«Эмоциональный интеллект на работе» Дэниел Гоулман (конспект)

Документ содержит важные мысли книги, а также подтверждающие, опровергающие или поясняющие цитаты других авторов. Данный материал не заменит книги, но поможет в ее понимании. Рекомендуем изучить его перед тем, как приступить к прочтению книги.


Правила работы все время меняются. Теперь о нас судят, пользуясь новым критерием: не просто ориентируясь на то, насколько хорошо и быстро мы соображаем, или на уровень нашей профессиональной подготовки или эрудиции – в расчет принимается еще и то, насколько хорошо мы владеем собой и ладим с другими. Этот критерий оказывается чуть ли не главным, когда приходиться решать, кого уволить, а кого нет, кого с легкой душой можно отпустить, а кого надо бы удержать, кого можно обойти по службе, а кого следует продвинуть. 7

У рабочих отсутствует мотивация к продолжению обучения и совершенствованию в работе. Четверо из десяти не способны работать в сотрудничестве с коллегами. Молодые люди на дух не выносят критику – они занимают оборонительную или враждебную позицию, когда им объясняют, как они себя ведут. Они реагируют на замечания так, будто это личный выпад. 21

Требования работодателей:

  • Умение слушать и искусство устного общения.
  • Приспособляемость и творческая реакция на препятствия и неудачи.
  • Личное умение справляться с работой, уверенность, мотивация работать для достижения целей, потребность делать карьеру и гордиться достижениями.

Тремя самыми важными способностями являются умение общаться, навыки межличностных отношений и инициативность. 22

Эмоциональный интеллект играет гораздо более важную роль, чем коэффициент умственного развития. 33

Дар эмоционального интеллекта усиливается когнитивными навыками. 38

Вышедшие из-под контроля эмоции могут превратить умных и находчивых людей в тупиц. 38

Если у человека плохо с самосознанием, то он не заметит и собственные недостатки и не приобретет достаточной уверенности в себе, которая проистекает от убежденности в своих достоинствах. 42

Сознательность – принятие на себя ответственности за свою работу. 44

Коммуникация – умение слушать без предубеждения. 45

Умение слушать и понимать. 48

Консерваторы – не умели слушать или учиться. 63

Группа несостоятельных реагировала на неуспех и критику переходом к обороне, начиная отпираться, выкручиваться или обвинять других. 64

Часть 2 Умение владеть собой.

Стремление самоутвердиться и оставить свой след в мире в наивысшей степени проявляется, когда нам двадцать, тридцать и немного за сорок. Но если нам лет сорок пять или уже за пятьдесят, мы обычно пересматриваем свои цели, потому что в это время люди часто полностью осознают, что жизнь имеет пределы, с осознанием того, что люди смертны, происходит пересмотр того, что действительно ценно на этом свете. 87

Чувства – это не что иное, как версия сложившейся ситуации в представлении организма. 91

Точная самооценка:

  • знают свои сильные и слабые стороны,
  • склонны к размышлениям и учатся на опыте,
  • доступны для откровенной обратной связи, новых перспектив, способны к постоянному усвоению знаний и саморазвитию, — способны проявлять чувство юмора и видеть себя в истинном свете. 92

Потребность казаться совершенным заставляет людей избегать самосознания, поскольку, познав себя, они были бы вынуждены признать ошибки и слабости, что для них практически невыносимо. Подобная необходимость отрицания побуждает этих людей сопротивляться всяческой обратной связи – и может превратить их в страшный сон для тех, кто вынужден работать с ними или на них. 98

Самой большой проблемой у нас является повсеместное отсутствие самоосознания. 99

«Четыре уникальных человеческих дарования, о которых мы говорили, присущи всем людям, за исключением, может быть, некоторых душевнобольных, лишенных самосознания. 46

Самосознание

1. Способен ли я отстраниться от своих мыслей и чувств, чтобы изучить их и изменить?

2. Осознаю ли я свой образ мышления и то воздействие, которое он оказывает на мои установки и поведение, а также на результаты, которых я добиваюсь в своей жизни?

3. Осознаю ли я различия между своими биологическими, генеалогическими, психологическими, социологическими сценариями и моими собственными глубинными представлениями?

4. Когда реакция окружающих на меня или мои поступки не соответствует моему самовосприятию, способен ли я оценить эту информацию, сравнить её со своими представлениями о самом себе и извлечь из неё уроки? 47

Самосознание является основой всякого другого знания. Пока мы не узнаем себя и не осознаем свою индивидуальность, свою обособленность от других людей и окружающей среды, пока не сможем абстрагироваться от себя, чтобы понаблюдать за своими тенденциями, мыслями и желаниями со стороны, у нас не будет опоры для понимания и уважении других людей, не говоря уже об изменении себя». 50

Стивен Р. Кови «7 навыков высокоэффективных семей. Как создать по-настоящему крепкую семью в наше неспокойное время». Минск 2007

Самовлюблённый человек, который не признает за собой никаких изъянов, преувеличивает свои способности и уклоняется от обратной связи, ничего не желая слышать ни о каких своих недостатках. 99

Отличные работники сознательно стараются установить обратную связь с теми, с кем они общаются, так как хотят узнать как именно их воспринимают эти люди, понимая, что такая информация имеет для них особую важность. Те кто достиг самосознания, оказываются лучшими исполнителями. 100

Оперативная память действует лучше всего, когда ум спокоен. Но в чрезвычайной ситуации мозг переходит в режим самозащиты, отбирая ресурсы у оперативной памяти и передавая их в другие отделы, чтобы сохранить сверхбдительность чувств, — эта ментальная установка предназначена для выживания.

Пока сохраняется критическое положение, мозг возвращается к простым и самым привычным, рутинным действиям и реакциям и отказывается от сложного мышления, творческих озарений и долгосрочного планирования. В фокусе внимания – текущий момент или насущная критическая ситуация. 109

Эмоциональная компетентность подразумевает, что у нас есть выбор, как именно выражать свои чувства. 120

Крайнее проявление личной ответственности на работе, по всей вероятности, состоит в поддержании контроля над собственным душевным состоянием. 123

Даже если приходиться делать что-то, что в первый момент не вызывает у меня особого интереса, то обычно стоит мне только взяться за это дело, как я нахожу его стоящим в том смысле, что оно чему-то меня учит. 131

Перемены – удобный случай развиться, сделать шаг вперед. 131

Те, кто никогда не признаёт оплошностей или недостатков или беззастенчиво «расхваливает» себя, свою компанию или продукцию, подрывают доверие к себе. 133

Добросовестность – пунктуальность, старательность, внутренняя дисциплинированность и скрупулёзная честность – это основа основ успеха в любой сфере деятельности. 138

Необходимо быть гибкими воспринимать неприятную информацию, не уходя в самооборону. 141

Всякое внимание избирательно, и мы автоматически пристально всматриваемся в то, что имеет для нас наибольшее значение. 163

Инициативные люди начинают действовать, не дожидаясь, что их к этому вынудят внешние обстоятельства, имея целью избежать до того, как они возникнут, или воспользоваться благоприятной возможностью. 181

Свойство реагировать на события, вместо того чтобы всегда быть к ним готовыми, характерно для тех, у кого недостает инициативности. Если люди не умеют предугадывать развитие событий, им приходится работать, в критическом режиме. Такие работники, как правило, отстают по срокам и вынуждены постоянно справляться с чрезвычайными обстоятельствами, которых они никак не ожидали. 181

Тем, кому недостает инициативности, чаще всего машут рукой на себя… и свою работу. 184

У нее не было привычки сначала послушать, а затем присоединиться к разговору. Она с ходу разражалась монологом – какой-нибудь жалобой или критической тирадой, которые не имели ничего общего с темой беседы, — и трещала без умолку, не обращая внимания на то, что все вокруг уже зевают от скуки. 195

Те, кто не умеет слушать или просто не слушает, производят впечатление людей равнодушных или невнимательных, что, в свою очередь, заставляет других меньше с ними общаться. 201

«Ошибки, порожденные беспечностью или безразличием, нетерпимы, к ним нужно относиться крайне жестко. Как правило, беспечный или безразличный работник представляет собой угрозу для любой деятельности, поэтому, чем быстрее его отстранят от работы, тем лучше». 31

Дон Фуллер «Управляй или подчиняйся». 1963г Москва 1992г

Беспечность – беззаботный, легкомысленный

Толковый словарь Ожегова

Беспечность – ни о чем не пекущийся, беззаботный, легкомысленный, нерадивый, неусердный, равнодушный; безответственный, беззаботный.

Толковый словарь Даля

Безразличие – Равнодушие, безучастие

Толковый словарь Ожегова

Безразличие – одинаковость

Толковый словарь Даля

Равнодушный – безразличный, безучастный к людям.

Толковый словарь Ожегова

Равнодушный – безучастность, отсутствие желанья; умышленно, намеренно, с расчетом уклоняться от участий в чем.

Толковый словарь Даля

«Всё дело во внимании; без внимания нельзя ничего достичь: недостаток внимания есть не что иное, как недостаток мысли, иначе говоря – либо глупость, либо безумие. Напротив, рассеянность, которая есть не что иное, как беспечность и недостаток внимания к тому, что происходит вокруг, делает человека до такой степени похожим на дурака или сумасшедшего, что я, право же, не вижу особой разницы между всеми тремя. У дурака никогда не было способности мыслить; сумасшедший потерял её; а человек рассеянный на время тоже её лишился».14

Честерфилд

Способность внимательно слушать означает умение выходить за пределы того, что говорится вашим собеседником, задавая вопросы, пересказывая своими словами услышанное, дабы убедиться, что вы правильно его поняли. 201

Если оглянуться назад, то одной из самых больших моих неудач в бизнесе было то, что в молодые годы я не искал наставлений. Я настолько боялся показаться некомпетентным, что не обращался за советом насчет того, как вести дела. Поэтому я оборвал многие отношения, которые потенциально были бы полезными с точки зрения «натаскивания» в делах. А теперь моя молодая помощница возникает в дверях и спрашивает совета, как ей обратиться с каким-нибудь вопросом к нашему президенту или как справиться с какой-нибудь ситуацией. Она толковая. 212

Эмоциональная компетенция основывается на умении владеть своими эмоциями и эмпатии, позволяя людям видеть вещи в истинном свете, не попадая под влияние собственного мнения. 232

Человеческие существа изначально являют собой игроков одной команды. 286

Многим людям приходится трудно, потому что они не понимают, как включиться в ситуацию, где уже присутствуют люди, как стать участниками взаимоотношений. 291

Люди, не умеющие общаться, не настроенные на чувства других, становятся тормозом для общих усилий… особенно если они не умеют устранять разногласия и налаживать плодотворное общение. 296

У человека могут быть всякие эмоции, но нельзя им позволять управлять собой. 340

Основные правила изменения поведения. 351

      Заинтересованность, мотивация и готовность к переменам – необходимость предварительных условий посещения занятий и получения пользы от обучения. Если люди по-настоящему не готовы ничего менять, то сам этот факт может стать для них первым центром внимания. Все остальное будет напрасной тратой времени. Если люди не готовы к действию, то их принуждение приведет к катастрофическим последствиям: притворству лишь затем, чтобы угодить другим; чувству обиды вместо энтузиазма; уходу с работы. 380

Людям, не готовым к переменам, возможно, будет полезно выяснить свои собственные ценности и составить представление о самих себе, чтобы понять, хотят ли они вообще что-нибудь менять. 380

У одних людей уже есть навыки и умения, обучаться которым их посылают, другим они просто не нужны. А некоторые даже возмущаются тем, что им приходится отправляться на обучение, или просто не видят в этом смысла – им на все плевать. 383

Информация по обратной связи лежит в основе любых изменений. Осведомленность о том, как мы себя ведём, держит нас на верном пути. Обратная связь в своей самой примитивной форме означает, что кто-то замечает, используется ли вообще – и насколько хорошо – новая компетенция, и дает нам об этом знать. 388

Эмоциональный мозг меняет свои привычки не за считанные часы и дни, а на протяжении недель и месяцев. 389

Когда усердно трудишься, преступлением считается желание поживиться на чужой счет, а вовсе не отсутствие успеха. 441

Эмоциональный интеллект – это определение относится к способности сознавать собственные чувства и чувства других людей, вырабатывать для себя мотивацию и справляться с эмоциями как в самих себе, так и в отношениях с другими людьми. 453

Самосознание – точно оценивать свои достоинства и недостатки. 467

Не то чтобы они не могли найти решение… они подчас не видят проблему. Люди на этом этапе вообще не готовы. Они отрицают, что у них есть потребность что-то изменить в первую очередь. Они сопротивляются любой попытке помочь им измениться… они просто не видят в этом необходимости. 469