«Обществознание» С.М. Гришкевич или компрачикос разума

«Компрачикос прошлого скрывали свою деятельность, но являли результаты; их наследники делают наоборот: действие открыто, — результат — невидим. В прошлом эта жуткая хирургия оставляла следы на лице ребенка, но не в его разуме. Сегодня она оставляет шрамы на разуме, а не на лице. В обоих случаях ребенок не понимает, как его уродуют. Нормальный мозг, данный ему природой, они заменяют умственной отсталостью. Это наилучший способ сделать человека не сознающим собственной жизни с помощью его собственного мозга.
Такой изобретательный метод применяется большинством сегодняшних деятелей сферы образования. Это компрачикос разума»

Айн Ренд, «Возвращение примитива»

Когда я читал критику на «Обществознание» С.М. Гришкевич (пособие для подготовки к ЕГЭ и ОГЕ — изложение школьной программы по обществознанию) в голове постоянно звучало «Этого не может быть!».

Появляется ощущение, что стал частью сюжета какого-то жуткого триллера. Я читали «Восстание примитива» Айн Ренд и, как бы сильно не откликался во мне текст главы «Компрачикос», в глубине души я подозревал, что она перегибает; не могут целенаправленно отуплять нас и наших детей; они же учителя.

Но вот перед моими глазами инструмент пыток над детьми, шрамы от которого, мы носим до самой смерти. Судя по всему, эти жуткие увечья нашего разума и есть причина того, что наша страна медленно но стабильно катится в средневековье.

Бессмысленные пустые выражения («Мировоззрение имеет сложную структуру и строится на основе многих составляющих, объединяя их в одно целое.» стр. 9), необоснованные ложные утверждения и пропаганда антинаучного мышления («Интуиция – способность к прямому усмотрению истины и её постижения без всяких рассуждений и доказательств» стр. 11), определения, нарушающие логические правила определения («Общество – часть материального мира» стр. 22), странная, нарушающая логические правила деления, классификация (знание бывает «Обыденно-практическое, Личностное, Лженаучное, Антинаучное, Донаучное, Паранаучное, Ненаучное»), противоречия («…Свобода каждого человека определяется им самим и его внутренними установками» стр. 17 и «Если бы действия каждого человека совершались только на основе его свободы, мир погрузился бы в хаос.» стр. 21) — малая часть той «каши», которая составляет «Обществознание» С.М. Гришкевич.

Домохозяйка решившая поделиться своим личным взглядом на мир — так оценил бы я данную работу, если бы это не было пособие для подготовки к ЕГЭ и ОГЕ. Кстати, о самой Гришкевич я не смог найти никакой информации.

«Дайте мне ребенка на первый семь лет его жизни, — гласит известная сентенция, приписываемая иезуитам, — и потом вы можете делать с ним, что хотите» Айн Ренд, «Возвращение примитива»

Компрачикос прошлого делали из детей уродов для забавы народа. Сегодня компрачикос разума делают безвольных, неспособных что-либо понимать, апатичных «индивидуумов» для создания «удобного общества.


48 страниц критики книги «Обществознание» С.М. Гришкевич содержат анализ некоторых утверждений автора, альтернативный общепризнанный взгляд на эти же вопросы, а также анализ источников противоречивых взглядов автора книги. Используемая литература:

  1. «А. Залкинд, Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата»
  2. А. Рапопорт. (1911- 2007 г Америка) Три разговора с русскими. М. 2003 г
  3. А. Тонди. Иезуиты. Москва 1955г
  4. А.А. Любищев. О положении в средней школе
  5. А.А.Никольская Возрастная педагогическая психология дореволюционной России. Дубна 1995г
  6. А.И. Введенский. Логика для гимназий. 1913 г Москва 2016г
  7. А.И. Введенский. Психология. 1914 г Петроград 1917
  8. А.Ю. Грибов Как заработать миллиард. Москва 2017 г
  9. Адам Смит. Теория нравственных чувств. 1759 г В России 1868 г Москва 1997 г
  10. Айн Рэнд. Введение в объективистскую эпистемологию. 1966 г Москва 2012 г
  11. Алан Уотс. Книга о табу на знание о том, кто ты есть. 1966г. Киев 1995г.
  12. Александр Зиновьев. Фактор понимания. Москва 2006 г.
  13. Алис Миллер. Вначале было воспитание. 1994 г Москва 2003 г
  14. Алферов А.Д. Родной язык в средней школе. Москва 1911г
  15. Альфред Адлер. О невротическом характере. 1912г Москва 1997г
  16. Альфред Адлер. Понять природу человека. С-Петербург 1997г
  17. Анре Конт-Спонвиль. Философский словарь. 2001 г М 2012 г
  18. Антисфен 444-366г до Р.Х.
  19. Антонио Менегетти. Система и личность. Москва 1996г
  20. Б.Г. Ананьев. 1907-1972 О проблема современного человекознания. 1977г Питер 2001 г
  21. Б.Г. Ананьев. Проблема парной работы больших полушарий в учении Павлова и психология. 1952 г.
  22. Берн. Введение в психоанализ.
  23. Бертран Рассел. (1872-1970) Словарь разума, материи, морали.
  24. Бертран Рассел. Брак и мораль. Написана в 1929г
  25. Бертран Рассел. Человеческое познание.
  26. Блез Паскаль 1623-1662
  27. Брунер.  Психология познания. Москва 1977
  28. В Минто. Дедуктивная и индуктивная логика. М. 1905 г
  29. В. Лесевич. Что такое научная философия. С-Петербург 1881г
  30. В. Райх. (1897-1957) Психология масс и фашизм. (1933г.) С.-Петербург 1997г.
  31. В.А. Сластенина, А.С. Обухова. Психология. 2012 г Московский педагогический гос. универ. Москва 2015 г.
  32. В.В. Розанов. О понимании. 1886 г С-Петербург 1994г.
  33. Вебер Гунтхард. Кризисы любви. Москва 1998г
  34. Вейсс Франциск Родольф. Нравственные основы жизни. 1751 – 1818 г. Минск 1994г.
  35. Войтов. Диалектическая логика. Москва 2016 г
  36. Вунд Вильгельм. Очерки Психологии. (1896г.) Москва 1912г.
  37. Выгодский Лев Симхович. Мышление и речь. Москва 1996.
  38. Выготский (1896 – 1934г.) М. 1996г.
  39. Г.Риккерт. (1863-1936) Философия жизни. Минск, М. 2000г.
  40. Газета «Демократическая Россия» №4 1990г
  41. Гельвеций Клод Адриан. Сочинения в двух томах. Москва 1973г.
  42. Герберт Спенсер. Социальная статика. 1864 г С-п 1906 г
  43. Гессен С.Й. (1887-1950) Основы педагогики. 1923г
  44. Гессен С.Й. (1887-1950) Основы педагогики. 1923г
  45. Гёфлер Основные учения логики Спб 1910
  46. Грегори Бейтсон. Шаги в направлении экологии разума. 1972 г Москва 2005 г
  47. Д. Варламова, А. Зайниев. С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города. М. 2017
  48. Д. Дьюи. Психология и педагогика мышления. М. 1900г.
  49. Дебэ. Философия брака. С-Петербург. 1908г
  50. Дейв Маркам. Деловое мышление. 2002 москва 2004
  51. Деструктивные эмоции. Научный диалог с Далай-Ламой. Даниэль Гоулман. Минск 2009г
  52. Дж.В. Драпер. История умственного развития Европы. Киев 1896 г
  53. Дженни Тейчман. Кэтрин Эванс. Философия. Руководство для начинающих. Кембридж 1991г Москва 1997г
  54. Джефф Хокинс, Сандра Блейксли. Об интеллекте. 2002г М. 2007
  55. Джидду Кришнамурти. Образование и смысл жизни. 1987г
  56. Джон Дьюи. Психология и педагогика мышления. Москва 1900г.
  57. Джон Кехо. Подсознание может всё! 1997г Минск 2006г
  58. Джон Локк 22 Джон Дьюи. Психология и педагогика мышления 1907г. (1859 — 1952)
  59. Джон Холт. Причины детских неудач. 1964г СПб 1996г
  60. Джордан Питерсон. 12 правил жизни. 2018г Питер 2020
  61. Диалектический материализм. Академия наук СССР. Институт философии. Под ред. Г.Ф. Александрова. М. 1953г.
  62. Дидактика Вильмана 1900г.
  63. Духовные школы в России до реформы 1808 года. П. Знаменский. Казань 1881 г
  64. Е.К. Войшвилло, М.Г. Дягтерев. Логика. Москва 2010 г Учебник для вузов.
  65. Жан-Мари Денкэн. Политическая наука. Москва 1993г
  66. И.В. Скворцов. Записки по педагогике. Петроград 1915 г
  67. И.И. Гарин. Йехуизм. Харьков 1994г
  68. И.С. Продан. Психология для 7 класса мужских гимназий и для самообразования. Харьков 1908г
  69. История русской педагогики. Е.Н. Медынский. Доктор Педагогических наук. Действительный член АПН РСФСР. Учебное пособие для педагогических вузов. Москва. 1938г
  70. Ищенко. Краткий философский словарь. М 1931 г
  71. К.Кейес, Т. Голас. Программы счастья и несчастья или Как заставить свою жизнь работать. М 1996
  72. К.Н. Вентцель. Этика и педагогика творческой личности. М. 1911 г.
  73. К.Н. Корнилов Психология. Москва 1934г
  74. Квантовая психология. Р.А. Уилсон – психолог. 1990 г М. 2002 г
  75. Кедров. Законы мышления. Академия наук СССР Москва 1962г.
  76. Крупенин. Эффективный учитель. Ростов. 1995г
  77. Л. Симхович Выгодский. (1896-1934) Педагогическая психология. 1926 г Москва 1996 г
  78. Л.С. Выготский. Педагогическая психология. Классические труды. Москва 1996г
  79. Лазурский. 1915 год. Петроград 1915 г
  80. Лебон. (1841-1931) Психология социализма. СПб второе русское издание. 1908г С-Петербург 1995г
  81. Лев Симхович Выгодский. 1896-1934г Педагогическая психология. Москва 1996г
  82. Ленин. Материализм и эмпириокритицизм. 1909 г Москва 1969 г
  83. Лестер Уорд. Психические факторы цивилизации. С-Петербург 1897г. (Минск 2005г.)
  84. Литературное чтение в школе. Голубков. Москва 1950 г
  85. лог. сл. 1967г
  86. Логика 1887г.
  87. Логика, или искусство мыслить. А.Арно и П. Николь. 1662г Москва 1991г
  88. Логический словарь. 1975 г
  89. Лорен Р. Грэхэм. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. 1985 г Москва 1991
  90. М.С. Строгович. Логика. Член-корр. АН СССР Москва 1949г
  91. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. 1988 г
  92. Макс Нордау. Вырождение. (1893г.) Москва 1995г
  93. Марксистская этика. А.И.Титаренко. Москва. Политиздат, 1980
  94. Марксистская этика. Титаренко. М. Политиздат, 1980
  95. Мозгоускорители. Ричард Нисбетт. 2015 г Москва 2016 г
  96. Морис Конфорт. В защиту философии против позитивизма и прагматизма. Москва 1951г
  97. Мортимер Адлер. Как читать книги. 1940 г Москва 2011 г
  98. Московичи Социальная психология. С. Питер. 2007г.
  99. Мышление. Под редакцией Джона Брокмана. 2013 г М. 2018
  100. Н. Кареев. Общие основы социологии. Петроград 1918
  101. Н.А. Рубакин Письма к читателям о самообразовании. С-Петербург 1913г
  102. Н.В. Колокольцев Обучение изложению и сочинению на уроках литературного чтения. Москва 1955г.
  103. Н.Г. Григорьев. Сотрудник гимназиста. Сочинения и планы. С-Пб 1908 г
  104. Народная энциклопедия. Том 9. Философия и педагогика. Харьковское общество распространения в народе грамотности. Москва 1911г.
  105. Ницше. Злая мудрость. Москва 1993г
  106. Новейшее образование. Его истинные цели и требования. Санкт-Петербург 1867 г
  107. Обществоведение. Учебник для выпускного класса средней школы и средних специальных учебных заведений. Издание 20. Москва 1982 г Издательство политической литературы
  108. Отто Вейнингер. Пол и характер. Москва 1992г.
  109. П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. МГУ им М.В. Ломоносова. Классический университетский учебник. 1999 г Москва 2015 г
  110. Педагогическая психология. 1926 г Москва 1996 г
  111. Питер Уайброу. Мозг. Тонкая настройка. 2015 г М. 2016 г
  112. Питирим Сорокин. 1889-1968 Человек Цивилизация Общество. Москва 1992г
  113. Потебня Александр Афанасьевич. Мысль и язык. Для средних учебных заведений. (1862г.) Киев 1993г.
  114. Прентис Мильфорд. К жизни. С-Петербург 1912г
  115. Р. и К. Вердербер. Общение. Психология общения. СПб 2003г.
  116. Р.С. Немов. Психология. 2018 г
  117. Роберт Кайл. Развитие ребёнка. 1988г С-Петербург 2006г
  118. Робин Скиннер Джон Клииз. Семья и как в ней уцелеть. (1983) Москва 1995
  119. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. Москва 1940 г
  120. Сикорский. Душа ребенка 1909г.
  121. Социальная психология. Под редакцией С. Московичи Питер. 2007г.
  122. Сталин. Марксизм и языкознание
  123. Стивен Р. Кови. 7 навыков высокоэффективных семей. Как создать по-настоящему крепкую семью в наше неспокойное время. Минск 2007
  124. Сюнь-Цзы 313-238
  125. Т.А, Рибо Эволюция общих идей. 1898г Москва 2004г
  126. Т.С. Ищенко. Краткий философский словарь. Москва 1930г
  127. Теодюль Арман Рибо. Эволюция общих идей. 1898г Москва 2007г
  128. Теория сочинения. П. Житецкий. Киев 1902г
  129. У. Джеймс. Психология. 1892г Москва 1991г
  130. Успенский. В поисках чудесного. Питер 1994
  131. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Сп 1905 г
  132. Ушинский. 1824-1870гг. Человек как предмет воспитания.1867г.
  133. Ушинский. Детский мир и хрестоматия. 1864г Москва 2003г
  134. Ушинский. Собрание педагогических сочинений. С-Петербург 1905 г
  135. Ф. сл. Радлова. М. 1913 г
  136. Фил. сл. Радлова 1913 г.
  137. Философия и педагогика. Москва 1911 год.
  138. Философия. Учебное пособие. Москва 1997 г
  139. Философский словарь. Фролова Политиздат 1991г
  140. Флемминг Фанч. Преобразующие диалоги. 1995г Киев 1997г
  141. Фолькман. Теория познания. 1911г.
  142. Франсуа Г. Е. История воспитания и образования. Москва 1912 г
  143. Фромм Эрих. Искусство любви. Мгу.1990г.
  144. «Чернышевский, Суеверие и правила логики.
  145. Избранные философские сочинения. Т. 2 1950 г»
  146. Шершеневич. Социология. Москва 1910г
  147. Шибутани Т. Социальная психология. 1969 г Москва 1999 г.
  148. Шопенгауэр (1788-1860) Об интересном. Москва 1997г.
  149. Э. Фуллер Торри. Шизофрения: книга в помощь врачам, пациентам и членам их семей. 1983г. С-Петербург 1996.
  150. Э.В. Ильенков. доктор философских наук. Диалектическая логика. М. 1984
  151. Э.В. Ильенков. доктор философских наук. Диалектическая логика. М. 1984
  152. Э.Л. Радлова. 2-е бесплатное приложение к журналу «Вестник». С-Петербург (1913 г)
  153. Э.Н. Гусинский, Ю.И, Турчанинова
  154. Эббингауз. (1850-1909) Очерк психологии.1908.
  155. Энциклопедический словарь юного филолога. Москва 1984г
  156. Эрик Берн. Игры, в которые играют люди. Лениздат 1992г
  157. Эрик Нойман. Происхождение и развитие сознания. 1949 М. 1998г
  158. Эрих Фром. (1900-1980) Иметь или быть?
  159. Эрих Фром. 1900-1980 Психоанализ и этика. Москва 1993г.
  160. Эрих Фромм. Бегство от свободы. Москва 1995г
  161. Этика. Кавелин. 1887г.
  162. Этьенн Бонно де Кондильяк. 1714-1780г. М. 1983г.
  163. Юрий Пивоваров. Историк. Академик РАН Интернет 26 11 2020

Скачать
«Обществознание» С.М. Гришкевич
Критика