Челпанов. Психология. 1918 г (конспект)

Документ содержит важные мысли книги, а также подтверждающие, опровергающие или поясняющие цитаты других авторов. Данный материал не заменит книги, но поможет в ее понимании. Рекомендуем изучить его перед тем, как приступить к прочтению книги.

Челпанов «Психология»

Закон – это определённая постоянная связь между явлениями. 5

Установление причинной связи есть одна из задач наук о природе. Такую же задачу поставляет и психология, то есть она желает определить причинную связь между психическими явлениями. 5

…психология есть такая же опытная наука, как и естествознание. 7

Физический процесс, который является причиной ощущений, мы будем называть раздражением 33

Наивный реализм. Если бы мы предложили какому-либо простолюдину вопрос, считает ли он цвета, звуки, твёрдость, шероховатость и прочее существующими объективно, то есть существующими вне нас, во внешнем мире, в природе, то он ответил бы, что для него представляется несомненным, что вне нас существуют цвета, звуки, которые оказывают воздействие на нас, благодаря чему мы и получаем ощущения цвета, звука, твёрдости и т.п. Такое признание реальности указанных качеств называется «наивным реализмом». Наивный реализм нужно считать совершенно неправильным. 57

Критика наивного реализма. Покажем прежде всего, что цвет не существует объективно реально, а существует только в нашем сознании.

Волны, порождающие ощущения красного цвета, почти в два раза длиннее волн, порождающих ощущение фиолетового цвета. 57

…существование тех или других цветовых ощущений находится в зависимости от устройства нашего глаза. Если бы наш глаз был устроен иначе, то мы увидели бы другие цвета. Ясно, что в природе существуют не цвета, а волнообразные колебания, которые оказывают воздействие на наш глаз, производят ощущения цвета. Между ощущением цвета и между волнообразными колебаниями нет абсолютно никакого сходства. В этом смысле ощущение цвета совсем не есть копия объективно, вне нас существующего цвета, как это думает наивный реалист. 57

Существование цветов обусловливается особым устройством нашего зрительного органа. 58

Вывод из всего сказанного ясен. Если бы все живые существа, организованные подобно нам, то есть имеющие органы чувств, устроенные так, как они устроены у нас, исчезли с лица земли, то небо перестало бы быть голубым, солнце перестало бы сиять и т.п., потому что не было бы существ, которые были бы в состоянии ощущать колебания, вызывающие в нас ощущения цвета неба, света, солнца. 59

Таким образом опровергается взгляд наивного реализма, по которому цвета, звуки запахи, вкусы существуют в природе, именно, в каком мы их ощущаем. 59

Раз ощущения составляют известную совокупность, то такой процесс называется восприятием. Я могу «ощущать» отдельные качества, совокупность же качеств я «воспринимаю». Правильно будет сказать, что мы «ощущаем» звук, мелодия же, как ряд звуков, мы «воспринимаем»; мы ощущаем цвет, гармония же цветов является предметом восприятия. В большинстве случаев предметом восприятия являются вещи. Оттого некоторые психологи под восприятием понимают объективированные ощущения, то есть ощущения, которые мы относим к чему-то объективному, находящемуся вне нас, к каким-либо вещам, объектам или процессам. 65

Глава 12. Об ассоциации представлений.

Самопроизвольное возникновение представлений.

1) представления сами по себе, самопроизвольно могут возникать в нашем сознании, или 2) представления вызываются в нашем сознании каким-то образом, благодаря содействию других представлений или ощущений. 72

Первый случай самопроизвольного возникновения представлений – галлюцинации – это представления о таких предметах, которых в данный момент нет налицо, но эти представления тем не менее кажутся вполне реальными, то есть соответствующими действительности. 73

Бессознательные члены ассоциации.

Суждение есть такой акт соединения представлений, с которым связывается уверенность в том, что утверждаемая связь представлений имеет объективную реальность.

Для полной характеристики процесса суждения необходимо отметить, что суждение всегда имеет отношение к истинности и ложности. Если есть какое-нибудь умственное построение, в котором нет отношения к истинности, то такое умственное построение не есть суждение. 140

«Ещё в древности решено было, что в философском исследовании не приходится и упоминать о тех воззрениях, которые облекаются в мифические формы». Аристотель

В. Лесевич. Что такое научная философия. С-Петербург 1881 г

Когда воспроизведённое представление приобретает такую живость, что кажется нам соответствующим чему-либо реальному, то мы такое представление называем галлюцинацией. 142

Если нам даётся два или несколько суждений, и из них необходимо вытекает новое суждение, то такой процесс называется умозаключением или рассуждением. 143

Понятие причинности. Под понятием причинности мы разумеем убеждение в том, что «в мире существуют постоянные законы», то есть, что в настоящий момент в мире существуют такие же законы, каким мир починялся несколько столетий тому назад. У нас есть убеждение, что такие же законы будут существовать и завтра, и через год, и через сто лет. Но это убеждение доказано быть не может потому что мы ничего не можем возразить тому, который стал бы утверждать, что через год будут действовать совсем не те законы, какие действуют в настоящее время. Таким образом, закон причинности доказан быть не может, но тем не менее он лежит в основе всех наших научных посторенний. В этом смысле он, подобно понятию пространства и времени, является предпосылкой познания. 147

…члены семьи или общины должны починяться известным правилам, которые регулируют жизнь первобытного общества. Без существования таких правил невозможна и сама общественная жизнь. Жизнь первобытного общества даже на самых первоначальных стадиях регулируются определенными правилами, исполнение которых обязательно  для каждого члена общины. Всякое деяние, связное с нарушением этих правил, связано с неодобрением или наказанием. Эти правила, хотя бы они не были написаны, признаются обязательными всеми членами первобытной общины, воплощаются в их жизнь, передаются из поколения в поколение.

Приняв в соображение это обстоятельство, можно объяснить возникновение того сознания обязательности, которое присуще моральному чувству. Исполнение правил, благодаря которым только и может придерживаться общественная жизнь, было всегда обязательно. Эти правила всегда возникают в сознании человека, как нечто такое, что повелевается, что обязательно, что должно осуществиться. 171

Под нравственным характером мы понимаем такой характер, который подчиняется требованию рассудочных мотивов и который не действует под влиянием чувствованных побуждений. Под рассудочными же мотивами мы понимаем известные нравственные принципы, требования; законы и т.п. 191

Во всех душевных болезнях замечается постоянно один очень существенный признак, именно, что в них логическое мышление не регулируется волей. Вследствие этого ход представлений обусловливается просто ассоциациями, то есть больной не устанавливает логической связи между представлениями, но, если в его сознании возникает какое-либо преставление, то следующее за ним преставление возникает главным образом благодаря какой-либо ассоциации.

«Неокортекс запоминает последовательности элементов, а не отдельные элементы окружающего мира;

…неокортекс вспоминает последовательности автоассоциативно;

Ключевое свойство человеческой памяти — автоассоциативную природу. Она способна воспроизвести полную последовательность на основе неполной или искаженной входной информации. Хотя глаза увидят только часть целого, перед вами возникнет полный образ. Причем он будет настолько отчетливым и ярким, что вы вряд ли будете отдавать себе отчет в том, что это всего лишь предположение.

Подобная склонность заниматься постоянным додумыванием фактов редко осознается человеком, однако она является фундаментальной характеристикой памяти. В любой момент времени часть может активизировать целое – в этом состоит суть автоассоциативных воспоминаний. 77

Нервный импульс – это нервный импульс. Он одинаков независимо от того что послужило его причиной. Всё, чем оперирует ваш мозг, — это сигналы.

На этих сигналах и основано ваше восприятие и знание мира. В вашей голове нет света. Там темно. Звук не попадает в ваш мозг. Там тихо. В действительности мозг — это единственная часть вашего тела, не обладающая чувствительностью. В нем нет болевых рецепторов.

Нет никакой картинки и нет никакого изображения, есть только электрические разряды, вспыхивающие в сигналах». 62

Джефф Хокинс, Сандра Блейксли. Об интеллекте. 2002г Москва 2007