключительно из кабинетов своих демиургов. Человеческие качества, исторический опыт, реалии жизни – ничто. Наука – то, что сказал я. Отсюда – полное пренебрежение к истории, к человеку историческому.

Наука о путях человечества, в которой человека – нет! 174

174. Это же надо! Теория общества, провозглашающая психологию, людей в обществе вторичной, а само психологическое направление в социологии антинаучным.

Ещё Риккерт показал, что марксизм отождествляет законы общественного развития с законами природы, сводит историю к экономике, принижает роль личности, идеала, морали, игнорирует ценности, созданные предыдущими эпохами, строит свою философию истории не на исторических фактах, а на основе произвольно выбранных интересов и классовых идеалов. 174

(Диалектические законы общие для природы, общества и мышления.)

Смотрите! – Даже в естествознании, где предмет независим и неизменен, развитие – это конкуренция школ и мнений. Здесь же, где предмет тёмен, расплывчат, многозначен, текуч, «единственно научная» философия не терпит возражений. Аргумент – святое писание, доказательство – стенка. 174

Коль уж речь идёт о науке, то главная социальная наука – человеческая природа, качества человека. Представьте себе систему, построенную вопреки законам природы: ток, текущий не по закону Ома, гравитацию, пропорциональную не массе, а расстоянию. Что случилось бы с такими системами? А мы ведь строим общество вопреки человеческим качествам – и ничего… 175

Мы любим повторять, что наши демиурги отвергли замкнутые философские системы. Диалектика на то и диалектика, что не терпит закостенения, требует постоянного развития и обогащения.

Но, если так, то откуда эти претензии на превосходство, на единственность, научность? Если так, то какая из идей великих учителей была пересмотрена, ревизована, просто развита? Где отрицание отрицания? Почему главный и последний аргумент: имярек сказал, учил, доказал? И вообще: если диалектика применяется с единственной позиции и для обоснования единственной возможности, то что же это за диалектика? 175

 Миф материализма – объективность. Когда наш демиург заявляет, что материалистическое мировоззрение означает понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений, то речь идёт о понимании без нас, без нашей субъективности, этого человеческого прибавления к природе. Прибавление в виде субъективности человеческого сознания — большая помеха для этой серьёзной науки. На самом же деле от науки – только и есть, что мина серьёзности. Это физики шутят, здесь же шутки плохи. Это учёные спорят, здесь же…Фанатики всегда серьезны – прямое следствие одномерности сознания, уверовавшего в одномерность истины и в единоличное владение ею. 176

«Нельзя позволять отдельным людям использовать свободу для обсуждения и ревизии основных принципов»

«Коммунист» июль 1955г. 177.

Мы говорим: практика – критерий истины. Но даёт ли опыт истину о вещах? Если даёт – зачем теория? Мог ли Ньютон, смотря в трубу (опыт!), узреть закон всемирного тяготения? К тому же каждая теория имеет свою практику, и из одного опыта мы не можем получить больше, чем получаем. Опыт – не более чем ориентир для фантазии, точка опоры для изобретательства. И теории – не из опыта, а из ума человеческого! Теории всегда доминирует над эмпирикой. Если хотите, не теория из опыта, но опыт из теории: чтоб был новый опыт – нужда новая теория! В социальной и политической жизни критерий практики просто опасен, ибо ведёт к макиавеллизму: «Кто имеет успех, тот и прав», «Где власть, там и правда». 178

«Каждый опыт расчленяется непосредственно на два фактора: на содержание, данное нам, и на способ нашего восприятия этого содержания. Отсюда получаются два направления в обработке опыта. 4

1. Естествознание. 2. Психология.

Внешний опыт всегда связан с функциями восприятия и познания субъекта. 5.

Естествознание не может отвлекаться от познающего субъекта, а лишь от тех его свойств, которые отпадают, подобно чувствам.

Материализм вообще устраняет психологию, с тем, чтобы поставить на ее место фантастическую физиологию мозга». 275.

ВильгельмВунд. Очерки Психологии. (1896г.) Москва 1912г.

Дети старше 11 лет, понимают, что выводы основываются на законах логики, а не на опыте. Они уже могут обнаруживать противоречия и ошибки в собственном мышлении. стр. 241

Роберт Кайл. Развитие ребёнка. 1988г С-Петербург 2006г

«Эмпирическим называлось знание, накопленное в результате большого числа повторений без интеллектуальной разработки каких-нибудь основополагающих принципов. Такая практика непременно связана с везением, удачей, успех зависит от случая, открывая дорогу обману и шарлатанству». 209

Именно из-за недостатка научного (разумного) компонента в опыте его трудно поддерживать на хорошем уровне. Практик, или, говоря по-научному, «эмпирик», легко вырождается в шарлатана. 241

Джон Дьюи. Демократия и образование. 1916г. Москва 2000г.

«Практика в сто раз важнее всякой теории». Ленин

«Опытом доказывается все, что угодно. Псалтырник опытом доказывает, что лучшее средство выучить грамоте – это заставлять учить псалтырь; башмачник говорит, что лучшее средство выучить мастерству – заставлять ребят два года таскать воду, рубить дрова и т.д. Таким путем докажете все, что угодно». Л. Толстой. 12

Алферов А.Д. Родной язык в средней школе. Москва 1911г

Истина там, где власть. 178

Что такое практика? Что такое опыт? Какова их однозначность? Что такое опыт без интерпретации? События имеют сомнительный характер, говорит Уайтхед, так что мы вынуждены воспринимать их абстрактной логикой, а не на основании наблюдаемого факта. – Вот это действительно глубина, а не та наука, чей прямой путь лежит между оппортунистической Сциллой и ревизионистской Харибдой.  179

Вся мудрость ценна своей противоречивостью. Здесь же, признающие движущую силу противоречия только тем и заняты, чтобы доказать однозначность, незыблемость, прямолинейность. Но и это половина беды. Беда в том, что аксиомы вероучения без малейших угрызения совести отбрасываются всякий раз, когда это целесообразно для достижения политических целей. 179

В сущности марксизм – это прагматизм, отказавшийся от плюрализма, то есть его самая чудовищная форма: узкий практицизм, господство экономики, примитивная жизнь, примитивный быт, примитивные развлечения, разгоняющие мысли и не требующие переживаний. 180

А так уж ли мы ортодоксальны (привержены одной идее)? При нашей-то практичности! При нашей способности объяснить любые спазмы, возвраты, отказы, застои? Но вот что любопытно: не страшась никаких зигзагов, пересмотров, перестроек, мы всегда настаиваем на их библейском происхождении, на вечности генеральной линии, на величайшей прямизне наших зигзагов. 180

  Главная доктрина учения Маркса гласит: практика – критерий истины. Значит, вся наша практика и есть истина марксизма. 181.

«Самая научная философия» не требовала даже аргументов – только утверждения. Анализ подменён пророчествами, реалии – чудесами. Для неё вообще не существовало вопросов: как? Почему? на каком основании? Скажем, что будет движителем научно-технического прогресса в отсутствие конкуренции? Как обеспечить равенство при наличии биологического неравенства людей? Что является критерием достоверности социальных прогнозов? Маркс никогда и нигде не говорил о предпосылках, условиях, способах, механизмах. Коммунистическое общество вырастает у него как чудо. 182

Абсолютное право на абсолютное учение – это лишение права на индивидуальное сомнение. Лишение права на сомнение – это утрата права на развитие. Утрата права на развитие – это остановка, это деградация, это обращение высоких идеалов в свою противоположность. 182.

Маркс сам признавал неотличимость своей философии от политики. «Истинной философия становится, только став политикой». – Замечательное признание! 183

«Самая научная» философия – не что иное, как «овеществлённая» идеология, в которой исторически процесс отождествлен с механизмом.

Наука и идеология исключают друг друга. Надо выбирать между научностью и революционностью, доказательством и насилием. Научное по определению политически нейтрально, ибо научное – это воспроизводимое везде и при любых условиях. Если имярек доказал, то он либо действительно доказал (в рамках этой парадигмы), либо сфальсифицировал доказательство – и тогда он просто шарлатан. 183

«Научная», особенно «единственно научная» идеология – и есть триумф шарлатанства. 183

Естественнонаучные законы есть законы бытия вещей – того, что есть. Общественно-исторические и этические законы – того, что должно быть.

Естественнонаучные законы действуют вне нашего желания. Для того, чтобы заставить действовать исторические, социальные, этические – необходимо наше желание. А что же это за закон, за который надо бороться и погибать? Закон, который можно ускорить, остановить, повернуть вспять? Закон, который сработает или не сработает по нашей воле? Закон, которому можно сопротивляться или приостанавливать его действие? Закон как подрывная деятельность, как массовое насилие, как групповая борьба?

К тому же не закон вытекает из борьбы, а борьба из закона… Какой-то агрессивный, провоцирующий, натравливающий закон.

…марксизм развил в нас внутреннюю цензуру… 190.

Не случайно всю жизнь Маркс и Энгельс с поразительным усердием утверждали относительность морали и этики, стремились доказать ложность библейского «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». 207.

«Все этические учения, стоящие на почве признания общих для каждого человека принципов морали, признают в различных формах эгоизм в качестве основы нравственного поведения индивида.

МАРКСИСТСКАЯ ЭТИКА, ОТРИЦАЮЩАЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ МОРАЛЬ, ОТРИЦАЕТ И ЭТИКУ

КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МОРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП, ТОЧНО ТАК ЖЕ КАК ОТРИЦАЕТ ОНА В КАЧЕСТВЕ ТАКОГО ПРИНЦИПА И АЛЬТРУИЗМ.    КЛАССОВАЯ ЭТИКА ПРОЛЕТАРИАТА ВРАЖДЕБНА РАСПЛЫВЧАТОМУ НАДКЛАССОВОМУ ПРИНЦИПУ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО АЛЬТРУИЗМА».

Большая советская энциклопедия. Первая 1935г. “Эгоизм”

«Ф.Энгельс писал о том, что не только каждый класс, но даже каждая профессия имеет свою собственную мораль». 268.

Марксистская этика. А.И.Титаренко. Москва. Политиздат, 1980

«Так точно и детская преступность не только не означает какого-нибудь дефекта в психике ребенка, но, наоборот, вяжется и очень легко уживается с большой общей одаренностью. Моральные проступки не только не означают неумения ребенка образовывать социальные навыки или его неспособности к социальному сожительству, напротив, очень часто такой ребенок проявляет необычайную хитрость, ловкость, смышленость, подлинный героизм и, что самое важное, величайшую приверженность к какой-нибудь особой морали – уличных воришек или «карманников», которые имеют свою мораль, свою профессиональную этику, свое понятие о добре и зле». 217

Л.С. Выготский. 1896-1936г Педагогическая психология. М. 1996г

Подлинные улучшения никогда не даются даром, быстро и сверху. Они даются не путем бунта или декрета, а долгим и болезненным путем культивации и усовершенствования, прежде всего нравственного. Это тернистый путь, говорит Данте, но он единственный. 212.

Когда твою истину затаптывают, когда личное мнение загоняют вглубь, когда человека принуждают молчать, это разновидность убийства – убийства духа. А когда нет духа, материя – труп. 218.

Философия, наука, знание суть диалог. Здесь он невозможен: чтобы вести его, необходимо иметь возможность усомниться в себе или хотя бы признать ценность в себе или хотя бы признать ценность другого. Мы же способны только чернить все и вся; наш диалог – мат. Не спорят же с безумцем страдающим манией величий. 221.

Основа идеологии слово, язык, новояз. Идеологическое слово – отдельная проблема, ждущая своих исследователей. Чудовищной идеологии соответствует чудовищный текст. Дело не в штампах, лживых лозунгах или пустой болтовне – суть в бесчеловечности языка. Это самый бесчеловечный язык из когда-либо изобретённых.  Новояз очищали от слов, обеспечивающих инакомыслие. Идеологический новояз жизни гораздо опаснее – он очищает жизнь от жизни. А ведь и в 1989-м еще публиковались Краткие словари по научному коммунизму, в которых читаем, что бюрократия – «привилегированный слой людей в эксплуататорском обществе», что по качеству жизни мы находимся далеко впереди, ибо имеем высочайшую  социальную стабильность существования (вся страна), уверенность в завтрашнем дне (вся страна), коллективизм, дружбу народов (Фергана, Кишинев, Карабах), нравственное здоровье (вся страна), что компьютеризация «влечет за собой резкое обострение» — там, за бугром, и расцвет здесь, что сельское хозяйство в развитых странах Запада «продолжает отставать» и приводит к катастрофическому разорению крестьянства и его миграции в города и что «разрешение антагонистического противоречия… может быть достигнуто только в результате социалистического преобразования общества» и  т. д. без конца. 230

«Нечто очень похожее случилось и с философским языком. Возьмите в руки любой учебник по марксистской философии и вы увидите, что весь он состоит из таких же потусторонностей. Их невозможно привести в движение. Ими нельзя профессионально оперировать. Они не поддаются никакому развитию мыслью. А складывался этот язык по законам достаточно простого механизма»

Мераб Мамардашвили. Как я понимаю философию. Москва 1990г.

Язык идеологии примитивен и унизителен: догматизм, оппортунизм, упадничество, ересь, буржуазная глупость, ревизионизм – когда возникает такая терминология, значит говорит идеология. 230

Номенклатура хочет обезопасить свою власть и сладкую жизнь от народа, которого она страшится и чуждается. Но невозможно об этом искренне сказать. И вот начинаются словоизлияния о «нерушимом единстве партии и народа», о «руководящей и направляющей роли партии», а все инакомыслящие изображаются морально разложившимися типами, купленными империализмом. 230

 Уже при Сталине выдвиженцы, призванные «определять политику партии на местах» подбирались из людей малограмотных. Таким легче было «доверить» идеологию – не потому, что они ничего в ней не смыслили, а потому, что, безразличные к идеям как таковым, они остервенело защищали свой новый статус и свою сладкую жизнь. 232

Идеология была основой стабильности тоталитарного общества, она гарантировала пассивность и конформизм населения, сплочённость общества и отсутствие этнических конфликтов. Идеология была общим мифом и творила мифы о мире, юношестве и человеке, навязывая массам «единственно правильный» вид мышления, внушая им безошибочность и превосходно внедренных в сознание идей. Она заставляла огромные массы верить идее и не верить глазам своим. 232

Это умение пропагандой создавать в умах людей мир, отличный от того, в котором они живут, — одно из самых «чудесных» свойств коммунистов.

Это же надо было убедить людей, что торговать – стыдно, а расстреливать – не стыдно. 

Одних обучением приучают мыслить, других – верить. Чему можно обучить мыслящего? Фанатизму? Фашизму? Экстремизму? Нет, мыслящая личность сама найдет, где, чему и как ей учиться. Идеологии изобретают для не-мыслящих: не умеющих или не желающих мыслить. 235

Идеология как способ манипулирования сознанием зиждется на том, что человек-масса не знает, что ему необходимо. Ему нужно внушить его желание, играя на его же глубинных импульсах. 235

Ведь конечной целью любой идеологии является такое воздействие на массу, в результате которого личный интерес каждого должен быть отождествлён им самим с интересами очередных «ста семейств».

Страшна не масса, страшны фюреры, способные внушить ей всё, что угодно.

Из всех идеологий самая страшная – пекущаяся о моём счастье, о моей свободе, о моём будущем: о моей тюрьме. Самое страшное в идеологии: сделать мою жизнь делом других.

Утрата иммунитета ко лжи, вера в лжепророков превращает народ в стадо, нагнетает истерию, рождает готовность броситься в пропасть вслед за обезумевшим бараном.

Там где начинается идеология, там кончается человеческое «я». Там, где начинается идеология, там кончается личность и начинается стадо: мы, по приказу выбрасывающие руки, по приказу чеканящие шаг, по приказу зрячие и про приказу слепые, по приказу жрущие любую ложь и отрыгивающие её «собственной» правдой. Мы! – граждане состоявшегося прекрасного бравого мира…236

Самое страшное потенциальное оружие – психологическое. Когда прогресс психологии даст властям, ведающим делами идеологии, возможность заставить кого-угодно верить во что-угодно, тоталитаризм станет непобедимым. 240

428. Предсказание поведения.

Если индивиду присущи качественные характеристики а, в, с, то мы можем предсказать высокую вероятность того, что он продемонстрирует модели поведения х, у, з.

1). Мы можем со значительной точностью прогнозировать, кто будет хорошим студентом, хорошим руководителем на производстве, хорошим страховым агентом и т.п.

2). Мы знаем, как заранее определить успех в школах, готовящих армейских офицеров, и как заранее определить успех в боевых действиях.

3). Мы можем прогнозировать, насколько радикальным или консервативным будет потенциальный деловой руководитель.

4). Мы знаем, как обнаружить тех членов организации, которые могут стать источником конфликтов и правонарушителями.

5). Мы можем выбрать тех людей, которые легко поддаются убеждению, кто уступает давлению группы, или тех, кто не сдаёт своих позиций.

6). Мы можем прогнозировать склонен ли человек к предвзятости или нет.

Условия вызывающие определённое поведение в группах.

7). Мы знаем, как создать в производственном или учебном коллективе условия, ведущие к росту продуктивности, обновлению и улучшению нравственности.

8). Мы знаем, как в любой группе создать такие условия для руководства, которые приведут к развитию личности всех членов группы, а также к росту производительности, обновлению и улучшению моральной обстановки в группе. (Если руководитель принимает чувства членов группы и свои собственные, если он относится к другим с сочувствием и пониманием, если он позволяет и приветствует свободные дискуссии, если он разделяет с группой ответственность, то у членов группы отмечается развитие личности, а группа функционирует более эффективно, более творчески и в более благоприятном моральном климате).

9). Мы знаем, как создать условия для усиления психической ригидности (постоянства) членов группы.

10). Мы многое знаем о том, как создать условия для влияния на реакцию покупателя и общественное мнение.

11). Мы знаем, как воздействовать на покупателей путём создания условий, обеспечивающих удовлетворение не осознаваемых ими потребностей, которые мы смогли определить. (Исследования привели к организации торговли, обращенной к неосознаваемым мотивам человека – его неосознаваемым сексуальным, агрессивным желаниям, стремлению к зависимости).

Условия, оказывающие определенное влияние на человека.

12). Мы знаем, как создать условия, при которых многие люди, будут считать правильными утверждения, противоречащие их ощущениям.

13). Мы знаем, как добиться изменения мнения человека в нудном направлении, при этом человек не осознает стимулов, вызвавших изменение его мнения.

14). Мы знаем, как влиять на психологическое настроение, ценности, поведение, используя лекарства.

15). Мы знаем, как создать условия, вызывающие отчётливые галлюцинации и другие реакции у абсолютно нормального человека в состоянии бодрствования.

16). Мы знаем, как использовать слова самого человека, чтобы раскрыть все тревожащие его области опыта.

17). Нам известны определённые отношения, которые, будучи созданными консультантом или терапистом, могут привести к определённым полезным изменениям в личности и поведении клиента.

18). Мы знаем, как разрушить структуры личности человека, подорвав его уверенность в себе, разрушив его «Я-концепцию» и сделав его зависимым от другого человека.

Если мы с вами реагируем одинаково, то вы поймёте, что некоторые стороны нарисованной мною картины вызывают глубокий страх»

Карл Роджерс. Наука о поведении и человек. 1954г.

Перед идеологами стоит нелегкая задача: они должны сделать учение ясным и эзотерическим одновременно. Последнее необходимо, чтобы любое ослушание можно было объявить результатом плохого усвоения текста. 241

Неумение людей слушать друг друга, следование за собственной пристрастностью, выкрикивание лишь собственных доводов без заботы о том, воспримет ли их сознание оппонента, — доведены здесь до предела. 241.

Принимать готовую точку зрения очень удобно – минимум затрат. Жизнь трудно, и человеку-массе хочется обрести покой хотя бы в области мышления. Действительность и без того слишком сложна, зачем ещё мучиться неуверенностью и сомнением? Показывайте нам вещи с одной стороны, чтобы нас не сбивали с толку их другие стороны и изнанка. 245

420. По одному-единственному человеку можно определить, масса это или нет. Масса – всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как и все», и не только не удручён, но доволен собственной неотличимостью. …избранные – не те, кто кичливо ставит себя выше, но те, кто требует от себя больше, даже если требование к себе непосильно.

423. они живут без жизненной программы.

430. Психологический рисунок сегодняшнего массового человека: эти две черты – беспрепятственный рост жизненных запросов и, следовательно, безудержная экспансия собственной натуры, и второе, врождённая неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь. Обе черты рисуют весьма знакомый душевный склад – ИЗБАЛОВАННОГО РЕБЁНКА.

433. Непреложное право на собственный взгляд без каких-либо предварительных усилий его выработать как раз и свидетельствует о том абсурдном состоянии человека, которое я называю «массовым возмущением». Это и есть герметизм, закупорка души. В данном случае – герметизм сознания. Человек обзавёлся кругом понятий. Он полагает их достаточными и считает себя духовно завершённым. И, ни в чём извне нужды не чувствуя, окончательно замыкается в этом кругу. Таков механизм закупорки.

Массовый человек ощущает себя совершенным. Человеку незаурядному для этого требуется незаурядное самомнение, и наивная вера в собственное совершенство у него не органична, а внушена тщеславием и остаётся мнимой, притворной и сомнительной для самого себя. Поэтому самонадеянному так нужны другие, кто подтвердил бы его домыслы о себе. И даже в этом клиническом случае, даже ослеплённый тщеславием, достойный человек не в силах ощутить себя завершенным. Напротив, сегодняшней заурядности, этому новому Адаму, и в голову не взбредёт усомниться в собственной избыточности. Самосознание у него поистине райское. Природный душевный герметизм лишает его главного условия, необходимого, чтобы ощутить свою неполноту, — возможности сопоставить себя с другими. Сопоставить означало бы на миг  отрешиться от себя и вселиться в ближнего. Но заурядная душа  не способна к перевоплощению – для нее, увы, это высший пилотаж.

Словом, та же разница, что между тупым и смышлёным. Один (смышлёным) замечает, что он на краю неминуемой глупости, силится отпрянуть, избежать её и своим усилием укрепляет разум. Другой (тупым) ничего не замечает: для себя он – само благоразумие, и отсюда та завидная безмятежность, с какой он погружается в собственный идиотизм. Подобно тем моллюскам, которых не удаётся извлечь из раковины, глупого невозможно выманить из его глупости, вытолкнуть наружу, заставить на миг оглядеться по ту сторону своих катаракт и сличить свою привычную подслеповатость с остротой зрения других. Он глуп пожизненно и прочно. Недаром Анатоль Франс говорил, «ЧТО ДУРАК ПОГУБНЕЙ ЗЛОДЕЯ. Поскольку злодей иногда передыхает».

Раз и навсегда освящает дурак ту мешанину прописных истин, несвязных мыслей и просто словесного мусора, что скопилась в нём по воле случая, и навязывает её везде и всюду, действуя по простоте душевной, а потому без страха и упрёка.

435.Раньше чернь не присваивала себе умозрительных суждений, например, о политике или искусстве, и не определяла, что они такое и чем должны стать.

Сегодня, напротив, у среднего человека самые неукоснительные представления обо всём, что творится и должно твориться во вселенной, ПОЭТОМУ ОН РАЗУЧИЛСЯ СЛУШАТЬ. Зачем, если все ответы он находит в самом себе? Нет никакого смысла выслушивать, и, напротив, куда естественнее судить, решать, изрекать приговор. Не осталось такой общественной проблемы, куда бы он ни встревал, повсюду оставаясь глухим и слепым и всюду навязывая свои «взгляды».

437. Массовый человек даже не подозревает, каков он, тот хрупкий мир, в котором живут идеи. Он хочет высказаться, но отвергает условия и предпосылки любого высказывания.

Привычка ощущать превосходство постоянно бередит желание господствовать. И массовый человек держится так, словно в мире существует только он и ему подобные, а отсюда и его третья черта – вмешиваться во всё, навязывая свою убогость бесцеремонно, безоглядно, безотлагательно и безоговорочно, то есть в духе «прямого действия». стр.447

Хосе Ортега –И – Гассет. Восстание масс. (1883-1954)

Любая идеология деформирует многообразную истину в желательную для идеолога сторону. Поэтому «научная идеология» — нонсенс, что-то вроде честнейшего шарлатана.

«В марксистско-ленинской этике научность органически сопряжена с коммунистической идейностью.

Научность переходит в партийность. Партийность становится предпосылкой научности». 348

Для решения этого вопроса требовалось коренное изменение как методологических основ, так и идеологических ориентаций этики, что и было осуществлено марксизмом. 18.

Марксистская этика. Титаренко. М. 1980

Перед нами «научная идеология», отвергающая не только другие идеи, но и все науки, опасные для неё: антропологию, вайоленсологию (природа агрессивности), полемологию (наука о войне), социальную этологию, социометрию, социатрию (наука о лечение социальных систем), бихевиоризм, психоанализ, революциелогию … да что там по мелочам – историю, философию, психологию, все челоковедение как таковое.

А зачем всё это нам, если идеология – превыше всего: личности, индивидуальности, культуры? .. 247

Если у человека отнята инициатива и свобода воли, тогда, действительно, для него уже «нет ничего хорошего в подлунном мире…»

Антоний Подуанский читал проповеди рыбам, долженствующие переродить их, но оставляющие рыб абсолютно равнодушными. 249

Пропаганда.

Психологическое порабощение – современная форма варварства, дикарства, рабства. Мы недалеко ушли от туземцев Саравака и Борнео с их духами, фетишами и колдунами. С той разницей, что там была, пусть первобытная, но культура, а здесь продуманная психологическая обработка, расчетливое овладение человеческим сознанием, научная разработка правдоподобной лжи, предназначенная для широкого потребления.

Пропаганда восходит к проповедованию, а последнее построено на том принципе, что одурачиваемый должен как можно меньше знать и как можно больше верить. С той разницей, что религиозная проповедь возвышала душу, а пропаганда порабощала её, выдавая за истину ложь. При известной настойчивости и усердии узнику можно внушить, что он абсолютно свободен и он не только уверует в это сам, но и понесет «свет великой идеи» другим и тогда темница с 288-ю миллионами заключённых получит наименование «самой свободной страны в мире».

Вот что такое пропаганда…

Три кита всех разновидностей тоталитаризма: пропаганда, партия, террор. 251

Воздействие пропаганды должно быть направлено главным образом на чувства и только в очень ограниченной степени – на так называемый разум.

«Мы можем легко вывести из узкого личного круга все эгоистические чувствования, то есть научить ребенка реагировать не на свою личную обиду, но на обиду свой страны, своего класса, своего дела. Поэтому и разделение чувство на низкие и высшие, эгоистические и альтруистические должно отпасть, так как всякое решительно чувство может быть направлено воспитателем в любую сторону и связано с любым раздражителем. Таким образом, воспитание чувств есть всегда, в сущности, перевоспитанием чувств, что есть изменение в направление эмоциональной прирожденной реакции. Для педагога открывается в эмоциях чрезвычайно ценное средство воспитания тех или иных реакций. Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией. Ни одна моральная проповедь так не воспитывает, как живая боль, …

Прежнее воспитание бесконечно логизировало и интеллектуализировало поведение, и в результате возникало то страшнейшее «засушение сердца», то полное отсутствие чувства, которое делалось непременной чертой каждого человека, прошедшего такое воспитание.

Стр. 106. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика. Все остальное есть мертвое знание.

Стр. 161. … полный волевой акт следует понимать как такую систему поведения, которая возникает на основании инстинктивных и эмоциональных влечений организма и всецело предопределена ими.

Стр. 166. Мы начинаем понимать, что мышление само возникает только на инстинктивной и эмоциональной базе и направляется именно силами последней. Установление эмоционального и активного характера мышления представляет едва ли не важнейшее завоевание психологии последних десятилетий.

С особой настойчивостью выдвигается и подчеркивается обстоятельство, что мысль всегда означает необычайную заинтересованность организма в том или ином явлении, что мышлению присущ активный и волевой характер, что в своем течении мысли подчиняются не механическим законам и достоверности, но психологическим законам эмоции

Стр. 171. Всякий знает, насколько бессильно мышление в борьбе с эмоциональными и инстинктивными влечениями. Никакое моральное предписание не может заставить нас поступать вопреки влечению».

Выгодский. Педагогическая психология.

Феномен Брежнева – полная моральная деградация, культурный упадок. 275

306. Надо крепко усвоить ту истину, что если «только не мы», то обязательно и «только не я». Здесь один из истоков иждивенческой психологии, безынициативности, духовной апатии, кичливости, халатности, безответственности. Здесь одно из объяснений того, почему масса нашей энергии уходит не на решение тех или иных проблем, которые ежедневно, ежечасно возникают перед каждым членом общества, а на поиски объективных причин, мешающих якобы эти проблемы решить. Виноват будет кто угодно – смежник, железная дорога, засуха и т.д. Только не Я. Отсюда все наплевательство: всех и на вся.

Если откинуть общечеловеческую мораль, общечеловеческую нравственность, если уничтожить достоинство личности, отучать человека мыслить, то каким он будет, новый человек? 308.

В катехизисе революционера неофиту (новичок) предлагалось рядом зверских поступков довести народ до неотвратимого бунта, для чего необходимо соединиться с «диким разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России». 315.

Конформизм эксплуатировался в одной упряжке с невежеством. Коммунизм начинался с невежества, существовал благодаря невежеству и умножал невежество. Противоестественность «государства рабочих и крестьян», помимо прочего, состоит в торжестве над культурой, хама – над высоколобым. Стабильность противоестественного режима в освобождении человеческого варварства от пут культуры. 366.

Устранение конкурентов и отбрасывание разума и нравственности ради догматизма и всеволия. После устранения «умников» уже не оставалось преград для абсолютного оболванивания масс. 380.

Человек, который знает наши принципы, не может опасаться, что наличие судимости в прошлом угрожает поставить его вне рядов революционеров. 381.

Речь шла об уничтожении культуры. 382.

 «централизация руководства и децентрализация ответственности»  Ленин т. 5 с. 188 384.

«Там, в западноевропейских странах начать революцию труднее, потому что против революционного пролетариата стоит высшая мысль культуры и рабочий класс находится в культурном рабстве Ленин т 36 с 440» 410

449. Карьера становилась жизненной программой молодежи, всюду проникало лицемерие.

Sapienti Sat